Мастер-класс для родителей "Развивающие игры Б.П.Никитина с детьми младшей группы"
МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад№5»
Подготовила и провела: воспитатель Алемазова Ольга Андреевна
2024г.
Цель: Познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б.П.Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Заинтересовать родителей играми Б. П. Никитина для использования в развитии своего ребенка.
2. Обучить родителей играм, способствующих интеллектуальному развитию младших дошкольников.
3. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование: мяч, компьютер, мультимедийный проектор, развивающая игра -кубики Никитина «Сложи узор», схемы, игры на ФЭМП из математического уголка, сделанные своими руками; большой кубик Никитина.
Ход мастер-класса.
Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина с детьми младшего дошкольного возраста».
Я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».
Мини-игра «МЯЧ РАДОСТИ» (участники стоят в кругу)
Воспитатель: Я хочу поделиться с вами радостным настроением. Для этого поверните обе руки ладонями вверх, а «мяч радости» покатится по ним, оставляя вам хорошее настроение. Условие: мяч нельзя ронять, перебрасывать. Мяч должен катиться. Молодцы! Дружная команда сегодня у нас собралась!(садятся за столы)
Основная часть.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю отгадать слово из 4 букв, вопрос такой: Что является самой лучшей формой обучения для дошкольников?(игра)
Воспитатель: Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, речь, а так же развивает память, внимание, наблюдательность, индивидуальные способности каждого ребенка и учат применять имеющиеся знания в новых условиях. Одним словом, развивающие игры оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!
Сегодня я хотела вас познакомить с играми Никитина. (презентация)
Бори́с Па́влович Ники́тин (21 января 1916—1999) — один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества.Это был человек слова и дела, отец семерых детей, дед 17 внуков, автор многих книг, ставших настольными для более 15 миллионов семей во многих странах.
Характерные особенности игр Никитина.
1) Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д.
2) Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4) Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
Играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Практическая часть.
Воспитатель: В нашей группе есть математический уголок, который я стараюсь пополнять различными интересными играми для детей(на прищепках, с различными видами схем и палочек, на липучках, различные лото с геометрическими фигурами, которые спрятаны в предметах окружающих нас(презентация игр своими руками)
По данному направлению игр Б.П.Никитина, я начала работать в этом году. Дети уже знакомы с кубиками Никитина, им нравится собирать по схеме.( слайд- фото с детьми). На занятиях по математики, я тоже ввожу элементы игр с кубиками Никитина, но и в свободную деятельности, в индивидуальной работе(слайд).
Воспитатель: Сегодня я хочу обратить ваше внимание на конкретную игру «Сложи узор», т. к. Б. П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет, что соответствует возрасту детей нашей группы.
«Сложи узор» - одна из самых популярных игр Никитина. Игра хороша тем, что прекрасно развивает ум и интеллект ребенка, учит его решать нестандартные и сложные задачи.
На данный момент есть один экземпляр готовый фабричный вариант и два варианта, которые я сделала своими руками : на липучках и на магнитах.
Смысл игры - построить из кубиков разнообразные изображения по схеме.
Состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета. 16 ее кубиков окрашены одинаково, но необычно -все 6 граней каждого по-разному. Поэтому ребенок может поставить кубик на стол 12 разными способами. К игре приложено более ста рисунков с узорами, начиная с совсем простых, доступных детям в 1,5 -2 года, и кончая очень сложными, с которыми справится не всякий взрослый.
Цель игры - развитие ребенка. Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои индивидуальные и творческие способности.
В результате работы по данной технологии:
1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.
2. Ребенок учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.
3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.
4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.
5. Кубики Никитина хорошо действуют на развитие моторики детей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в эту игру. На столе предложены карточки с узорами из всех серий. Начнем с простых узоров-заданий серии СУ.
Задание №1: Сложите узоры из предложенного набора кубиков по карточка – схемам («Дом», «Ёлочка», «Фонарик», «Цветок», «Бабочка», «Лесенка», «Лодка», «Золотая рыбка»).
Задание №2: «Составь узор по сюжету сказки».
Сказка «Снежинка» (зачитать и показать сказку родителям)
Я – Снежинка. Была на севере. Там много снега и белые медведи. Одета я, как и мои подружки-снежинки, в пышное, белое платье, а на голове корона. Когда мы падаем на землю, то кружимся в танце, как балерины. Все нам рады: и зайчики, и белочки, и детки. А одна маленькая девочка, когда идет снег, широко открывает рот, чтобы в него попало много снежинок.
Рефлексия:
Воспитатель: В руках у меня большой кубик Никитина. Ваша задача передавать друг другу кубик и обменяться мнениями с помощью незаконченного предложения: «Я обязательно изготовлю с ребенком кубики, потому что…..»
Воспитатель: Уважаемые родители, благодарю вас за то, что пришли сегодня на мой мастер-класс. Сегодня мы немного отвлеклись от взрослых дел и побыли детьми. Спасибо за внимание!
Куликова Ирина Геннадьевна