12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вилкова Ольга Алексеевна38
Россия, Ульяновская обл., Новоспасское

МБОУ СОШ №1

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в мастерской «ИСКУССТВО СЛОВА» в 5  классе

по теме:

 

Разработала учитель

русского языка и литературы

Вилкова О.А.


Ульяновск, 2015 г.

Тема: «Язык как средство общения»

 

Цель:

  • дать представление о ведущей роли языка как средства общения;
  • познакомить с видами общительности;
  • побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Оборудование: мультимедиа.

Форма проведения: работа в группах.

Слово учителя. Сегодня мы открываем нашу мастерскую «Искусство слова» и проводим первое занятие под названием «Язык как средство общения». Еще раз убедимся в необходимости общения, познакомимся с видами общительности и проведем практическую работу.

 

Язык – великое творение человечества, инструмент для выражения человеческой мысли.

 

А представить ситуацию, когда язык перестал существовать, нам поможет эпизод из книги Свифта «Путешествие Гулливера». Наш герой оказался среди ученых, которые разрабатывали проект об упразднении всех слов «во имя здоровья и сбережения времени». Каждое произносимое слово, по мнению автора проекта, приводит к сокращению жизни.

- Вспомним, каким же образом люди стали общаться друг с другом? Напоминаю, словом мы называем вещи (Жители стали носить при себе вещи для выражения мыслей и желаний).

Единственным неудобством, иронически замечает Свифт, является то, что для пространственного разговора приходится таскать большие узлы.

Вывод: без языка человеческое общение не возможно, а без общения не может быть и общества.

- А что же такое общение?


Слайд №1

- Как мы называем человека, который легко общается?

Слайд №2

РАБОТА В ГРУППАХ

- Укажите какой речевой компонент нарушен?

(ответы учащихся)


 


 


 

Слово учителя. Общительность может быть высокой, низкой.

- Определите по слайду, на каком рисунке высокая активность у учащихся, а на каком низкая, объясните почему?

- Найдите слова, характеризующие высокий уровень коммуникативности?

Слово учителя. Народ, указывая на значимость речи и слова, сочиняет пословицы.

Продолжи по началу пословицу.

Задание по ряда. Набор пословиц.


 

Язык мой - … (враг мой).

Ласковое слово… (что весенний день).

На чужой роток… (не накинешь платок).

Язык до… (Киева доведет).

Красна речь… (пословицей).

С тобой разговориться… (что меду напиться).

Слово - серебро, молчание… (золото).

Острый язык дарование, а… (длинный наказание).

Сначала подумай, а… (потом говори).

Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

Что написано пером… (не вырубишь и топором).

- Знакомы ли вам пословицы?

- Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает. Объясни смысл.

Вывод: если говорящий не ведает что сеет, его речь неразборчива, небрежна. В этом мы сейчас убедимся.


 

СЦЕНКА

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет мой старший брат,

Он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им - раз!

Они ей – раз!

Но тут как раз ее он спас,

Он был с нею заодно,

Ух, сильное кино!

- Нет, видно, я еще мала,

Я ничего не поняла.

- Скажите, почему девочка ничего не поняла?

- А мне бы хотелось послушать образцовую речь. Общаясь между собой в группе, составьте рассказы по данным темам.

1 группа. Погода осенью.

2 группа. Осень в саду (в огороде).

3 группа. Осень в поле.

4 группа. Осень в лесу.

(звучат ответы на заданную тему)

Для выявления коммуникативных возможностей проводится АНКЕТА.

Самооценка общения

Считаете ли вы себя общительным человеком?

Умеете ли вы общаться?

Считаете ли вы, что нужно учиться общению?

Считаете ли вы себя интересным собеседником?

Всегда ли вам есть что рассказать знакомым?

(ответы да, не очень, нет)

Самооценка адаптации

Вы больше молчите, когда оказываетесь в обществе других?

Если вы встретились с незнакомым человеком, кто начинает разговор? Вы или он?

(ответы нет, не всегда, да)

Случалось такое, что вам трудно наладить общение с кем-нибудь?

Кто виноват, что общение не наладилось?

(ответы я, не я, по-разному)

Вывод: что же такое общение? Какой, по-вашему мнению, уровень общительности был на уроке?

Гости характеризуют уровень общительности учащихся на занятии, отмечают активных учащихся.

 Слово учителя. Занятие в мастерской будут продолжаться. Всех ребят благодарю за участие. До новых встреч.

Опубликовано


Комментарии (1)

Субботина Светлана Львовна, 02.05.16 в 10:56 0Ответить Пожаловаться
Неудобно воспринимать слайды презентации... Лучше загрузить отдельно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.