12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Гаврилова Анна Сергеевна9046
Россия, Ставропольский край, Ставрополь

Игровые методы обучения географии


Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем, - совершенствование системы проверки и оценки знаний, учащихся и умения применять эти знания для выполнения практических работ. От организации проверки в системе обучения, характера и содержания проверяемых знаний зависят успехи в обучении и воспитании. Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые учителем с целью объективного подхода к решению этой проблемы. Использование различных карточек-заданий (кроссвордов, чайнвордов, диктантов и т.п.) как видов индивидуальной проверки знаний дисциплинирует учащихся на уроке, способствует более добросовестному выполнению домашнего задания, а для учителя это возможность увеличения оценок, что является одной из проблем в современных условиях накопляемости класса.

Использование игр на уроках является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала и развитию интереса учащихся к науке, расширению кругозора.

Однако необходимо обратить внимание учителя, собирающегося применять учебные игры при проведении уроков, на ряд важнейших обстоятельств:

- проведение игры предполагает намного более тщательную подготовку и организацию урока, чем при использовании традиционных форм обучения

- игра не достигает своей цели в том случае, если становится для учащихся более эмоционально значимой, чем другие формы обучения

- проведение игры требует от учителя готовности к диалогу с ребенком, готовности быть воспринятым ребенком в качестве партнера по игре, при этом учитель ни на секунду не снимает с себя ответственность за четкое, при необходимости быстрое и жесткое регулирование игровой ситуации.

Без учета этих обстоятельств использование игр в преподавании курса географии способно принести больше вреда, чем пользы.

Тем не менее, конкретные задачи игр ясно прочитываются в их сюжетах. Вот некоторые из наиболее часто встречающихся задач:

- содействие более эффективному усвоению изучаемого материала

- оценка уровня знаний учащихся в эмоционально приемлемой для них форме

- формирование у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, уважать чужое мнение

- формирование у учащихся умения принимать самостоятельное решение в проблемной ситуации

Подготовка и организация игры включает несколько этапов:

1 – подготовительный (установление учебных целей, определение целей, приемов и действий по каждой части игры, разработка правил игры, описание игры)

2 – организация игры (сообщение о начале игры, выбор ведущих)

3 – проведение игры (методика проведения не является жесткой и предполагает поощрение свободной мотивации и самовыражения учащихся)

4 – анализ результатов игры (здесь ведущая роль принадлежит учителю: он помогает ученикам систематизировать изученный в процессе игры материал, определить, чему они научились)

При изучении географии можно использовать и игровые моменты. Их цель: добиться более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала, развить у учащихся навыки работы с текстом и на практических занятиях, выработать методы запоминания.

В данном пособии приводятся методика проведения различных вариантов игр и игровых элементов, которые учитель выбирает в зависимости от темы урока и подготовленности учащихся.


«Необитаемый остров в подарок»

(игра проводится в 6 классе как практическая работа)

У каждого участника должен быть лист бумаги и принадлежности для вычерчивания плана местности. Учитель может подготовить письмо от некоего существа с просьбой найти ему какой-нибудь необитаемый остров, где оно могло бы жить.

Ход игры:

Учащимся сообщается, что некий фантастический персонаж попросил найти для него остров, где он мог бы спокойно жить. Далее учащимся предлагается вообразить себе такой необитаемый остров, который им хотелось бы подарить этому существу, и вычертить план этого острова. Условием игры является наличие на плане не менее 7 различных объектов, таких как озеро, болото, река, смешанный лес, отдельный куст, луг, овраг и т.д.

Время игры фиксировано, в конце него планы сдаются учителю.

Завершение игры:

Учитель поочередно демонстрирует классу выполненные работы, организуя их обсуждение с точки зрения географической содержательности.


«Айсберг – тур»

(игра проводится в 7 классе на завершающем уроке по теме «Антарктида»)

Каждый учащийся дома готовит к уроку рекламу тура по Антарктиде , используя учебник, атлас и различную дополнительную литературу, а также получая консультации у учителя. В рекламе должны содержаться следующие сведения:

- название турфирмы

- способ доставки туристов в Антарктиду и способ их перемещения по материку

- продолжительность тура

- описание маршрута и основных достопримечательностей, посещение которых планируется

- места ночлега

- оборудование и снаряжение, которым располагает турфирма

- стоимость экскурсии с обоснованием

В рекламе можно использовать плакаты, видеоролики, фото, иллюстрации. К игре также необходимо подготовить игровые документы – лицензии (грамота или диплом), которыми будут награждены победители.

Ход игры:

По условиям игры турфирмам разрешается проводить туры по Антарктиде с тем, чтобы часть прибыли шла на организацию исследований материка и охрану его природы. Ученики по очереди предлагают одноклассникам принять участие в туре по Антарктиде, организуемом именно его турфирмой. Учитель имеет право задавать каждому выступающему уточняющие вопросы, указывать на нестыковки в подборе снаряжения, оборудования и транспорта.

Итог игры:

Победителями становятся те ученики, в тур которых записалось больше всего желающих. Они получают лицензию на право осуществления туристического бизнеса в Антарктиде.


«Опорные сигналы»

(при изучении нового материала в 6-10 классах)

Перед вами новый текст. Внимательно прочитайте и законспектируйте его, но не используя слова и предложения, а с помощью рисунков, каких-либо знаков или символов. Изложить текст можно по частям, по абзацам, тогда появится несколько «опорных сигналов». Дети по очереди показывают и объясняют их. Все вместе оценивают работу каждого ученика. Подводятся итоги.


«Вопрос – ответ»

(при изучении нового материала в 6-10 классах)

Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. Теперь разделимся на 2 команды. Одна из команд будет задавать вопросы, а другая – отвечать. Это соревнование на лучший вопрос и лучший ответ по тексту. Учитываются активность участников команд, число и содержание заданных вопросов, а также количество правильных полных ответов. Потом команды меняются местами.


«Пантомима»

(при изучении нового материала в 6-10 классах)

Перед вами текст учебника. Прочитайте и разделите его на части. Образуем 2 команды. Участники одной из команд должны будут передать содержание части текста пантомимой. Вторая команда должна отгадать, о чем говорится в тексте.


«Найди ошибку»

(при закреплении нового материала в 6-10 классах)

Перед вами текст учебника. Прочитайте его. Потом вам будет предложен тот же самый текст, но с некоторыми искаженными утверждениями. Ваша задача – найти и исправить их. Каждый работает самостоятельно, а затем все вместе обсудим текст. Победителем в игре считается тот, кто найдет больше всего неточностей в тексте и сделает наиболее полные исправления.


«Географическое домино»

(при повторении любой темы в 6-10 классах)

Готовится лото: в левой части – рисунок, а в правой – вопрос. Играют в домино в парах. Один ученик кладет карточку, а другой должен подставить такую, на которой в виде рисунка содержится ответ на вопрос.


«Головоломка»

(для практической работы в 7 классе)

Ученикам раздаются конверты, в каждом из которых находится карта материка, разрезанная на части. Необходимо правильно собрать ее и ответить на вопросы, также вложенные в конверт. Вопросы и задания могут быть различные, например:

- Какой это материк?

- Определите протяженность с С на Ю между крайними точками.

- Определите координаты крайних точек.


«Самый, самый….»

(для общего развития и лучшего запоминания материала при изучении материков, океанов, рек, стран и т.д. в 6-10 классах)

Учитель задает вопросы и просит показать на карте:

- самый большой материк, океан, остров и т.п.

- самый холодный океан, материк и т. п.

- самую маленькую (большую) по площади (по численности) страну и т.д.


«Флюгер»

(при изучении тем «Ориентирование на местности» или «Ветер»

в 6 классе)

Несколько учеников выходят к доске, учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу. Затем: «Ветер дует с запада». Все поворачиваются на восток. Или: «Ураган». Все кружатся. «Штиль» - все стоят спокойно. Тот, кто неправильно повернулся, садится на свое место. В конце игры остаются только ребята, которые правильно могут ориентироваться. А остальным нужно еще работать по этой теме.


Игра «Раз! Два! Три!»

(проводится в ходе проверки географической номенклатуры

в 6 -10 классах)

Ученики берутся за руки и образуют круг. Начинается движение по часовой стрелке, они трижды произносят: «Раз! Два! Три! Море (страну, океан, остров и т. п. назови!)». Потом все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия объектов. Если кто-нибудь промолчит более 3 секунд, он выбывает из игры. Игра продолжается, пока не останется минимальное количество учеников.





Игра «Широта и долгота»

(при повторении географических координат в 6-7 классах)

Класс делится на 4 группы, в каждой из которых должно быть не менее 4-х учеников. Первая – «северная широта», вторая – «южная широта», третья – «восточная долгота», четвертая – «западная долгота». Игроки вперемешку выстраиваются в шеренгу. Учитель или ведущий ученик называют какой-нибудь объект, а участник игры должны вспомнить, где он находится. Затем приседают те, кто представляет широту и долготу этого объекта. Например, о. Мадагаскар. Приседают ребята, представляющие южную широту и восточную долготу. Если кто-то ошибся, получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.


Игра «Я – река….»

(при проверке номенклатуры в 6-8 классах)

Ученики образуют большой круг. Один игрок держит в руках мяч и начинает игру со словами: «Я –река Волга, впадаю в…». сделав паузу, игрок бросает мяч по направлению к любому игроку. Поймавший должен закончить фразу: «….в Каспийское море». Ответив, он называет другую реку и отправляет мяч другому. Если кто-то затрудняется с ответом, в «наказание» товарищи по игре задают ему 2 теоретических вопроса по теме. Если он вновь не может ответить, то покидает игру.


«Почта»

(при повторении знаний по материкам в 7 классе)

6 конвертов с надписями изученных материков. Ученикам раздаются карточки с очертаниями материков, островов, рек, озер). Учащиеся должны положить в конверт и не ошибиться.


«Узнай силуэт»

(для развития памяти, воображения у учащихся 7-10 классов)

Для этой игры необходимо изготовит силуэты островов, морей, стран и т.п. По ним ученики должны дать названия географических объектов.


«Знаешь ли ты эту страну?»

(для учащихся 10 классов)

Учитель называет страну, а ученики должны письменно ответить на вопросы: столица, река, представители растительного и животного мира, тип страны и т.п.)


«Путешествие по карте»

(для учащихся 8 -10 классов)

Ученики – капитаны судов должны провести груз из одного порта в другой. Лучшим капитаном будет тот, кто выбрал самый короткий и удобный путь и наиболее подробно его описал в судовом журнале. Игру можно усложнить, дав задание описать порты, находящиеся на маршруте следования.


Использованный материал:


Зотова А.М. «Игры на уроках географии 6-7 классы», М: «Дрофа», 2007 г.

Кондратюк Н.Н. «Дидактические материалы по географии», М: ТЦ «Сфера», 2003 г.

Митрофанова И.В. «Тематические игры по географии», М: ТЦ «Сфера», 2002 г.
















Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 18.07.20 в 11:33 4 Ответить Пожаловаться
Интересная работа! Обожаю играть!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.