Совместные игры родителей с детьми младшего дошкольного возраста

4
0
Материал опубликован 7 September 2020

Стрыгина Алла Николаевна

Смолянова Ольга Викторовна

Совместные игры родителей с детьми младшего дошкольного возраста 


 В настоящее время высокая значимость первых лет жизни ребёнка для развития будущей личности в целом уже не вызывает сомнений, а раннее развитие детей становиться модной тенденцией.

       Ранний возраст - период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром, поэтому всё, что его окружает: предметы, игрушки, растения, животные - вызывает особый интерес. Дети любят исследовать новые объекты, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами, наблюдать. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребёнок приобретает богатый чувственный опыт, получая мощный импульс для развития интеллекта.

        Современная система отечественного дошкольного образования строиться в соответствии с всемирно признанной детского развития Л.С. Выготского. Считается, что ребёнок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», то есть развивается не ребёнок сам по себе, а система «взрослый ребёнок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельная личность. При этом учиться он лишь у тех, кого любит и кому доверяет. Следовательно, главными учителями и воспитателями для ребёнка являются его родители, общение и совместная деятельность с которыми выступают источниками развития малыша. Поэтому в последнее время на базе дошкольных образовательных учреждений стали актуальны центры игровой поддержки ребёнка, группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольное образовательное  учреждение, куда приходят дети раннего возраста вместе с родителями. Здесь они обучаются и развиваются вместе: вместе общаются, экспериментируют, делают первые открытия, играют с пальчиками, водой песком и другими сыпучими материалами, лепят из теста, слушают музыку, пробуют танцевать и т.д., открывая для себя новые игры и их возможности.

Японская пословица гласит:

Расскажите мне, и я забуду.

Покажите мне, и я запомню.

Дайте мне сделать, и я пойму.

       Пальчиковые игры представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Главная цель пальчиковых игр-переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребёнка.

       Игры с водой - одна из форм естественной деятельности ребёнка, они содержат в себе огромный потенциал для всестороннего развития детей. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, способствуя расслаблению, психоэмоциональной разрядке. Поэтому игры с водой для детей являются очень эффективным способом само терапии.

       Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребёнку форма деятельности. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве с песком, чаще вырастают уверенными в себе и успешными. Взрослый через игру с ребёнком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему все нормы и правила поведения в группе. Также психолог вместе с родителями естественным путём могут осуществлять психолого – педагогическую коррекцию поведения ребёнка и обучить его социально приемлемым способам эмоциональной разрядки.

        Дети раннего возраста, как правило, проявляют интерес к обычным мелочам, например к прищепкам. Игры с прищепками стимулируют познавательную активность малышей, способствуют развитию мелкой моторики, воображения, мышления и умения устанавливать логические связи. В играх с прищепками дополнительное стимулирование получают зоны коры головного мозга, отвечающие за речевое развитие. В рамках игровой поддержки детей, при работе с детско – родительской парой, игры с прищепками способствуют формированию гармоничного позитивного взаимодействия в паре «родитель - ребёнок».

      Дети раннего возраста имеют особенности в поведения, которые следует учитывать в ходе игрового взаимодействия. Во – первых, малыш не способен длительное время сосредотачиваться на одном виде деятельности, уровень развития у них мелкой моторики делает затруднительной работу по изобразительной деятельности. Кроме того, у детей возникает соблазн попробовать окружающие предметы на вкус, бросить, смять, разорвать и т.д. Учесть эти трудности в проведении игровых сеансов с детьми раннего возраста позволяет тесто пластика. Экспериментирование с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает сенсорный опыт детей; формирует представления о форме, свойствах и возможностях применения пластичных материалов; стимулирует познавательную активность; способствует развитию воображения, абстрактного мышления, творчества. Игровые сеансы лепки из солёного теста не просто вооружают ребёнка умениями и навыками – они помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него новый образ.

       В играх с детьми раннего возраста эффективным является использование фланелеграфа. Игры с использованием фланелеграфа позволяют разнообразить любые сеансы, так как сами дети и их родители становятся режиссёрами сказок и художниками, прикрепляя детали на фланелеграх в соответствии с сюжетом встречи.

         Использование интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир разнообразием впечатлений. Игровые сеансы с использованием световых, звуковых, ароматических и тактильных взаимодействий позволяет стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модель восприятия, поскольку в данных условиях идёт массированный поток информации на каждый анализатор, и восприятие становиться более активным.

         В присутствии родителей дети с большой готовностью идут на контакт с педагогом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека. Совместные занятия также являются своеобразным мастер – классом для родителей, которые раскрывают для себя секрет гармоничного взаимодействия с ребёнком. А неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению педагогов и родителей.

          Родители и педагоги должны помнить, что роль взрослого в психическом развитии ребёнка в первые годы жизни уникальна!

Литература

1.Барсукова О.В. Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями. Молодой учёный 2012 №3

2.Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком  до 3лет. ТЦ Сфера 2008

3.Зимина Н.В. Шедевры из солёного теста. ООО ТД «Издательство «Мир книги» 2009

4.Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практику по песочной терапии. СПб: Речь 2010

5.Савельева Е.А. Тематические загадки и весёлые игры для пальчиков  М.:НЦ ЭНАС 2007

6.Титарь И.А. Игровые развивающие занятия  в сенсорной комнате М. : АРКТИ 2009

7.Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим М. : ТЦ Сфера 2011.



Смолянова Ольга Викторовна МБДОУ «Детский сад «Золушка» г. Тамбова, воспитатель 89531270071

Стрыгина Алла Николаевна МБДОУ «Детский сад «Золушка» г. Тамбова, воспитатель 89106544154

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации