Характеристики и приемы эффективной коммуникативной деятельности
Характеристики и приемы эффективной коммуникативной деятельности.
Неотъемлемой частью коммуникативного обучения являются мероприятия, которые включены в урок. Действия в самом прямом смысле управляют уроком и определяют, будет ли он проходить гладко, будет успешным или нет. Учителя несут ответственность за включение в свои планы уроков возможностей для значимого взаимодействия между учащимися.
Давайте рассмотрим некоторые характеристики занятий в классе, которые хорошо способствуют общению.
1. Грамотно построенная коммуникативная деятельность требует взаимодействия между учениками и передачи информации. Учитель выступает в роли посредника, а не главного исполнителя. Всякий раз, рассматривая возможность использования какого-либо занятия, учителя должны задать себе несколько важных вопросов:
-Какова будет моя роль в этом упражнении?
-Будет ли моя речь доминировать в этом упражнении или она будет побуждать учащихся говорить друг с другом?
Если ваши ответы на эти вопросы показывают, что задание требует от вас большей части разговорной речи, то, если это не конкретное упражнение для концентрации внимания на слушании, вам следует изменить задание, чтобы дать учащимся больше шансов отработать свои навыки устной речи.
2. Эффективная коммуникативная деятельность, направленная на улучшение навыков говорения и восприятия на слух, на самом деле часто включает несколько навыков, когда один навык подкрепляет другой. Действительно, действие, относящееся к определенному навыку, например, в разделе «Аудирование» или «Чтение», может иногда включать в себя другой навык. Дело в том, что навыки аудирования, говорения, чтения и письма часто объединяются и отрабатываются на одном коммуникативном уроке. При создании плана урока вы можете подумать об интеграции навыков. Например, короткая лекция учителя может предложить целенаправленную практику восприятия на слух. После введения новой темы учащиеся могут говорить о предмете этой темы, используя ту же лексику. Таким образом, эти два навыка усиливают друг друга. Точно так же предварительное чтение, говорение - аудирование может подготовить учащихся к чтению определенного отрывка: обсудив тему, они могут затем прочитать о ней. Этот вид подкрепления очень ценен в процессе обучения. Мы редко узнаем что-либо из первоначального воздействия. Вместо этого мастерство часто требует многократных контактов с предметом. Изучение языка ничем не отличается.
3. Эффективная деятельность часто предполагает, что учащиеся встают и физически перемещаются по классу. Это не дает учащимся отвлекаться и терять интерес, а вместо этого бодрит их ум. Это также дает учащимся возможность поговорить с разными членами класса, а не только с теми одноклассниками, которые сидят рядом. В традиционных группах учащиеся остаются «приклеенными» к своим стульям. В некоторых ситуациях это нормально, но если ученики время от времени встают и двигаются, это разгоняет кровь и часто делает процесс обучения более живым и увлекательным. А когда ученики развлекаются, они могут учиться лучше.
4. Занятия контекстуализированы в различных средствах массовой информации, включая рассказы, изображения, видео и песни. Реальные ситуации и люди, в том числе дети и их собственная жизнь, также могут обеспечить контекст. Существует так много возможных источников материалов. Учителя должны быть осведомлены о том, как применять эти ресурсы на своих уроках, чтобы сделать занятия более интерактивными и увлекательными.
5. Коммуникативная деятельность часто связана с информационным разрывом между парами учащихся, при котором один учащийся обладает некоторой информацией, которой нет у его партнера. Эти динамичные действия дают учащимся возможность восполнить этот информационный пробел, передавая информацию от одного человека к другому. В результате учащиеся могут достичь целей деятельности только в том случае, если они эффективно сообщают информацию и внимательно слушают.
6. Лучшие занятия интересны учащимся. Никто не хочет освещать скучные темы на любом занятии. Учитель должен выбирать предметы, которые учащиеся найдут привлекательными. Это означает, что учителя должны иметь четкое представление о том, какие их уроки сочтут интересными, а какие будут утомлять учащихся.
7. Успешные задания часто дают классу возможность рассказать о своей жизни. Ученикам нравится делиться личной информацией в контролируемой, безопасной и уважительной среде. Они ценят возможность рассказать о себе и узнать о жизни других учеников в классе.
8. В успешных занятиях часто используются материалы, которые могут научить учащихся не только языку, но и кое-чему о реальном мире. Класс может изучать язык и одновременно изучать культуру, право, искусство, историю, науку, экономику или что-то еще. Это делает урок более интересным. Некоторые классные материалы представляют собой выдуманные истории, и это, конечно, тоже нормально. Истории часто передают важные принципы жизни и могут привести к очень увлекательному обсуждению в классе. В этом случае учитель может дополнить рассказы тем, как связать их с личной жизнью учащихся. Когда язык можно применить к реальной жизни студентов, он становится более реальным и, следовательно, более легким для изучения Я представила ряд характеристик хорошо построенной коммуникативной деятельности и обобщила их в таблице.
Взаимодействие с учащимися | Учитель выступает в роли посредника |
Интегрировать виды деятельности | В деятельности с несколькими навыками каждый навык усиливает другие. |
Вовлекать учащихся в активную деятельность | Физическая активность противостоит скуке. |
Используйте различные средства массовой информации и личные контексты. | Картинки, видео и песни могут оживить класс. |
Призывать учащихся делиться знаниями друг с другом | Студенты могут рассказать друг другу о своей истории и культуре. |
Используйте интригующие и интересные темы. | Учителя могут поддерживать интерес учащихся, выбирая интересные темы. |
Преподавать язык, а также другую полезную информацию. | Студенты могут расширить свой взгляд на мир и одновременно овладеть языковыми навыками. |
Простые приемы коммуникативной деятельности.
Вот несколько простых способов увеличить время разговора учащихся и поощрить более активное взаимодействие между одноклассниками.
1. Работа в парах. Часто назначайте парную работу. Это максимизирует время разговора для учеников, поскольку они получают возможность поговорить с партнером. Тем не менее, важно, чтобы парная работа направлялась и имела конкретные цели, такие как ответы на вопросы или решение проблем. А если цель состоит в том, чтобы говорить и слушать, поручите парам выполнять работу устно, без ручек или карандашей. Продолжите обсуждение всем классом. Также эффективно время от времени менять пары. Дети часто просто хотят работать со своими друзьями, которые сидят рядом. Назначьте пары или попросите учащихся встать и случайным образом выбрать партнера для занятия. Учителя также могут предложить сидящим ученикам работать сначала с партнером слева, а затем с партнером справа. Эти методы дают им больше возможностей для практики, но с разными людьми.
2. Говорить по очереди. При распределении работы в парах предложите учащимся говорить по очереди: «Вы говорите, а потом говорит ваш партнер». Это не позволяет одному учащемуся доминировать во время разговора.
3. Хоровое повторение. Хоровое повторение относится ко всему классу, в унисон, как хор, повторяющий за учителем. Эта техника «слушай-повторяй», кажется, потеряла популярность; тем не менее, я часто им пользуюсь, и дети хорошо отзываются. Это увеличивает индивидуальное время разговора каждого и дает им возможность имитировать речь и произношение свободно говорящего. Хоровое повторение может быть выполнено с очень разными видами материала, от словарных единиц до идиом, вопросов и ответов.
4. Диктанты. Диктанты- это хороший способ отработать различные навыки, в том числе аудирование, правописание и грамматику, а также они служат трамплином для других видов коммуникативной деятельности. Например, если вы диктуете вопросы, пары могут затем использовать вопросы, чтобы задавать вопросы и отвечать друг другу. Еще одним преимуществом диктантов является то, что они требуют небольшой подготовки и не требуют копирования материалов.
5. Пусть учащиеся читают друг другу. После того, как вы закончите упражнение, распределите пары и попросите учащихся прочитать предложения друг другу по одному, по очереди. Другими словами, один из партнеров читает предложение №1, а другой просто слушает. Затем другой учащийся в паре читает №2. Продолжайте переключаться, пока все предложения не будут прочитаны. Это очень простой способ дать учащимся еще больше возможностей потренировать свои словесные навыки. Когда пары закончат, если хотите, они могут вернуться к началу, поменять читателя первого предложения, а затем перечитать все предложения. Опять же, это занятие дает учащимся больше времени для выступления, то есть больше устного времени, а также закрепляет материал, который они только что изучили. Учитель может перемещаться во время чтения предложений, исправляя произношение и поощряя более беглое чтение.
6. Полуоткрытый, полузакрытый. Это простая техника, которую вы можете использовать во многих ситуациях, например, при чтении вопросов на понимание и пополнении словарного запаса, формах прошедшего времени неправильных глаголов или правописании. Назначьте пары, и пусть один учащийся в паре откроет книгу, а партнер закроет книгу. Затем учащийся с открытой книгой опрашивает партнера, задавая вопрос на понимание, значение элемента словарного запаса, прошедшее время глаголов из списка глаголов или правописание слова. Партнер отвечает. Через некоторое время партнеры меняются ролями.
7. Спросите кого-нибудь. Вариант исправления вопросов на понимание состоит в том, чтобы учащиеся всем классом устно задавали друг другу вопросы, а затем обсуждали их всем классом. Однако вместо того, чтобы учитель выбирал, кто будет говорить, попросите учеников позвать человека, которому они хотят ответить.
8. Действия с ключевыми словами. Один из способов сократить время разговора учителя и, наоборот, увеличить время разговора учеников — использовать действия с ключевыми словами. Учитель задает ключевые слова в вопросе или верно/неверно, а учащиеся в парах должны устно составить правильно составленное предложение.
9. Порядок выполнения упражнений. Учителя часто выполняют упражнения в порядке номеров и просто ходят по классу слева направо или наоборот. Некоторые учащиеся подсчитывают количество одноклассников между ними и учащимся, который в данный момент отвечает. Формулируя ответ на вопрос, на который они будут отвечать, они не обращают внимания на то, что говорят другие, и на обсуждение в классе. Вы можете повысить спонтанность, изменив порядок обращения к ученикам. Кроме того, время от времени пропускайте упражнение, выполняя сначала № 3, затем прыгая к № 8, а затем возвращаясь к № 1 и т. д. Это будет держать учеников в напряжении.
10. Обращение к учащимся. Совет. Призывая учащихся составить предложение в пронумерованном упражнении, прочитать или что-то еще, сначала назовите их имена, прежде чем назвать номер предложения, чтобы у учащихся была секунда или две, чтобы подготовиться к ответу. Например, вместо того, чтобы говорить: «Номер 4, пожалуйста. Олег», попробуйте сказать: «Олег… Номер 4, пожалуйста». Это не только дает Олегу секунду, чтобы собраться для ответа на вопрос, но и гарантирует, что он задал правильный вопрос. Это снижает давление на ученика и позволяет ему расслабиться и лучше общаться.
В заключение отмечу, что эти простые приемы и практики могут превратить типичные упражнения из учебника в более коммуникативную и живую деятельность, и все это без особой подготовки.