Мастер-класс «Лего конструирование как средство развития универсальных качеств современных дошкольников»
Лего-технологии в современной действительности стали наиболее актуальны т.к. позволяют педагогу использовать в работе новые возможности: объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, способствовать формированию познавательных действий, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности; умению работать в команде.
В современном образовании очень мало практикуется работа в команде, самый распространенный формат – педагог говорит, дети слушают. Ребенок не учится тому, что будет по-настоящему востребовано, когда он окончит детский сад. Необходимо обеспечить детям максимально широкий круг деятельностей, где ему придется договариваться, учиться слушать других и аргументировать свою позицию.
По сути каким бы гением ни был ребенок ,если он , не понимает, что ему говорят другие, и сам не способен четко сформулировать свои мысли, не сможет нигде реализоваться,
Суть образования сегодня заключается в развитии креативности, критического мышления, умения общаться и сотрудничать; в актуальности знаний, понимании и способности использовать потенциал новых технологий;
Опираясь на предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО
система образования должна развивать универсальные навыки («ключевые компетентности», «навыки XXI века», «soft skills»).
Иными словами, наличие у человека знаний, установок, умений и навыков, позволяющих:
• рассматривать проблемы с различных позиций — локальных, глобальных, межкультурных;
• понимать и уважать картину мира, точку зрения других людей;
• участвовать в открытом и эффективном взаимодействии с представителями различных культур;
• прилагать усилия для обеспечения коллективного благополучия и
устойчивого развития.
Развитие универсальных навыков рассматривается с трех сторон:
(1) Компетентность мышления:
• понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение
закономерностей в массиве фактов; выстраивание причинно-следственных цепочек, выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций;
• выбор и применение вариантов для решения комплексных задач,
в том числе открытых (имеющих более одного решения);
• креативное мышление, изобретательность (продуктивное действие
в ситуациях новизны и неопределенности,
(2) Компетентность взаимодействия с другими:
• кооперативность, способность к сотрудничеству, совместной работе
в том числе в роли лидера и в роли участника команды, ответственность и ее распределение, координация действий внутри команды;
• способность договариваться (убеждать, аргументировать свою позицию и принимать чужую, в том числе с учетом социальных и культурных различий), разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон и учитывать их при
принятии решений…
(3) Компетентность взаимодействия с собой:
• саморегуляция, самоконтроль, в том числе распознавание своих эмоций и управление ими;
• самоорганизация — способность человека рефлексивно относиться
к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач, способность выбирать стратегию настойчивости или гибкости…
Развитость универсальных навыков определяет, насколько эффективно человек принимает решения и действует в различных ситуациях,
а также насколько он способен к саморазвитию.
На сегодняшний день Леготехнологии –это одна из современных возможностей для развития данных навыков,
Через реализацию своих идей, техническое творчество у детей развивается креативность мышления.
Через взаимодействие с другими детьми дети учатся работать в команде, учатся слышать друг друга, считаться с мнением других, вместе работать над созданием общего дела.