Мастер-класс «Искусство Эбру как средство снятия напряжения»
Пояснительная записка к презентации
Мастер-класс для педагогов
«Искусство Эбру как средство снятия напряжения»
Педагог-психолог МБДОУ детского сада №11 г. Нижний Ломов Жаркова О.А.
Тема: «Искусство Эбру – рисование на воде»
Цель: познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования Эбру.
Задачи: показать педагогам основной способ рисования красками на воде -
мраморирование, с элементами цветочного декора.
Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»
Назначение мастер-класса: Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.
Материалы: Жидкость, лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная.
Ход мастер-класса:
Слайд №1, №2
- Уважаемые коллеги! А вы пробовали рисовать на воде? Если нет, то сейчас попробуем вместе с вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим! Мои воспитанники от этого занятия просто в восторге.
Слайд №3, №4
«Эбру» - это старейшее искусство рисования, удивительное волшебство фантазии на воде. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но мы точно знаем, что эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе.
В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг.
Слайд №5
Всем вам известна поговорка: «Вилами по воде писано», которая означает что-то мимолетное и ускользающее. Так как же нам из этого мимолетного и ускользающего получить вот такие прекрасные рисунки?
(показ детских работ в этой технике)
Слайд №6, №7
Это работы детей и родителей. Работы индивидуальны, не похожи друг на друга, с разной цветовой гаммой.
Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение создает неповторимый образ. Рисование Эбру как искусство доставляет удовольствие, с эбру можно фантазировать без границ.
Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться.
И сегодня мы с вами научимся рисовать красками на воде, освоим способ мраморирования на воде. Слайд №8
Для этого нам нужна основа. В данном случае специальный раствор воды, который состоит из воды и крахмала. Я для вас его уже приготовила.
Еще для работы нужна гуашь, которую я разбавила водой до жидкого состояния с добавлением клея ПВА и инструменты: палочки, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная по размеру лотка. Всё это перед вами.
Итак, начнем по порядку:
(включается восточная музыка)
Слайд №9
Сначала создадим фон, фон нашего настроения. На кончик кисти набираем краску. Я возьму синий цвет. И слегка касаемся поверхности воды.
Берем следующий цвет. Я возьму …
(показ палочкой в воздухе)
Слайд №10,№11
А теперь палочкой в воздухе повторите за мной волнообразные движения по вертикали, теперь волнообразные движения по горизонтали, а может быть вам хочется сделать движения по круговой спирали, а кому-то хочется внести хаос в ваше творение.
Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!
Слайд №12, №13
И вот в разговор вступает бумага. Возьмите лист и шершавой стороной аккуратно положите на воду на 4-5 секунд. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость.
Рисунок сохнет от 30 минут до часа.
(показ работ участников)
(Музыка заканчивается)
Рефлексия Слайд №14
Вывод: Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ?
Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать их психические процессы, потому что ЭБРУ – это медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.
Слайд №15