Мастер-класс для музыкальных руководителей «Речевое музицирование и развитие чувства ритма»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ИЗ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ ПО КАРЛУ ОРФУ «ВОЗДУШНЫЙ ШАР» И «ТАНЦУЮЩИЙ МЯЧИК»
Котолевская Марина Юрьевна
музыкальный руководитель
СП «Детский сад №52» ГБОУ СОШ№26 г.Сызрани
Актуальность : на занятиях по музыкально речевому музицированию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для координации движений, чувства ритма, пения и элементарного музицирования. В процессе работы у детей развивается творческое мышление. фантазия, умение импровизировать.
Цель музыкального воспитания: способствовать комплексному развитию навыков пения, движений под музыку и элементарного музицирования.
Задачи:
- развивать координацию движений, мелкую моторику, чувства ритма.
- совершенствовать певческие навыки детей.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчевость, эстетический вкус средствами музыки.
-Развивать творческое мышление, фантазию, умение импровизировать.
Методы и приёмы: исследовательский, практический.
Оборудование: шкатулка, воздушный шарик спущенный, разноцветные мячики маленькие.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема мастер-класса: «Речевое музицирование и чувство ритма из цикла занятий по Карлу Орфу " Воздушный шар" и "Танцующий мячик"
О способах альтернативных. Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность, они успели доказать.
Занятия нетрадиционные включают множество идей.
Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса.
В них удачно сочетаются - речь, музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения и колористические средства звукоподражания.
И все прекрасно получается, и равнодушных точно нет!
Мы в детстве себя часто представляли- волшебниками стать,
Но для начала предлагаю мою загадку отгадать.
Смотрите какая у меня шкатулка, как вы думаете , что в ней находится? ( присутствующие пытаются отгадать).
-Чтобы вам было легче, отгадайте загадку.
Он на нитке-поводке
Нитка держится в руке
(держу паузу, все отгадывают)
Его держу за поводок
Хотя он вовсе не щенок.
Легкий, праздничный смешной,
И в придачу надувной.
Он сорвался с поводка
И улетел под облака.
(отгадывают загадку)
-Шарик большой, а как же он мог поместиться в мою шкатулочку?
Исследование: большой - маленький
- Покажите, какой шарик был большой? А теперь покажите, как он мог сдуться, чтобы поместится в маленькую шкатулку?
Ритм и движения на месте
Для того, чтобы стать таким маленьким, шарик
Лопну-2 щелчка,
Хлопнул-2 хлопка
Бам!!!-подпрыгнуть
Ш-ш-ш- сдуться и сжататься.
Давайте попробуем надуть наш шарик
Мы надуем шар воздушный Вот такой большой-большой. | прижать ладони друг к другу и медленно развести широко руки в стороны |
Отпустили его в небо, Помахали вслед рукой. | Поднимают руки вверх Машут кистями рук |
Полетел воздушный шарик, Прямо, прямо к облакам, | Разбегаются по залу в рассыпную |
Но за сук он зацепился, | Резко останавливаются |
Лопнул, хлопнул-Бам! | 2 щелчка, 2 хлопка, прыжок вверх! |
ШШш..... | Присесть и сдуться, произнося "ш-ш" |
Движение в пространстве
-Давайте сейчас все будем воздушными шариками и под мелодию "Воздушный шарик"(муз. и сл. Картушиной) полетаем по залу, как воздушные шарики.
-А теперь шарик-
Лопнул-2 щелчка
Хлопнул-2 хлопка
Бам!!!-подпрыгнуть
Ш-ш-ш- сдуться, сжаться.
А сейчас я вам открою еще один секрет моя шкатулка не простая в ней еще загадка, что же в ней еще лежит?
( Ответы, догадки)
Из шкатулки достаю, разноцветные полоски, разные по размеру, и разные по цвету, для того чтобы выложить ритмический рисунок. Сейчас вместе с вами прочитаем маленькое стихотворение:
Разные-разные
Голубые, красные
Желтые, зеленые
Воздушные....шары!
А теперь каждый из вас выбирает по цвету себе шарик, и выкладывает ритмический рисунок
Замечательно справились с заданием и наши шарики превратились в красивые мячики.
(Показываю мячики разных цветов)
А сейчас наши мячики оживут и будут вместе с нами слушать и выполнять движения под музыкальное произвдение Л.В. Бетховена " К Элизе"
- Уважаемые, коллеги! Спасибо Вам за активное участие в мастер – классе. Благодарю за сотрудничество!
Итог обыденной работы -
Восторг волшебного полёта!
Всё это дивное явленье -
Занятие, рождённое вдохновеньем.
Литература:
«Элементарное музицирование с детьми», Орф-Фокус, Сборник Российской Орф – Шульверк Ассциации, Педагогическое общество России, 2017г.