Мастер-класс: "Методические приемы развития личных качеств учащихся для повышения уровня познавательной активности учащихся."
Мастер-класс: "Методические приемы развития личных качеств учащихся для повышения уровня познавательной активности учащихся."
- Слайд 1.
Представьте себе, шестой урок, на занятие по робототехнике приходят ребята начальных классов сразу после преремены. Они любят заниматься робототехникой, но в силу каких то своих причин не способны именно в данный момент включится в деятельность на занятии.
Думаю, в практике каждого учителя встречалась ситуация. И не смотря на подобранные активные, интерактивные и даже игровые методы с увлекательной и занимательной формой подачи и с учетом интересов и опыта учеников они не вызывали на уроке рассчитываемой и необходимой для достижения целей и задач познавательной активности учащихся.
Я в этом вопросе не исключение. Моя педагогическая технология основывается на проектном методе. А если точнее, на методе решения проектных задач. Реализация данного метода, как и любого другого, становится труднореализуемой без должного уровня познавательной активности учащихся.
В своей практике я использую разные средства активизации познавательной деятельности: это и учебно — игровая деятельность, дидактические игры, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, групповая работа, проблемное обучение, использование ИКТ и т.д. Но все они имеют переменный успех даже в рамках одной и той же группы. И тогда, я задалась вопросом: почему это так? Что еще может повлиять на уровень познавательной активности детей на занятии?
Проводя анализ результатов применения используемых средств я пришла к выводу, что во многом познавательная активность зависит и от личных способностей детей к включению в познавательную деятельностью, от их эмоционального состояния и настроения, потенциальных образовательных возможностей каждого ребенка и др. Из этого вытекает следующий вопрос: Так как помочь детям найти в себе ресурсы для включения в образовательную деятельность?
- Слайд 2.
Мое решение – это включение в образовательный процесс методических приемов, направленных на формирование общих способностей ребенка, таких как вера, воля, внимание и воображение. Мы с детьми называем их «супер силы», как у супер героев, ведь когда они у ребенка есть – он может в учебе все.
Данные способности при активации познавательной активности со стороны детей взаимосвязаны и вытекая друг из друга приводят к положительному результату.
Вера – это главный активатор деятельности ребенка. Когда ребенок верит в себя, в свои силы и возможности, в свою идею, мнение, предположение, то подключаются внутренние ресурсы для реализации учебной деятельности. То есть включается воля.
Воля – это личная мотивация ученика к деятельности. Это проявление усердия, стремления в преодолении внутренних и внешних трудностей в учебной деятельности. То есть, умение через усилия направить свое внимание на поиск необходимых решений.
Внимание - инструмент познания и открытий у детей. Это то, что помогает в воображении при умении сконцентрироваться и не отвлекаться на посторонние факторы более точно увидеть конечный результат деятельности.
Воображение – это способность предвидеть и сформировать будущий результат. Тот самый, в который верит ребенок, к чему стремится в своей учебной деятельности.
Процесс формирования этих способностей очень долгий и трудоемкий и конечно зависит от степени развития самого ребенка и системности проводимой работы по формированию. Поэтому не стоит ждать от детей сиюминутного изменения в познавательной активности, а следует проводить анализ результативности введеных приемов как в целом в группе, так и относительно каждого ребенка в отдельности.
В моем арсенале уже имеется своя копилка методических приемов, которые помогают мне решать проблему по усилению эффекта по применению различных подходов повышения уровня познавательной активности детей на занятии. И сейчас я приведу лишь некоторые из них для примера.
- Слайд 3.
Самым интересным и позитивным по мнению моих воспитанников приемом формирования веры в начале занятия является мини конкурс «Хвастунишка».
Суть деятельности учащихся, по очереди поделиться своими знаниями, умениями и навыками по теме занятия. Формат проведения: учитель по очереди спрашивает детей, что он знает и после ответа просит поднять руку тех, кто тоже имеет это знание.
Данный прием направлен не только на формирование веры, но и на актуализацию знаний у учащихся, создает ситуацию успеха для каждого и стимулирует их познавательную активность.
Не менее действенный приемом формирования веры, но уже на этапе рефлексии является долгосрочная игра «Копилка сокровищ», которая проводится в течении всего учебного года.
Суть деятельности учащихся: провести анализ результата своей деятельности и выделить все свои достижения за занятии.
Формат проведения: в начале учебного года учитель предлагает детям сформировать личную копилку достижений в виде блокнота, наполнение которого предполагается по мере появления личных достижений. На занятиях на этапе рефлексии детям предлагается озвучить свои главные достижения на занятии и вписать в свой блокнот.
Данный прием направлен не только на формирование веры, но и на развитие навыков саморефлексии у учащихся, создает ситуацию успеха для каждого и стимулирует их дальнейшую познавательную активность.
- Слайд 4.
Формировнию воли у учащихся помогает мне развитию навыка у детей ставить перед собой краткосрочные смарт цели используя памятку. Смарт цели – в переводе означает умные цели. Отличительные черты смарт цели от обычной цели это ее конкретность. Цель должна быть сформулирована так, чтобы каждый понимал её одинаково без необходимости углубляться в детали.
- измеримость. Результат должен иметь критерии для оценки.
- достижимость. Цель должна укладываться в реалистичные сроки и опираться на объективные возможности для ее достижения.
- значимость. Важно, чтобы цель соответствовала личным мотивам.
- ограниченность по времени. Она должна иметь оптимальные сроки для реализации.
Методический прием заключается в том, что при постановке смарт цели в достижении результата по формированию воли у учащихся она сопровождается обязательной наградой за ее достижение. То есть, я предлагаю учащимся не просто поставить перед собой цель, но и придумать как он может себя вознаградить за ее достижение.
На презентации есть 2 примера целей. Давайте свами попробуем с помощью памятки определить, какая из них является умной.
- Слайд 5.
Для формирования устойчивости внимания у детей я использую такие приемы, как просмотр тематических роликов или прослушивание научных подкастов с целью поиска информации для решения задач и фиксацией результатов в письменном виде. Это помогает не только развить внимание, но и способность к восприятию информации из различных источников.
Но пожалуй самым любимым у детей приемом является решение тематических графических головоломок, таких как найди отличия или графический диктант. Они сами по себе являются отличными помощниками в активизации познавательной активности, так как являются игровой активной формой. Ну а возможность развития устойчивости внимания у детей через них, делает их ценным ресурсом для учителя.
- Слайд 6.
Основной прием, который я использую для развития воображения у учащихся, это решение обратных задач.
Суть деятельности учащихся заключается в рассмотрении готовой модели устройства или механизма, который был когда то спроектировани одним из учащихся и предположить, что это за устройство, какое у него назначение и по своим предположениям составить описание, как оно работает. Использование данного приема позволяет не только формировать воображение, но и способствует применению на практике ранее полученных знаний.
- Слайд 7.
ВЫВОД:
для развития личностных качеств ребенка и формирования у него познавательной активности необходимо создание специальных ситуаций, с большим количеством возможных способов действия. Основой познавательной активности является познавательная деятельность, так как дети познают всё в деятельности. А развитие личных качеств учащихся помогает не только повышать образовательные результаты, но у решать главную педагогическую задачу - научить детей учиться!
Презентация к мастер-классу: приемы развития личных качествPPTX / 1.01 Мб
Евгения Николаевна Шарапова
Полина Николаевна Антипова