Мастер-класс для родителей и детей «Изготовление фотоальбома в технике ПОП-АП»
Мастер-класс для детей и родителей
Радость не только в результатах деятельности,
но и в самой деятельности.
Радислав Иванович Гандапас
известный специалист по лидерству в России
Информационная справка о мастер-классе
Тема. «Занятие с детьми старшего дошкольного возраста. Осенний фотоальбом в технике POP-UP».
Место проведения: МДОУ ясли-сад № 101 г. Донецка», группа № 5 «Мотылек», 10.11.20., 16.30 ч.
Ф.И.О. автора: Кузниченко Инна Викторовна, старший воспитатель, II квалификационная категория. Продолжительность мастер-класса 1 час.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 6 лет, педагогов, родителей, воспитателей.
Назначение: подарок.
Рекомендуемая литература:
Ольга Соколова - Pop-up. Чудеса бумажного декора
Интернет-ресурсы:
1.Англо-Русско-Английский словарь общей лексики, сборник из лучших словарей. English-Russian-English dictionary of general lexis, the collection of the best dictionaries. 2012 https://slovar-vocab.com/english-russianenglish/best-collection-vocab/pop-up-4903553.html
2. Источник: http://www.cablook.com/inspiration/pop-books-iskusstvo-ili-igra/
3. Animated Anatomies, An Exhibition of Antique Medical Pop-Up Books. Источник: https://laughingsquid.com/animatedanatomies-an-exhibition-of-antique-medical-pop-up
4. The History of Movable Paper in One Massive, 9,000-Book Collection. Источник: https://www.atlasobscura.com/articles/magic-movable-pop-up-books
5. A short time-line of movable/pop-up book history to the 1940s. Источник: https://allegrobookcollection.typepad.com/allegrobookcollection/about.html
6. A short time-line of movable/pop-up book history to the 1940s.
Источсник: https://allegrobookcollection.typepad.com/allegrobookcollection/about.html
7. Early 20th Century Pop-ups. Источник: https://library.bowdoin.edu/arch/exhibits/popup/early-20th-century.shtml
8. Музей детской книги. Источник: https://kid-book-museum.livejournal.com/tag/Кубашта
9. Waldo Hunt, King of the Pop-Up Book. Источник: http://philosophyofscienceportal.blogspot.com/2009/11/deceased
10. nsportal.ru Картотека пальчиковых игр
Цель: формировать у родителей представление об одной из бумажных техник под названием POP-UP, как средстве развития мелкой моторики рук и творчества у детей старшего дошкольного возраста. Изготовление осеннего фотоальбома.
Задачи:
познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области работы с бумагой;
научить на практике создавать бумажные детали
показать возможности техники POP-UP для развития мелкой моторики рук и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
формировать у родителей умение организовывать совместную игровую деятельность с детьми.
развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия.
Необходимые материалы:
- ватман
- померан желтый и красный
- клей ПВА
- сухие листья
- ткань сизаль
- фото детей
- цветы
- цветная бумага
План-конспект мастер – класса
Теоретическая часть
Учитывая особенности современных детей (гиперактивность, привязанность к гаджитам), для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Ребенка всегда нужно знакомить с чем-то новым, интересным и захватывающим, чтоб при общении с вами ребенок радовался жизни и желал познать что-то новое самостоятельно для его полноценного развития. Просто научите ребенка учиться с удовольствием.
Сегодня, мы будем с вами изготавливать Фотоальбом «Золотая осень в МДОУ «Ясли-сад №101 города Донецка» в технике POP-UP.
Что такое POP-UP?
1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ POP-UP.
В переводе с английского «pop-up» означает «выпрыгивающий», «выскакивающий», есть и определение pop-up книги – это книга, сконструированная таким образом, что при раскрытии какой-то графический элемент поднимается со страницы, становясь объемным1 . При изучении вопроса возникновения поп-ап искусства оказалось, что оно имеет очень давнюю историю. В основном выделяют три основных этапа развития объемных панорамных книжных конструкций: 1) 13 - 18 вв. – характеризуется первыми экспериментами по созданию подвижных объемных иллюстраций в книгах, причем в основном в научных изданиях для демонстрации результатов исследований и опытов; 2) 19 – начало 20 вв. – распространение поп-ап конструкций в другие области книгопечатания, в том числе и в детские книги, которые стали называть книги с метаморфозами или подвижные книги;
3) Начало 20 - 21 вв. – активное применение подвижных объемных иллюстраций, в том числе в авторских книгах, открытках, рекламе, модных каталогах, архитектурных журналах. В 13 в. появились первые книги с объемными иллюстрациями: английский художник и историк Мэтью Пэрис вклеил в книгу складную карту и сконструировал вращающиеся схемы. Раймонд Луллий – каталонский философ, который как считается впервые применил подвижные бумажные части на основе дискового механизма для демонстрации своих философских идей.
В 14 в. появился механизм «turn-up», который позволял открывать слой за слоем новые картинки, а общая их часть крепилась к основной странице в книге. Такую конструкцию часто использовали при издании анатомических книг.
Со второй половины 18 в. стало издаваться большое количество детских книг. Для привлечения покупателей издатели стали экспериментировать с различными движущимися элементами в книгах. В 1765 г. лондонский печатник и книготорговец Роберт Сойер создал первую книгу «Harlequinade» в технике «Pop-up». Сойер изобрел книжный стиль lift-the-flap. Он состоял в наборе бумажных клапанов с иллюстрациями, прикрепленных к странице. Поднимая и опуская клапаны, можно показывать другую картинку, совмещать разные нарисованные
В 14 в. появился механизм «turn-up», который позволял открывать слой за слоем новые картинки, а общая их часть крепилась к основной странице в книге. Такую конструкцию часто использовали при издании анатомических книг.
Со второй половины 18 в. стало издаваться большое количество детских книг. Для привлечения покупателей издатели стали экспериментировать с различными движущимися элементами в книгах. В 1765 г. лондонский печатник и книготорговец Роберт Сойер создал первую книгу «Harlequinade» в технике «Pop-up». Сойер изобрел книжный стиль lift-the-flap. Он состоял в наборе бумажных клапанов с иллюстрациями, прикрепленных к странице. Поднимая и опуская клапаны, можно показывать другую картинку, совмещать разные нарисованные сцены, расположенные на странице. Таким образом можно составлять всякие забавные вариации на основе оригинальных рисунков. Получалось весело и забавно.
В 19 в. книги с движущимися бумажными элементами стали продавать повсюду. Издавались они, в основном, в Германии и в Англии, стоили очень дорого. Новым элементом были «окошечки», через которые читатель должен был смотреть внутрь и видеть объемную картинку. Книги были созданы в стиле peep-show (от англ. to peep – «подглядывать, заглядывать»)
В начале 19 века многие издательства в Европе заинтересовались изданием книг в стиле поп ап. И самыми яркими примерами могут быть книги английского издательства «Dean & Son», которое впервые применило принцип жалюзи в своих книгах, книги Эрнеста Нистера, который превращал свои книги практически в мультфильмы за счет вращающихся элементов. Но, пожалуй, наиболее оригинальными интерактивными книгами этого периода можно считать иллюстрированные издания Лотара Меггендорфера.
В 20 веке поп ап в книжном искусстве стал появляться не только у европейских авторов, но и за океаном. В Америке в Чикаго издательство Blue Ribbon Press издает pop-up книги с Микки Маусом и другими героями популярных комиксов. Именно Blue Ribbon ввел термин pop-up на рынок книгоиздания. Этими книгами увлекались как взрослые, так и дети. Они достигли такого пика популярности, что каждая уважающая себя американская семья считала необходимым иметь дома комикс издательства Blue Ribbon.
В XX в. в СССР книжки-панорамы выпускало издательство «Малыш». В Чехословакии издательство «Артия» специализировалась на издании книг с объемными иллюстрациями. Самым известным художником-иллюстратором является Войцех Кубашта.
Некоторые из его панорамных книг даже не имели текста, например, рождественская серия. Их предназначение было украшение стола и рассматривание самых мелких деталей.
2.2 POP-UP СЕГОДНЯ
Появление такого направления, как реклама, перенесла pop-up в сферу экономики. Первым, кто успешно интегрировал искусство объемной иллюстрации в большой бизнес, был американец Уолдо Хант. Он создал серию pop-up рекламы и выставил ее в одном из журналов, что вызвало небывалый интерес к этому искусству.
Не обошелся без поп ап технологий и интернет. Мы помним, что pop up с английского переводится как «внезапно возникающий, выпрыгивающий». Так вот все те вдруг выскакивающие на страничках интернета окна с рекламными объявлениями10, оказывается тоже поп ап, только виртуальный. И сейчас уже существует целое направление поп ап рекламы в интернете.
Кроме того в рекламе широко используют так называемые pop up store или поп ап магазины (временные торговые точки), местом размещения которого может абсолютно любое место – от привычных торговых центров до парков, музеев, улиц и даже пляжей. Главное в этом случае неожиданность появления такой торговой точки для покупателя и творческий подход в ее оформлении со стороны продавца, чтобы произвести как можно большее впечатление на клиентов. История Pop-up store как формата присутствия марки в необычном для себя и аудитории месте насчитывает чуть более 10 лет. В начале 2000-х первым идею неожиданно появившегося магазина (pop-up storе) реализовал магазин Vacant в Лос-Анджелесе. Pop-up store этой марки открывался только на несколько часов ровно на время распродажи товаров. Позднее popup store этой марки стал кочевать по Америке, привлекая внимание местных жителей.
В России одним из самых известных и неудачных примеров поп ап магазина можно назвать установку на Красной площади «чемодана» Louis Vuitton в 2013 году.
Более простой формой поп ап магазинов являются поп ап стенды, которые также можно встретить повсеместно.
Но несмотря на то, что POP-UP проникает в другие сферы, все-таки главной областью его применения остаются книги. В начале 21 века техника создания объемных книг стала более изобретательной и разнообразной. Происходит это и благодаря новым технологиям бумажной инженерии, и благодаря большому количеству талантливых художников, которые переводят в объемный вид буквально все, начиная от каталогов известных модных домов и заканчивая кинобестселлерами. Именно это поколение творцов можно назвать отцами золотого века popup книг. Теперь 3D книги пестрят не героями комиксов, как это было в 30-е годы, а персонажами культовых фильмов и сериалов.
Вслед за художниками-иллюстраторами идею объемной книги подхватили представители других творческих профессий. Так, модельный дом Dolce&Gabbana, следуя моде, создает свои каталоги с объемными картинками.
В архитектурном pop-up тоже есть свои маленькие шедевры. Один из ярчайших примеров — книга об истории создания знаменитого железнодорожного вокзала Кингс-Кросс в Лондоне. Это, скорее, даже не книга, а чудо инженерной мысли.
Роберт Сабуда – современный бумажный инженер детских книг. Роберт выпустил порядка 20 объемных книг. Он также делает книги с объемными абсолютно белыми иллюстрациями.
Еще одним ярким автором является Бенжамин Лакомб. Он воплотил в жизнь правило, что «детские книжки отличаются от взрослых книжек тем, что их нужно делать лучше». Его книги действительно трехмерны. У Пиноккио такой длинный нос, что вам, разглядывая картинку, даже хочется отодвинуть книгу от себя, чтобы не зацепиться. А мадам Баттерфляй совсем натурально выпархивает со страницы. И колода карт, в которую превратились герои Страны Чудес, так и пересыпается со страницы на страницу, как у ловкого фокусника.
Николай Немзер – в творческие дизайнерские проекты включал объемные конструкции из бумаги. Более 20 лет занимается только бумажными конструкциями, создавая бумажные объемные игрушки, книжки-раскладушки и объемные открытки, подарочные упаковки. Николай Немзер является основателем школы «Pop-up» в России.
2. Практическая часть.
Перед тем как мы будем изготавливать открытку, попрошу всех выполнить пальчиковую гимнастику «Осень»
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на колени)
Ветер бросил на тропинку.
Поэтапное изготовление открытки.
1. Приготовим необходимые материалы
2.Делим альбомный лист пополам, ножницами создаем деталь фотоальбома.
3. Из сиреневого листа бумаги А-4 делаем веер.
4.Вклеиваем веер в деталь открытки.
5.Берем основу открытки размером А-4 и складываем ее пополам, с одной стороны наклеиваем красный лист померана, с другой желтый лист померана.
6.Основу открытки обворачиваем тканью «сизаль».
6.Теперь соединяем «деталь с веером» с «основой фотоальбома» 2-х сторонним скотчем.
7.В середине открытки рисуем дерево.
8.Мелко нарезаем сухие листья .
9. намазываем дерево клеем и присыпаем сухими листочками
10. Наклеиваем фотографии
1
11. На внешней стороне открытки создаем букет из листьев и цветов ( используем двухстороних скотч)
1
12. Вверху фотоальбома наклеиваем надпись "Золотая осень В МДОУ "Ясли-сад №101 города Донецка"
Фотоальбом готов.
3.Обратная связь. Подведение итогов.
Вот и получился у нас великолепный фотоальбом в технике POP- UP
Отзывы о мастер-классе можно оставить, заполнив лист - отзыв.
Спасибо за сотрудничество!
Фролова Елена Николаевна
Кузниченко Инна Викторовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кияйкина Наталья Федоровна
Гагаринова Ирина Викторовна
Кузниченко Инна Викторовна