12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковтун Наталия Ивановна44
Россия, Орловская обл., Орел
5

Мастер–класс на тему: «Фронтовое письмо»



Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области «Созвездие Орла»










Методическая разработка мастер–класс на тему:

«Фронтовое письмо»




















Разработала:

Ковтун Наталия Ивановна

воспитатель структурного подразделения




г.Орел



Пояснительная записка

Одной из главнейших тем патриотического воспитания в образовательном учреждении является тема: «Великая Отечественная война». Великая Отечественная война 1941-1945гг. – война, какой не было в истории. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Памяти наших прадедов, дедов, матерей, провожавших солдат и офицеров Советской Армии. Всех  павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается…

Методическая разработка мастер-класса «Фронтовое письмо» адресуется организаторам воспитательной работы, воспитателям ГПД, педагогам дополнительного образования, классным руководителям.

Мероприятие предназначено для обучающихся среднего школьного возраста.

Оборудование:   компьютер, проектор, презентация, аудиозаписи песен военных лет, необходимый материал для изготовления письма-треугольника (цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ручка, линейка).

Цель: изготовление поздравительной открытки в форме письма-треугольника.

Задачи:

научить алгоритму складывания письма-треугольника, художественному оформлению;

- формировать представления о письмах – треугольниках военных лет;
- воспитывать уважение к защитникам Родины на примерах мужества и патриотизма.

Ход мероприятия

А письма в треугольниках солдатских!

Они для нас до сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны 

(Г. Серебряков)

Здравствуйте! Я очень рада, что вы нашли время для творчества и пришли на наш мастер-класс. (Звучит мелодия)

Письма с фронта хранятся во многих семьях, как настоящие реликвии. Солдатские письма –  это свидетели войны и они не могут оставить равнодушными людей любого возраста.

Мы с вами знаем о Великой Отечественной войне по книгам, фильмам, рассказам  ещё оставшихся в живых участников сражений. Узнать о событиях тех лет, о человеческих судьбах мы можем и по письмам, хранящихся в семьях, музеях.

Ежедневно уходили на фронт тысячи писем. За месяц в Красную Армию доставлялось около 70 млн. писем. Дома солдат ждали матери, жёны, дети. Это они писали на фронт письма и с нетерпением ждали весточки с фронта. Большое значение имели письма родных на фронт. Они поднимали боевой дух солдат.

Не меньше шло писем и с фронта — в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди. Письма с фронта играли важную роль в жизни людей. Письма писали, потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Четыре долгих года шла война! И письма вселяли надежду, что надо верить в победу, что до встречи осталось совсем немного.

О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, о семье, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.

Василий Иванович Волков, житель Алтая, где осталась его семья, в письме обращается к жене: «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям — Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко».

Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них.

Из письма рядового Алексея Петрова: «Наш танковый корпус вышел из боя, а людей погибло много». А вот что писал сын Иван отцу в деревню: «Батя, какие идут тяжелые бои… знал бы ты, как сражаются мои товарищи».

Из писем можно было узнать о фронтовых буднях, чем занимались солдаты в момент затишья перед боем.

До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра».

Часто в солдатских письмах можно было увидеть зачёркнутые строчки. Это военная цензура.

Фашисты понимали, что письма с фронта и на фронт очень важны для наших людей. Делали всё возможное для того, чтобы письма не доходили. Уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. Для этого в стране была создана военно-полевая почта.

Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам. Непростая была служба у военных почтальонов. Должность почтальона военно-полевой почты именовалась как экспедитор.

До Берлина дошел почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями.

У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.

Письма складывались простым треугольником, потому что не хватало конвертов. Такую форму письма придумали находчивые воины. Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. На всех письмах стояли две печати: круглая и треугольная.

Фронтовые письма – документы особые. Тот, кто писал их, не думал, что эти письма увидят свет. Листки этих писем со временем пожелтели. Строчки почти выцвели, а фронтовой конверт с пометкой “Воинское” по-прежнему призывает:

«За честь жены, за жизнь детей,

За счастье Родины моей,

За наши нивы и луга!

Убей  захватчика – врага!»

Сколько бы лет ни прошло, как бы не изменился мир, пока мы живы, мы не должны забывать о событиях Великой Отечественной войны, принёсшей столько горя. Солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы победы. Они – тот мостик, который связывает нас, живущих в начале XXI века, с теми, кто выстоял в суровых испытаниях Великой Отечественной войны.

Сегодня мы с вами научимся складывать письмо-треугольник. А в нём мы напишем слова благодарности и пожелания дорогим ветеранам.

Практическая часть (сопровождается презентацией).

Первым делом мы должны сложить наше письмо в виде уголка. Для этого лист формата А4 (крафт-бумаги) располагаем перед собой вертикально, а затем правый верхний угол загибаем в левую сторону. После этого верхний уголок отогнем вправо и вниз. Так мы наметили треугольную форму будущего письма.

В нижней части необходимо загнуть уголки слева и справа. После этого нижнюю часть загнем вверх. Затем эту загнутую часть необходимо заправить внутрь конвертика.

«Состарим» лист бумаги с помощью пакетика чая. Можно дополнительно состарить края треугольника, чтобы она выглядела как конверт 75-летней давности, обмакнув их в чай или кофе или просто затонировать краской на губке.

Займемся оформлением нашей открытки. На лицевой стороне будет небольшая гвоздика, выполненная из бумаги. Для самого цветка нам потребуется вырезать из красной бумаги 2 квадрата со стороной 5 см. Затем каждый треугольник складываем определенным образом. Первым делом выполняем диагональный изгиб. Далее делаем еще одно сложение пополам.

Теперь верхнюю часть получившегося треугольника следует загнуть вправо и вверх. Нижний слой этого треугольника загибаем вправо и вниз. Из второго треугольника необходимо выполнить такую же заготовку для будущей гвоздики.

На лицевую сторону нашего письма приклеиваем рядом 2 красные заготовки, оформляя их в виде цветочка. Для основания гвоздики нам потребуется из зеленой бумаги вырезать квадрат со стороной 4 см, а затем сложить его 2 раза. Приклеиваем получившуюся заготовку в нижней части гвоздики.  Для стебелька вырезаем и приклеиваем узкую зеленую полоску.

Теперь можно закрепить георгиевскую ленту. Один ее край фиксируем с изнаночной стороны нашего письма. Другой край ленты приклеиваем в правой верхней части с изнаночной стороны. Осталось выполнить надпись «9 Мая», делаем это с помощью цветных фломастеров.

... Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали,

Знали их наизусть.

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

Я желаю вам и вашим семьям, ребята, мира, добра. Берегите своих близких, особенно будьте внимательны к пожилым людям, тем, кто пережил войну. В День Победы, 9 мая, не забудьте поздравить их и возложить цветы к мемориалам ВОВ. Будьте благодарны и тем, кто сегодня защищает наш мир - это солдаты и офицеры нашей Российской армии. Ведь «…есть такая профессия - Родину защищать…»!




Список литературы

Память о войне. / Павельев С. – М. Просвещение, 2012.- 154с.

Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» / Т.Я. Шпикалова. – М. Просвещение, 2002. – 94с.

3. Интернет ресурсы


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.