Коллекционирование - как средство развития креативности дошкольников

2
0
Материал опубликован 27 October 2020

Пояснительная записка к презентации

Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников


Одна из основных задач современного дошкольного образования и воспитания – это формирование творческой личности, т.е.  научить детей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность.


Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

.

.

Одно из средств развития креативности является коллекционирование

 Это одно из древнейших увлечений человека, связанное с собиранием различных предметов, вещей, объединенное по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу. Коллекция становится более ценной, когда в ней собраны вещи недоступные каждому.


Цель работы: развитие креативности у детей дошкольного возраста через коллекционирование

Задачи:

создать условия для развития детского коллекционирования;

развивать любознательную активность детей, элементы фантазирования, воображения;

формировать умение детей находить решения в нестандартных ситуациях, режиссировать действия;

обучать детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;


Этапы работы:

1 этап мотивационный

2 этап создание условий развития детского коллекционирования

3 этап презентационный


1 этап

Цель: Способствование созданию у детей интереса к коллекционированию Формы организации: выявление интереса к процессу коллекционирования через организацию беседы «Чем я люблю заниматься», блиц опроса «Есть ли у тебя коллекции», просмотр видеоматериала «Коллекции наших мам и бабушек», беседа с родителями «Мое хобби в прошлом и сейчас».

В результате детьми были определены направления коллекций: миниатюрные дикие животные (Коллект) с высокой степенью детализации и реалистичной окраской для заповедника; киндеры из мультфильма «Три кота» для коллекционной выставки; коллекция Скрепышей для конструирования поделок, в том числе елочных украшений; соревнование коллекционных машин из игрового набора «Hot Wheels» (хот вилс); игровой сюжет из команды собак спасателей «Щенячий патруль»; магнитные закладки с Миньонами «Клуб миньонщиков»; конхиофилия из набора морских моллюск для дизайнерских украшений; арктофилия (мягкие мини игрушки) для постановки театрализованных этюдов; набор тематических фигурок пони «Подарок от мамы».



2 этап

Цель: создание условий развития креативности в процессе детского коллекционирования:

1) использование детских коллекций во всех образовательных областях

2) организация разнообразных форм воспитательно-образовательного процесса (игры, досуги, развлечения, проекты, поисково-исследовательская деятельность, проблемные ситуации, соревнования, выставки, презентации, режиссерские инсценировки),

3) взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее системную работу в процессе коллекционирования предметов.

 


Каждая образовательная область включала различные формы процесса коллекционирования, которые способствовали развитию креативности у дошкольников.

- Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в процессе коллекционирования предусматривало формирование дружеских и уважительных отношений с сверстниками во время свободного общения при обмене дублирующих предметов; творческого подхода в игровой деятельности: режиссерской игре «Заповедник», театрализованной игре «Жизнь в зоопарке», сюжетно-ролевой игре «В гостях у пони», дидактической игре «ПДД для машин из набора хот вилс»; увлеченность к содержанию деятельности в процессе объединения детских коллективов по интересам «Клуб Миньонщиков», «Клуб крепышей - Скрепышей» и т.п.;


- ОО «Познавательное развитие» в процессе коллекционирования предусматривало развитие гибкости и разнообразия идей в игровой деятельности дидактических игр «Найди такой же», «Соедини два образа и увидишь, что получилось», «Рассели зверей по климатическим зонам»; проявление любознательности в информационном поиске через интернет, буклеты магазинов, видеоролики детских реклам мультфильмов и товаров; проявление нестандартного мышления в проектной деятельности: «Любимые герои любимых мультфильмов – Три кота», «Крепыши - Скрепыши» и в опытно-исследовательской деятельности с машинками хот вилс: гонки «Кто быстрее всех», «Кто дальше всех проедет», с магнитными миньонами «Чей магнит мощнее?»; проявления креативности в проблемных ситуациях «Что ты будешь делать, если попадешь в мир Миньонов (Скрепышей)», «В заповеднике пожар», где на помощь приходят образы из других коллекций (набора «Щенячий патруль», «Пони»), «Персонажи из набора «Три кота» с детьми на прогулке»;


- ОО «Художественно-эстетическое развитие» в процессе коллекционирования предусматривало проявление образной креативности в создании дизайнерских композиций из морских моллюсков «Панно - валентинка», «Инструктирование рамки для картины», составлении картины «Морское дно» для лицевой части альбома; в конструировании образа из деталей киндера «Щенячий патруль», из картона «Полоса препятствий» для машин хот вилс; в ручных поделках (цепочки, пояса, браслеты елочные игрушки) из скрепышей; оригинальности в продуктивной деятельности: лепка «Любимый образ Скрепыша»; в инсценировании театральных этюдов с мягкими игрушками – зверюшками: «Забавный жираф», «Веселый тигренок», «Храбрый барс», «Носорог - следопыт», «Дружелюбная зебра»;  


    - ОО «Речевое развитие» предусматривало развитие вербальной креативности в процессе коллекционирования при пополнении словаря новыми названиями предметов и типов коллекций (киндерфелия, арктофелия, конхиофилия и т.п), отгадывание и составление загадок (Н-р, «У какого животного одна нога?» (Улитка), воображения и фантазии при составлении описательных рассказов «Опиши предметы своей коллекции так, чтобы мы могли ее отгадать», «Эй крепыш, какой ты Скрепыш?»; в составлении творческих рассказов «Как я собирал свою коллекцию», «Дом в котором живут крепыши - Скрепыши»; проявления творческого решения в диалогической речи с использованием вежливых слов для обмена предметами и т.п., отличающиеся от очевидных речевых фраз;


- ОО «Физическое развитие» предусматривало проявление креативности, воображения в процессе коллекционирования в упражнениях на мелкую моторику рук «Соедини концы скрепышей», соревнованиях с машинками «Догони машину и получи приз», физических упражнениях «Выполняй движения как пони», проявляя быстроту восприимчивости в понимании задания, и в быстроте (беглости) его выполнения.


Учитывая, что процесс коллекционирования имеет материальные затраты, а дошкольники проявляют широкий спектр интересов к окружающей среде, но, при этом, они плохо владеют волевыми качествами для их ограничения, поэтому была проведена системная работа с родителями.

В процессе организации детской коллекционной деятельности были проведены ряд мероприятий с их родителями:

- Тестирование «Что я коллекционировал в детстве», где было определено, что данная тема близка для родителей, так как каждый что-то коллекционировал в младшие школьные годы. У некоторых сохранились коллекции марок, фантиков, открыток.

- Проведена консультация как познакомить детей с домашней коллекцией «Как я собирал(а) свою коллекцию»

- Провели беседу о значении креативного развития в процессе коллекционирования.

- Оказывали индивидуальную консультативно-педагогическую помощь родителям в вопросах выбора коллекции для своего ребенка, в формировании бережного отношения к коллекционным предметам, в проявлении целенаправленности о собрании полной коллекции одного вида, в организации игровых сюжетов с собранными образами, в организации поделок из собранных вещей и т.п. Тем самым разнообразить не виды коллекций, а игровую деятельность и проявление воображения, фантазии с уже собранными предметами и вещами.

- Совместно с родителями организовали фотовыставку «Наша коллекция», вечер досуга «В клубе коллекционеров», где дети рассказывали не только о своих коллекциях, но и рассказали интересные истории, которые с ними приключились во время коллекционирования.



3 этап

Цель: Формирование социального подкрепления творческого поведения и проявление удовлетворенности к процессу коллекционирования.

На последнем этапе дети показали, что сам процесс коллекционирования дошкольникам интересен и доступен, так как они отражали основную функцию коллекционирования: собирание вещей или одного вида, или несколько разных, собирая, при этом, все возможные предметы данного набора, что позволило организовать ряд выставок: игрушек «Любимая Пони», «Семейка Котиков»; рисунков «Добрые дела Шенячьего патруля»; поделок из пластилина «Скрепыши - 3» из скрепышей.

Некоторые дети провели презентацию своих поделок из морских моллюсков: «Панно - Валентинка», «Рамка для картины»; из Скрепышей «Браслет и цепочка».

Благодаря коллекции мягких игрушек – зверюшек был организован вечер развлечения «Милашки - зверяшки»

В процессе образовательной деятельности, дети сумели объединиться в некоторые группы по интересам, которые мы назвали «Клуб коллекционеров», а в конце был проведен досуг вместе с родителями под названием «В клубе коллекционеров»

Наибольший интерес дошкольники проявили к новым образам – Скрепышам, поэтому клуб «Крепышей - Скрепышей» был самый многочисленный.


Таким образом, в процессе коллекционирования у детей развивались способности, являющиеся ступеньками к творчеству: гибкость и нестандартность мышления, элементы фантазирования и воображения, умение – наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, владение умением комбинирования, реконструирования, ассимилирования (уподобление, слияние), режиссирование своей деятельности.

​​​​​​​(Скрепыш – это миниатюрная игрушка из резины. С одного конца у нее забавная мордочка с замочком на обратной стороне. С другого – колечко для фиксации в замке. Всего существует 22 варианта мордочек Скрепышей. Использовать игрушку можно одиночно в виде кольца, либо скрепляя несколько штук между собой. Девиз: «Эй крепыш, какой ты Скрепыш?»),

Всего в полной коллекции игрушек находится 47 скрепышей. 22 скрепыша были в первом сезоне акции, и 25 штук можно собрать сейчас. Все они имеют уникальный дизайн головки, не похожий друг на друга. Среди обычных фигурок ранее в набор входил призовой скрепыш — юбилейный. За его нахождение магазин давал хорошую награду, поэтому поиски превращались в настоящий квест. Найди юбилейного скрепыша, зарегистрируй код из упаковки и получи свою заслуженную награду.


Какие имена у новых игрушек

Джин Джинныш

Дори Непомниш

Базз Лайтер Космонавтыш

Майк Вазовски Приколыш

Малифесента Ведьмыш

Микки Маус Мышоныш

Минни Маус Милашиш

Молния МакКуин Быстрыш

Олаф Дружбаныш

Салли Монстрыш

Симба Львеныш

Эльза Принцессыш

Магнит

Авокадыш

Взрывмозгыш

Новый Какашич

Которогыш

Лайкиш

Пиратыш

Рукалицошич

Тыквыш

Хештегыш

Вис Кисыч

Данон

Чудо Бананыш

Как зовут старых Скрепышей

Пепси

Единорогыш

Цветыш

Веселыш

Крутыш

Мерзлыш

Обломыш

Баблыш

Дизлайкыш

Грустныш

Сердитыш

Оторвыш

Мимимыш

Влюбленыш

Хохотыш

Какашич

Зомбыш

Папашич

Мамашич

Артемыш

Девчоныш

Юбилейный








Предварительный просмотр презентации

Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников. Тимошина О.А.; воспитатель, первая квалификационная категория Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №223

Одна из основных задач современного дошкольного образования и воспитания – это формирование творческой личности, т.е. научить детей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность. Дети, которые не бояться перемен умеют сохранять спокойствие в бурном течении нового, способны по возможности преобразовывать и изменять мир к лучшему, сохранять то, что создано культурой, ценить результаты достижений человеческой цивилизации.

Креативность-  это творческие способности, характеризующие готовностью к принятию и созданию новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления По мнению психолога А. Маслоу эта творческая направленность свойственна всем, но теряется большинством в процессе образования, воспитания и социальной практики. По мнению Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина - творчество предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью.

. Одно из средств развития креативности является коллекционирование Это древнейшее увлечение человека, связанное с собиранием различных предметов.

Цель работы: развитие креативности у детей дошкольного возраста через коллекционирование Задачи: создать условия для развития детского коллекционирования развивать любознательную активность детей, элементы фантазирования, воображения формировать умение детей находить решения в нестандартных ситуациях, режиссировать действия обучать детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное развивать навыки комбинирования, реконструирования, ассимилирования

Этапы 1 этап мотивационный 2 этап создание условий развития детского коллекционирования 3 этап презентационный

1 ЭТАП Цель: способствование созданию у детей интереса к коллекционированию ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ интересы детей: . БЕСЕДА С ДЕТЬМИ «Чем я люблю заниматься» Беседа с родителями «Мое хобби в прошлом и сейчас» БЛИЦ ОПРОС «Есть ли у тебя коллекции» ПРОСМОТР ВИДЕОМАТЕРИАЛА «Коллекции наших мам и бабушек»

2 ЭТАП Цель: создание условий развития креативности в процессе детского коллекционирования использование детских коллекций во всех образовательных областях организация разнообразных форм воспитательно-образовательного процесса (игры, досуги, развлечения, проекты, поисково-исследовательская деятельность, проблемные ситуации, соревнования, выставки, презентации, режиссерские инсценировки), взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее системную работу в процессе коллекционирования предметов

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Формирование творческого подхода в игровой деятельности: режиссерская игра «Заповедник», театрализованная игра «Жизнь в зоопарке», сюжетно-ролевая игра «В гостях у пони», дидактическая игра «ПДД для машин из набора хот вилс»; Организация детских коллективов по интересам «Клуб Миньонщиков», «Клуб крепышей - Скрепышей»

Образовательная область «Познавательное развитие» развитие разнообразия идей в игровой деятельности: д/игра «Соедини два образа и увидишь, что получилось» и др. проявление любознательности в информационном поиске через интернет, буклеты магазинов, видеоролики детских реклам мультфильмов и товаров; проявление нестандартного мышления в проектной деятельности: «Любимые герои любимых мультфильмов – Три кота»; в опытно-исследовательской деятельности с машинками хот вилс: гонки «Кто быстрее всех» проявления креативности в проблемных ситуациях «В заповеднике пожар», где на помощь приходят образы из других коллекций (набора «Щенячий патруль», «Пони»),

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» проявление образной креативности в создании дизайнерских композиций из морских моллюсков «Панно - валентинка», «Инструктирование рамки для картины» в конструировании образа из деталей киндера «Щенячий патруль», из картона «Полоса препятствий» для машин хот вилс; в ручных поделках (цепочки, пояса, браслеты елочные игрушки) из скрепышей; оригинальности в продуктивной деятельности: лепка «Любимый образ Скрепыша»; в инсценировании театральных этюдов с мягкими игрушками – зверюшками: «Забавный жираф», «Дружелюбная зебра

Образовательная область «Речевое развитие» развитие вербальной креативности в процессе пополнения словаря новыми названиями предметов и типов коллекций (киндерфелия, арктофелия, конхиофилия и т.п), отгадывание и составление загадок (Н-р, «У какого животного одна нога?» (Улитка), воображения и фантазии при составлении описательных рассказов «Опиши предметы своей коллекции так, чтобы мы могли ее отгадать»; в составлении творческих рассказов «Дом в котором живут крепыши - Скрепыши»;

Образовательная область «Физическое развитие» проявление креативности, воображения в упражнениях на мелкую моторику рук «Соедини концы скрепышей», соревнованиях с машинками «Догони машину и получи приз», проявление быстроты восприимчивости в понимании задания, и в быстроте (беглости) его выполнения в процессе физических упражнений «Выполняй движения как пони»,

Взаимодействие с семьями Тестирование «Что я коллекционировал (а) в детстве» Консультация «Как я собирал(а) свою коллекцию» Беседа о значении креативного развития в процессе коллекционирования Индивидуальная консультативно-педагогическая помощь Организация фотовыставки «Наша коллекция»

3 ЭТАП Цель: Формирование социального подкрепления творческого поведения и проявление удовлетворенности к процессу коллекционирования. Выставки (игрушек «Любимая Пони», «Семейка Котиков»; рисунков «Добрые дела Шенячьего патруля»; поделок из пластилина «Скрепыши - 3» из скрепышей) Презентации своих поделок из морских моллюсков: «Панно - Валентинка», «Рамка для картины»; из Скрепышей «Браслет и цепочка» Вечер развлечения «Милашки - зверяшки» Клубы по интересам «Миньонщики» «Крепыши - Скрепиши» и др. Совместный досуг «В клубе коллекционеров»

Заключение Таким образом, в процессе коллекционирования у детей развивались способности, являющиеся ступеньками к творчеству: гибкость и нестандартность мышления, элементы фантазирования и воображения, умение – наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, владение умением комбинирования, реконструирования, ассимилирования (уподобление, слияние), режиссирование своей деятельности.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.