Мастер-класс "Кооперативное обучение на уроках ОПК: эффективные приемы развития коммуникативных навыков"
Мастер-класс «Кооперативное обучение на уроках ОПК: эффективPPTX / 16.46 Мб
Мастер-класс «Кооперативное обучение на уроках ОПК: эффективDOCX / 885.06 Кб
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
На протяжении нескольких лет я преподаю такой удивительный предмет, как основы православной культуры. Я могу отметить, что этот курс довольно специфический.
Слайд 2
В отличие от большинства учебных предметов, где акцент делается на академические достижения учеников, ОПК ориентирован на внутреннюю работу ученика над собой, что помогает формировать важные нравственные качества личности.
Отсутствие строгих требований по успеваемости располагает ребят к откровенному диалогу на какие-либо этические темы, связанные с моралью, верой, историей.
Слайд 3
Однако отсутствие формальных отметок также имеет свои недостатки. Некоторые учащиеся воспринимают необязательность оценивания как повод относиться к предмету менее серьезно.
Наверное, многие из вас наблюдали за последней партой такого товарища, который считает ворон на уроке.
А мне как учителю, который работает с детскими душами, нужно чтобы все были погружены в процесс обучения и говорения. Ведь для того, чтобы качество, обсуждаемое на уроке (милосердие, сострадание, героизм, честь и т.д.), стало частью внутреннего мира школьника, недостаточно просто послушать учителя или заучить информацию, важно осознанно размышлять над ней, обсуждать её вместе со своими товарищами. Именно благодаря диалогу, обмену мнениями достигается глубокое понимание материала. Дети учатся применять знания в повседневной жизни. У них формируются личные взгляды и ценности.
Передо мной встала проблема, а что я могу сделать, чтобы вовлечь в процесс обучения абсолютно каждого.
Слайд 4
На помощь мне пришел метод кооперативного обучения Спенсера Кагана, так же известный, как «4К компетенции». Этот метод позволяет развивать на уроках 4 основные компетенции учащихся, которые так же указаны и в государственных образовательных стандартах:
1.Критическое мышление - учащиеся учатся анализировать информацию, задавать вопросы, искать причины и следствия событий, делать выводы. Это особенно важно при изучении сложных этических вопросов, связанных с верой и моралью.
2.Креативность - ученики получают возможность проявлять творческое начало, находить нестандартные решения, предлагать новые идеи. Например, создание проектов, связанных с изучением культурных традиций или написание эссе на тему веры и жизни.
3.Коммуникабельность - дети учатся общаться друг с другом, высказывать свое мнение, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Групповые обсуждения и дебаты помогают развивать эти навыки.
4.Кооперация - работа в команде способствует развитию взаимопомощи, умения договариваться и принимать коллективные решения. Такие проекты, как совместная подготовка презентации или проведение классного мероприятия, отлично развивают этот аспект.
Что же такое кооперативное обучение? Прежде чем найти ответ на данный вопрос, давайте погрузимся в атмосферу сотрудничества и поприветствуем своего соседа справа, улыбнемся ему и пожмем руку.
- Поприветствуйте своего соседа слева, также подарите ему свою улыбку и пожмите руку.
- А теперь в течение 15 сек подумайте, что для вас значит кооперативное обучение.
- А теперь обсудите в паре с соседом свое мнение.
- К какому выводу вы пришли?
- Поднимите руку, кто считает, что кооперативное обучение – это умение работать в команде.
- Поднимите руку, кто считает, что это умение работать самостоятельно?
Слайд 5
Я с вами соглашусь. Действительно, кооперативное обучение заключается в сотрудничестве учащихся в малых группах, где каждый выполняет свое задание, обсуждает его в малых группах и готовит представить всему классу.
Слайд 6-7
Во время такого взаимодействия, индивидуальная работа каждого очень важна. Обучение в сотрудничестве строится на следующих принципах:
1.Равное участие в группе. Все участвуют в работе группы и каждый несет ответственность за результат. Мы все тонем или плывем в одной лодке)
2.Индивидуальная ответственность. Каждый несет ответственность за свою часть работы. Мы не сможем сделать этого без тебя
3.Положительная взаимозависимость. Создание условий для формирования позитивной взаимозависимости начинается с четкого понимания всеми общей задачи, с ясных и понятно измеряемых результатов совместной работы. Члены группы должны знать, что им предстоит сделать. Мы поздравляем тебя с успешным выполнением задания
4.Командное взаимодействие. Общение внутри группы помогает найти верный результат. Твой успех приносит пользу мне, а мой – тебе
Для реализации данного метода следует соблюдать 3 важных шага:
Первый шаг «Подумай». Когда у каждого ученика есть индивидуальное время для активизации мыслительной деятельности. Второй шаг «Поделись с товарищем». Это время может быть для корректировки ошибок, для решения каких-то задач, а также для обсуждения результатов работы, которая была индивидуальной, и третий шаг «Представь результат классу».
Сейчас я познакомлю вас с приемами данной методики, которые использую у себя ну уроках. Для помощи мне нужно 8 человек.
Слайд 8, 9
1.Модель Фрейер
Цель - формирование более глубокого понимания и осознания темы занятия каждым участником команды.
Для подготовки схемы необходимо взять лист бумаги А4. Согнуть лист пополам по горизонтали, затем по вертикали. Прочертите линии сгиба фломастером, а в середине ромб.
Затем заполняются поля модели. Участники команды, состоящей из четырех человек, работают с одной моделью. Записывают совместно понятие, обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.
Понятие: записать в ромбе основное понятие.
Обязательные характеристики: записать слова (словосочетания, предложения), которые раскрывают данное в центре понятие – главные характеристики.
Необязательные характеристики: записать слова (словосочетания), которые определяют не основные определения данного понятия.
Примеры и антипримеры (то, что не может являться примером). Примеры - словосочетания, предложения, которые раскрывают данное в центре понятие – главные характеристики.
Напишите в центре ромба основное понятие «Храм». В справочных материалах найдите информацию и запишите ее :
1.Основные характеристики храма;
2.Необязательные характеристики храма;
3.Приведите примеры храмов;
4.Приведите антипример, что храмом не является.
На работу отводится 3 минуты. По сигналу учителя работа прекращается. Далее участники команд обсуждают полученный результат в течение минуты. Проверку можно осуществить при помощи работы в эффективных четверках.
Слайд 10
2.Работа в эффективных четверках
Цель - развитие навыков эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде.
Учащиеся делятся на команды по четыре человека, каждая группа решает общую учебную задачу. Организация работы осуществляется при помощи специальной таблички (МЕНЕДЖ МЕТ Приложение 1). Каждый ученик в команде имеет номер, работа осуществляется с партнером «по лицу» и «по плечу».
Обсудите со своим партнером по лицу основные и неосновные характеристики храма. На работу отводится 30 секунд.
Обсудите со своим партнером по плечу примеры и антипримеры храмов. На работу отводится 30 секунд.
Обобщите свой ответ: что такое храм. На работу отводится 30 секунд.
Представьте работу группы. Отвечает стол 4 ученик 1 (учитель может выбрать любой стол и любого ученика).
Слайд 11
3. «Стороны света»
Прием, в котором ученики распределяются по разным сторонам класса в зависимости от выбранного ими варианта.
Фрагмент урока «10 заповедей»: закрепление полученных знаний
По разным сторонам класса прикреплены карточки с названием 6 заповедей. Участникам нужно ответить на вопрос, который не имеет верного ответа (Какая заповедь самая важная?) и подойти к соответствующей карточке. Далее участники образуют пару и в течение 30 секунд обосновывают свой выбор. Первым отвечает тот, у кого короче волосы. Данный признак учитель может заменить другим, опираясь на особенности коллектива. Затем участники меняются ролями.
Слайд 12
4. «Перемешанный класс»
Прием, в котором учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить, как можно больше идей участников к своему списку.
Фрагмент урока на тему «Заповеди блаженств»: систематизация знаний.
В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем. Например, учитель спрашивает: «Как можно помочь разрешить спор?»
После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Все встают, задвигают стулья. Засекается время.
Когда время закончится. Учащиеся садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка.
Слайд 13
5. «Мысли на столе»
Прием, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.
Фрагмент урока на тему «Рождество Христово»: закрепление знаний.
Слайд 14
Учитель дает задание: «Рассмотрите картину, запишите слова с которыми ассоциируется у вас Рождество»
Могут быть, например, такие варианты:
-звезда
-Спаситель
-ангел
Все ответы кладут на середину стола. Должно получиться 16 ответов. Время на выполнение можно дать 3 минуты.
Учитель предлагает участнику под номером 3, стол номер 3 зачитать свои предложения.
Слайд 15
6. «Крестики-нолики»
Прием, используемый для развития критического и креативного мышления, в котором участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
Фрагмент урока на тему «Рождество Христово»: закрепление знаний.
Учитель дает 1 минуту, чтобы обсудить какие 9 слов учащиеся оставят на столе.
Время вышло. Перемешивают листочки и перемещают 9 листочков в формате 3x3.
Каждый участник команды составляет предложение, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали):
На выполнение задания можно дать 2 – 3 минуты. Правильность выполнения задания можно проверить с партнерами по лицу.
Слайд 16
Подводя итог, хочется отметить, что использование приемов метода кооперативного обучения дает возможность формировать у учащихся УУД, указанные в государственных образовательных стандартах. В ходе таких уроков взаимодействие ученика с учебным материалом и взаимодействие ученика с учеником.
Благодаря такому взаимодействию ученики на уроке работают с учебным материалом больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают.
На таких уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению.
Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Приложение 1