Мастер-класс «Эффективные приемы музыкотерапии»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Ручеек» г. Сальска
Мастер-класс
«Эффективные приемы музыкотерапии»
Подготовил:
Педагог-психолог
Хворостова Л.П.
Тема: «Эффективные приемы музыкотерапии».
Мастер–класс проводит: Педагог-психолог Хворостова Л.П., стаж педагогической деятельности - 3 года.
Участники: педагоги ДОУ, музыкальные руководители.
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением некоторых приемов музыкотерапии, в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
Овладение эффективными методами и приёмами музыкотерапии в целях укрепления и восстановления здоровья, обеспечение эмоционального благополучия и творческого самовыражения детей дошкольного возраста для обмена опытом с педагогами и музыкальными руководителями
Оборудование:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;
- фонограммы;
- цветные карандаши;
Ход мастер-класса
Здравствуйте, дорогие коллеги! Я педагог-психолог МБДОУ №1 «Ручеек» Хворостова Людмила Петровна. Хочу представить Вашему вниманию мастер-класс на тему : «Эффективные приемы музыкотерапии»
Благотворное влияние музыки на эмоциональное состояние обнаружили еще в Древней Греции. Прослушивание приятных мелодий повышает настроение, развивает интеллект, помогает снять эмоциональное напряжение. Музыка в психологии — популярный инструмент воздействия, используемый в диагностике, терапии и психокоррекции.
Музыкотерапия один из видов арт-терапии (синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии). Музыкотерапия способна вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, стимулируют его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Существует множество различных подходов, направленных на развитие детей посредством музыкотерапии. Я использую в своей работе музыкотерапию совместно с изотерапией. При проведении рисуночной терапии применяю такие задания как: предметно-тематические; образно-тематические; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры- упражнения с изобразительными материалами.
Одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.
1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение активности.
3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
4. Переключение внимания во время изучения трудового учебного материала, предупреждение усталости, утомляемости.
5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поиграть
1.Игра «Звуковой мяч»
Цель: Упражнение помогает установить эмоциональный контакт с и снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи.
Встать в круг. Широко открыть рот, сладко потянуться и хорошо зевнуть. При этом выдох растянуть. Ведущий произносит любой звук, следующий участник, его повторяет и произносит свой звук. И так по кругу.
2.Рисование под музыку (Джеймс Ласт «Одинокий пастух»)
Цель:
Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано.
3.Релаксация.- (Звуки природы)
Цель: Вслушиваясь в последовательную смену звуков, человек непроизвольно фокусируется на мелодии, отстраняясь от внешнего мира. Это помогает его психике пройти своеобразную перезагрузку. избавиться от влияния накопленного стресса.
Сесть в удобное положение (ноги на полу, руки не скрещены). Осознайте свое тело, почувствуйте, как правая нога расслабляется, потом левая нога. Правая рука, левая рука, плечи. Тело обмякло, дыхание спокойное и ровное. Почувствуйте прохладный вдох и теплый выдох.
Вы с радостью вдыхаете в себя свежий воздух и говорите простые слова:
- «Я смотрю на себя добрыми глазами»,
- «Я смотрю на себя по-доброму»
Почувствуйте теплое и дружеское расположение к себе и к окружающему вас миру.
Почувствуйте, что с вами сейчас происходит. Может еще больше расслабленности внутри вас. (5 мин.)
А теперь медленно возвращаемся. Потереть ладони, положить ладони на глаза, открываем глаза, убираем ладони. И возвращаемся в это пространство. Глубокий вдох. Поднять руки и потянуться.
- Начинаем вспоминать самые светлые и радостные стороны жизни.
- Веселый огонек загорается в вашей груди.
- Прекрасная музыка идет в такт и в унисон вашим радостным переживаниям, и ваше сердце подобно птице, которая летит навстречу всем радостям бытия.
Я хочу предложить вам опорные слова и фразы для высказывания ваших впечатлений. (Приложение1).
Закончить свой мастер –класс я хотела бы словами великого сказочника ДжанниРодари: «Надо развивать творческое начало у всех! чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему.»
Приложение 1.
1.Моя цель прихода на мастер-класс…..
2. Я взяла полезное для себя….
3. Я считаю нам удалось……
4.В ходе сегодняшней встречи мне показалось…..
(не) важным……..
(не) нужным……
(не)интересным……
5.Чему вы научились …..
6. Как вы считаете (не)пригодятся ли вам в вашей педагогической
деятельности эти знания?......