Мастер-класс на тему «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка»

4
0
Материал опубликован 30 September 2020

Мастер-класс на тему:

«Использование игровых методов обучения

на уроках русского языка »

учителя МОУ Среднетимерсянской средней школы

имени Героя Советского Союза Е. Т. Воробьёва

Пироговой Людмилы Петровны.





Цель:  распространение и обобщение собственного опыта по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы.



Задачи:

1.Раскрыть особенности педагогических игр.

2 . Научить педагогов использовать игровые формы и методы на уроках.




Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления : «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка».

Русский язык является необходимым предметом для любого ученика. Этот предмет можно назвать сложными для восприятия, приходится много размышлять, думать, сопоставлять, а также усиленно вкладывать свои знания и умения. Задача учителя – сделать устную или письменную речь ученика правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Использование игровых методов помогают сделать стандартный урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка. Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».

Игровые технологии активизируют познавательные интересы детей; развивают коммуникабельность, создают условия для творческого самовыражения, развивают память, внимание, мышление, воображение, создают позитивный психологический климат в коллективе.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко

поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

доступность для учащихся данного возраста;

умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

ролевые игры на уроке;

игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование,
урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Уже первые мои уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся. Более подробно мне хотелось бы остановиться на дидактических играх, которые я использую на уроках русского языка..

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в
произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. 
Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. 

«Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

Игра « Шифровальщики"

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил ански кьоинк

лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)


2. Игровые задания, направленные на отработку словообразовательных навыков

 

«Третий лишний»

В этой игре надо догадаться, какой признак имеется в двух высказываниях и отсутствует в третьем. Например, приводятся три слова: водитель, водяной, водичка. Здесь общий признак – корень, водичка и водяной – однокоренные слова, а водитель – лишнее слово.

Эта игра может использоваться при изучении многих языковых явлений.

«Составь слово»

         В данной игре ученики должны составить слова из значимых частей слова и окончаний других слов.

-  Его корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «ученики». Назовите слово.

А) подснежники

Б) снежки

В) снеговики

Г) снежинки

-  Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыбка» . Назовите слово.

А) рассказ

Б) завязка

В) рыбалка

Г) сказочка

-  Мой корень – родственник «сраженью»,

Приставка – в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землей.

А) забойщик

Б) заражение

В) каменщик

Г) шахтер

 

Лексико-фразеологические игры
«Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

Куда Макар телят не гонял.

Как в воду канул.

Ветер свистит в карманах.

На языке вертится.

В ежовых рукавицах.

«Собери пословицу»

Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки
препинания.

Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото хвалит, куры не клюют, крокодиловы слёзы, комар носа не подточит, когда рак свистнет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать,надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осёл, носиться как курица с яйцом, мрут как мухи красный как рак, как собак нерезаных и т. п.

Угадай профессию

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.

Стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать удочку, ни сучка ни задоринки и т. д.

Кто больше?

Имена собственные

Подбери синонимы

Фразеологический зверинец


4.Игровые задания, направленные на отработку морфологических навыков


Игра «Четвертый лишний»

- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .


 


Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм.

Овощи, фрукты, ягоды

Цель - закрепить написание слов с большой буквы.

Напишите в тетрадке названия овощей, фруктов, ягод, которые вы знаете.

Как пишутся эти слова?

Могут ли они быть записаны с большой буквы?

Как пишется?

Цель – закрепить слитное и раздельное написание приставок и предлогов.

Как правильно записать предложение, раскрыв скобки?

Солнце спряталось (за) бор.

Котофей Иваныч

Залезает на (за) бор-

Прогуляться на ночь.

                 Я. Козловский.


 Веселая мозаика

12. Исправьте ошибки


«Мягкая посадка» «Диктант — шутка»

«Третий лишний» «Цифровой диктант»

«По щучьему велению» «Классификация»

«Лингвистический футбол» «Пропорция»

«Умный редактор» «Противопоставления»

«Справочное бюро»

Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

«Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д. Например: лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный); горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное); революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

"Выбери три слова» 

Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку. Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы надорфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

Набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму.

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЖА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс,
окончание).

Найди ошибку

Цель: развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Ход игры. Учитель называет ряд слов, существительных, и допускает одну "ошибку". Ученик должен определить, какое слово лишнее в ряду слов, и доказать почему. Правильно выполнивший задание получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Примерный материал.

Дом, кукла, море, вышла, ученик.

Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

Парта, солнце, железный, дверь, моряк.



Игровые задания, направленные на отработку синтаксических навыков

«Строители»

Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте же, ребята, поможем,
Им в нелегкой и грустной судьбе.

Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания. (1 человек от команды подчеркивает грамматическую основу).

1 команда- дерево, хвойных, семейства, сосна.

2 команда - ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.

«Кто больше!»

Составить словосочетание из предложения, определить главное и зависимое слово

Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.

(1 ученик из команды выходит с листом и читает, что получилось).

- маленький котенок,
- пушистый котенок,
- гулял по крыше,
- громко мяукал 

«Закодируйте предложение»

Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.

Не трещите, морозы, в заповедном бору.

Метели по лесу полетели, и морозы усилились.

«Серпантин одной фразы»

Игра используются при изучении темы «Словосочетание и предложение», где отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й ученик -  Я пишу стихи.

2-й ученик - Я пишу веселые стихи.

3-й ученик - Я пишу веселые стихи  по вечерам.

4-й ученик - Я пишу веселые стихи  по вечерам каждый день.

«Интеллектуальная пауза»

 Выберите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены)Составьте в тетрадях схему:

Наступила поздняя осень.

Как красив лес осенью!

Осень мое любимое время года.

«Грамотей»

      Из  стихотворения С. Маршака «Знаки препинания» выписать   знаки препинания 

Знаки препинания (отрывок)

У последней ТОЧКИ
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал Чудак
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:
– Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,
Прикатило МНОГОТОЧИЕ,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
– Мы – особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:
– Если нет над вами точки
Запятая-знак пустой!

Сколько вы записали знаков препинания – А их 10. Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.

«Сыщики»

 Найдите предложения, соответствующие схемам и запишите их в тетрадь.

1) [– - =]   

2)[– =], и [– = ]

3)[О,… ]!

4)[…], ( что… ).

5)А: «П».   6) [O и O].

1) Книга – лучший товарищ.

2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.

3) Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!

4) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.

5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.

6) А с платформы говорят: «Это город Ленинград».

Игра «Распредели»:

Необходимо распределить предложения на группы, дать названия группам, доказать свою точку зрения.

Мир строит, а война разрушает.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Крут бережок, да рыбка хороша.

Незнайка остановился посреди комнаты, сложил руки на груди, голову наклонил набок и стал думать.

Незнайка тоже любил кататься на автомобиле и Торопыжка часто его катал.

Всем нашлась возле шара работа, а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал.

Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить.

Все захлопали в ладоши, а Знайка поднял кверху руки и обратился к коротышкам с речью.


Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка.

Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка. Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды.

Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать
своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.

Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Так, например, ребята составляют кроссворды по теме «Лексика», «Загадки», «Сказки», «Былины», часто при этом учатся создавать презентации и создают такие кроссворды, которые потом учитель может использовать в дальнейшем на уроках. Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, как составленные на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. В кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое-либо правило, изученное детьми и отрабатываемое на уроке повторения. Работа с кроссвордом не потребует от учителя каких-то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам всё большую самостоятельность, и результаты не заставят долго ждать: ребята очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.

Также на уроках я использую лексические диктанты, когда учитель читает определение, а учащиеся отгадывают зашифрованное слово. Это особенно актуально в эпоху итоговой аттестации, ориентированной на выполнение тестовых заданий.


«Разгадай кроссворд. Спрятанное слово»

1) Заполни клетки именами прилагательными, образованными от слов:
1.Скрипет               2. Январь                         3. Вчера
4.Синь                    5. Перрон                        6. Группа
7.Кость                   8.Техас                           9. Глаз
10. Яблоня             11. Глубина                    12. Греция

«Шифровальщик»

Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:

421                                  3467                            35121

9810                                104239                        25131

1086                                108910                        28517

Шифр:

А  В Г  И Л  М  Н  О    Р     Т    Я

1 2 3 4 5 6  7 8 9 10   11

Составьте анаграммы

Например:  Карета — ракета

Урон     - (руно), арап - (пара), мошкара - (ромашка), осколок - (колосок),

соха - (хаос), ниша - (наши).



Игровые технологии при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К. Д. Ушинский. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (я не придерживаюсь какой-то определенной классификации и называю свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.). Однако, по сути, все это можно назвать уроком в форме игры.

Применяя на своих уроках игровые технологии, я наблюдаю следующие результаты у моих учеников:

формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;

повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;

в каждом классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;

развивается наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых вещах.

Таким образом, игровые технологии в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой, мыслительной, познавательной деятельности.


Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский).



Спасибо за внимание!



Список использованной литературы

1.Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.
2.Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград,1999.
3. Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина. Волгоград, 2011.

4. Занимательная стилистика. Авт-сост. И.Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. Москва, 1988 г.

5. Материалы сайта proshkolu.ru

6. Материалы сайта 1 september.ru




t1601496146aa.jpg





t1601496146ab.jpg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.