12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Зинатова Минсария Харматулловна74 учитель физики Россия, Кировская обл., Вятские Поляны Материал размещён в группе «Учителя физики» |
Эффективные приемы развития творческих способностей обучающихся на уроках физики
на уроках физики Зинатова Минсария Харматулловна,
учитель физики, КОГОАУ Вятский многопрофильный лицей,
г. Вятские Поляны
Согласно ФГОС метапредметными результатами обучения в школе являются следующие УУД: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить ученика мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем. Все это находит отражение в исследовательской деятельности ученика, включая и привитие экспериментальных умений школьников на уроках физики.
Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл, увидел – и запомнил, сделал – и понял». Физика – это тот предмет, где можно не только услышать, но и увидеть в ходе демонстрационного эксперимента и самому выполнить измерения на лабораторных работах.
Преобладание репродуктивных способов преподавания не дает возможности развития ученического творчества и соответствующих компетенций. Так как же можно развивать специальные творческие способности у учащихся при изучении физики?
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - один из наиболее эффективных инструментов развития абстрактного мышления, который позволяет строить уроки по принципу: от уроков памяти к урокам мышления.
Некоторые основные функции и области применения ТРИЗ:
решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
прогнозирование развития технических систем;
развитие творческого воображения и мышления;
развитие творческой личности и творческих коллективов.
Применение на уроках инструментария ТРИЗ позволяет заменить репродуктивный уровень деятельности учащихся на уроке частично-поисковым, творческим, пробуждает и закрепляет устойчивый интерес у учащихся к предмету.
Познакомившись с некоторыми методическими приёмами технологии ТРИЗ, я попытаюсь применять её элементы в своей педагогической деятельности. Такие приёмы как, игра «да-нетка», «отсроченная отгадка», «хорошо-плохо», «ложная альтернатива» я использую в работе с учащимися на разных этапах урока.
Приём «Отсроченная отгадка» был предложен А.А. Гином и в ряде методических разработок получил свое прочтение. По сути, этот приём — способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активизировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока. В технологии проблемного обучения "отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке. Этот универсальный приём ТРИЗ формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты;
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
2 вариант. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
Далее предлагаю рассмотреть на конкретных примерах реализацию данного приема ТРИЗ.
В 9-м классе на уроке «Механический резонанс» демонстрирую серию фотографий, на которых изображены разрушенные или качающиеся мосты.
На уроке «Физические величины и единицы их измерения» в 7-м классе предлагаю необычный факт: Ваш возраст это просто количество раз, которые вы пролетели вокруг Солнца.
Например, в 8-м классе на уроке «Преломление света» привожу такие факты:
В июне 1815 года утром жители бельгийского города прямо на небе могли наблюдать сражение, происходившее на расстоянии 800 км от города. Как такое могло случиться?
11марта 1917 года в Месопотамии из-за миража было прекращено сражение между турецкими и английскими армейскими частями потому, что противники стреляли не друг в друга, а по мнимым целям, т.е. по миражам. Докажите или опровергните правдоподобность оптического явления.
На уроке в 7-м классе при изучении темы «Плотность вещества» учащимся предлагается такая задача: «Когда ведро с водой тяжелее: когда оно наполнено холодной водой или горячей?»
На уроке по теме «Плавание тел» в 7-м классе предлагается задание: Стальной шарик плавает в ртути. Изменится ли погружение шарика в ртуть, если сверху налить воды?
Часто использую, сюжетные задачи, которые могут быть построены на известных сюжетах, заимствованных из художественных произведений. Сюжетные задачи содержат в себе не только необходимые для их решения сведения, но и информацию, активизирующую познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика.
Так в 7 классе в начале урока «Архимедова сила» большой интерес вызывает вопрос-задача: «Баба-яга купила у водяного слиток золота, причём взвешивание проходило под водой на пружинных весах и показало массу 15 кг. Какова масса слитка в действительности? Кто кого обманул?» Отгадка - по мере изучения нового материала.
В 7 классе в начале урока «Плотность вещества» зачитываю отрывок : «Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое». Затем предлагается задача: Какую массу имело бы обыкновенное куриное яйцо, будь оно полностью золотым? (Объем яйца определите экспериментально).
В 9-м классе на уроке «Вес тела. Перегрузка» предлагается задача: Какую скорость должен набрать в полёте Карлсон, чтобы сделать «мёртвую петлю» радиусом 13 м и испытать на её вершине чувство невесомости?
Задачи, составленные на основе сюжетов из истории, из жизни, могут выполнять в процессе обучения физике побуждающую, воспитывающую, развивающую, контролирующую функции. Это говорит о том, что рассматриваемый нами вид задач является эффективным средством и методом для разрешения многих поставленных проблем при изучении физики.
Практика показывает, что познавательной мотивации и «отсроченной отгадке» способствуют занимательные опыты.
Например, в 7 классе урок по теме «Атмосферное давление» мы начинаем с вопроса: Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев? Предлагается оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички (опыт «Не замочив рук») [2,с.46]
В 9 классе урок «Первый закон Ньютона» начинаю с опыта «Нервущаяся бумага». (Оборудование: два штатива с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр). [2,с.11]
В 7 классе урок по теме «Архимедова сила» – с опыта «Как быстро погаснет свеча». (Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички). [2,с.22]
В 8 классе по теме «Теплопроводность» ученики мотивируются на изучение нового материала после эффектного опыта «Несгораемая бумага» (Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)). [2,с.36] Или рассказать удивительную и правдивую историю.
В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател… Что всё-таки произошло? [1,с.33]
Я привела несколько примеров из опыта своей работы. Практика показывает, что в каждом структурном элементе учебного занятия можно эффективно использовать различные приемы, в том числе и ТРИЗ, когда ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам - в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Эти приемы направлены на повышение мотивации учащихся к обучению и способствуют развитию их творческих способностей.
Использованная литература.
Гин А.А. Приемы педагогической техники-М.: Вита-пресс,2012-112с.
Горев Л.А. Занимательные опыты в 6-7 классе -М.: Просвещение,1977-152с.