Статья «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития»
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, гармонично развитыми – задача каждого дошкольного учреждения.
Вместе с тем, данные медицинской и педагогической статистики констатируют, что в течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно-психического и физического состояний [1,4]. На фоне этого появляются группы детей, имеющих стойкие нарушения в состоянии здоровья и требующих специальных условий для воспитания и обучения. Одну из таких групп составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР) [2,3].
Результаты исследования специфических характеристик физического развития детей дошкольного возраста с ЗПР показали, что они отстают от своих полноценно развивающихся сверстников по показателям силовых, скоростных, скоростно-силовых качеств, выносливости и координации движений [5]. Нам представляется, что большие возможности по формированию физических качеств дошкольников, имеют подвижные игры. С целью решения задачи формирования необходимых для дошкольников с ЗПР физических качеств, блок подобранных подвижных игр должен в себя включать двигательно-игровые задания, способствующие их развитию и коррекции.
Для решения этих задач нами были разработаны:
- игровые прогулки, заменяющие третье занятие по программе физического воспитания;
-игры по мелкомоторной гимнастике, которые включались не только в физкультурные занятия, но и в физкультминутки дидактических занятий;
- подвижные игры, направленные на закрепление изучаемого материала и проводимые в конце физкультурного занятия.
В программу физического воспитания для детей дошкольного возраста входят такие виды деятельности как: основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание и лазанье); элементы лёгкой атлетики (преодоление дистанций 30, 10, и 300 метров, прыжки в длину с разбега и с места); гимнастика (обучение кувырку, мосту, стойке на лопатках и т.д.); элементы спортивных и подвижных игр; строевые упражнения; упражнения с предметами (с мячами, флажками, скакалками, обручами).
Содержание программного материала распределено следующим образом: на летний период и тёплое время весны и осени приходятся элементы лёгкой атлетики и спортивных игр; в холодное время года - упражнения гимнастики, упражнения с предметами. В каждое занятие входят те или иные виды основных движений и строевых упражнений.
В соответствии с распределением учебного материала нами были подбаны и подвижные игры:
Лёгкая атлетика – игры содержащие ходьбу, бег и прыжки, метание (развитие скоростных и скоростно-силовых качеств).
Элементы спортивных игр - упражнения с мячами, ловлей и бросками (на развитие реакции на движущийся объект, умения взаимодействовать с партнёром).
Упражнения гимнастики – игры на удержание равновесия, ползания и лазанья (развитие координации движений, гибкости).
Упражнения с предметами – игры и задания с ловлей и бросками мяча, с перекатыванием обруча и т.д.
Для развития физических качеств применялись разнообразные подвижные игры с речитативами, с предметами, с сюжетной основой, на ловкость и глазомер, ориентацию в пространстве – подбор игр не сводился к постоянному их дублированию. Тем не менее, были подвижные игры, которые повторялись не менее 2 раз в месяц (таблица 1). Подвижные игры включались в заключительную, реже в основную часть занятия. Непосредственно организованная двигательная деятельность на улице состояла только из подвижных игр.
Таблица 1
Подвижные игры для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Физические качества |
Подвижные игры |
Скоростные качества |
Уголки. Перемена мест. Бег шеренгой. Ловишка, собери ленту. Хитрая лиса. Догони соперника. |
Скоростно-силовые качества |
Лягушки в болоте, добеги и прыгни. Лягушки и цапли. Волк во рву. С кочки на кочку. Прыжковая эстафета. |
Ловкость |
Ловишка с мячом. Охотники и утки. Сбей кеглю. Полоса препятствий. Будь ловким. Брось – догони. Подвижная мишень |
Силы |
Перетягивание каната. Кто дольше удержит вес. Кто больше? Полоса препятствий. |
Выносливости |
Эстафеты. Полоса препятствий. Мы спортсмены. |
Координации движений |
Повтори и не запутайся. Зеркало. Демонстрация сюжета стихотворения кистями рук. |
Экспериментальное апробирование подобранных подвижных игр в процессе обучения и воспитания детей с ЗПР позволило констатировать прирост физических качеств и укрепление здоровья.
Список литературы:
Максимова, С. Ю. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова, С. С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. - № 1 (83). – С. 86-90.
Максимова, С. Ю. Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 2 (46). – С. 15-16.
Максимова, С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. - № 1. С. 63-65.
Овчинникова, Т.С. Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида / Т.С. Овчинникова, В.Г. Белов, Ю.А. Парфеов, Д.А. Чернов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. - № 6 (76). – С. 124-130.
Скрябина, И.Д. Обоснование содержания педагогического контроля адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития / И.Д. Скрябина, С.Ю. Максимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. - № 1. С. 17.