Мастер-класс на тему: «Использование нетрадиционных методик для коррекции дизорфографии у обучающихся с ЗПР. Мозжечковая стимуляция»
Мастер-класс на тему: «Использование нетрадиционных методик для коррекции дизорфографии у обучающихся с ЗПР. Мозжечковая стимуляция»
Составила: учитель-логопед
Шаршова Ирина Владимировна
Цель: представление опыта работы по применению метода мозжечковой стимуляции на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях с детьми с диагнозом ЗПР.
Задачи:
1. Объяснить понятие «Метод мозжечковой стимуляции»;
2. Познакомить с опытом работы по применению «Метода мозжечковой стимуляции» на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях с детьми ЗПР.
Форма проведения: мастер-класс для педагогов.
Оборудование: балансировочная Доска Бильгоу, балансборд, ручные балансиры, разновесные мешочки (с разными размерами, весом и цветом), массажные шарики, мячики для отбивания, маленькие пластмассовые мячики, ноутбук.
I.Организационный момент
1. Приветствие
- Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня, я хочу представить опыт работы по применению «Метода мозжечковой стимуляции» на занятиях с детьми с ЗПР.
2. Актуальность метода
Актуальность внедрения метода Мозжечковой стимуляции в работе с детьми с ЗПР состоит в том, что дети сейчас перегружены телефоном и гаджетами и многим другим. Недостаток родительского тепла и внимания, перемещение ребёнка в пространстве для безопасности в переносках, в автокреслах, игры в манежах. Поэтому ребенок лишен свободно передвигаться и осваивать окружающее, плохо развивается и нарушается речь внимание, память, мышление.
Детям с ЗПР присуще неустойчивость и истощаемость нервных процессов, двигательное беспокойство, эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, отсутствие волевых усилий.
Поэтому, я пришла к выводу, что метод «Мозжечковой стимуляции» помогает в решении проблем, связанных с развитием детей.
II. Основная часть
1.Теоретическая часть
Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал американский учёный Френк Бильгоу. Она состоит из серии коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка. Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают в усвоении любой информации. Метод Ф. Бильгоу эффективен в работе с детьми от 4 лет, но его можно использовать и в школе.
Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков головного мозга.
Метод мозжечковой стимуляции эффективен при разных диагнозах, в том числе:
задержка психического развития (ЗПР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР)
синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
дисграфия и дизорфография;
заикание и др.
На занятиях я использую систему тренировок с применением следующего оборудования: балансировочная доска Бильгоу, балансборд, ручные балансиры, мешочки с разными размерами, весом и цветом, массажные шарики, мячики для отбивания, небольшие пластмассовые мячи.
Какие результаты можно получить, занимаясь по программе Ф. Бильгоу?
улучшение концентрации и внимания;
повышение выносливости, работоспособности на занятиях;
улучшение зрительно-моторной координации;
развитие пространственного восприятия и воображения;
развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
развитие восприятия устной и письменной речи, их автоматизации, что в свою очередь является основой для формирования и развития собственной речи и навыков письма;
оптимизация навыков механического чтения;
развитие интеллектуальных способностей;
развитие математических и логических способностей;
развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
гармонизация эмоционально-волевой сферы;
нормализации поведения;
личностные изменения.
2. Практическая часть.
Сейчас я ознакомлю вас с упражнениями (на слайдах описаны все виды упражнений, оборудование, порядок выполнения):
(см.Приложение №1)
Начинаем с простых упражнений, затем усложняем использованием различных аксессуаров.
Простые упражнения
залезть и слезть с балансира;
стоя на доске двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали, рисовать восьмерку;
стоя на тренажере двигать руками, рисуя восьмерку, следить глазами за руками;
стоя на балансире двигать руками, рисуя восьмерку и знак бесконечности носом;
упражнение на дыхание: одна рука на животе, другая на груди, по команде ребенок надувает сначала грудь (3-5 раз), затем надувает живот (3-5 раз);
стоя на доске выполнять круговые вращения руками:
обе руки в одну сторону;
обе руки в разные стороны;
по очереди в одну сторону;
по очереди в разные стороны.
Усложненные упражнения
с использованием аксессуаров
мешочки разного веса с крупой кидаем ребенку, он их должен поймать; инструктора одной правой, левой, двумя, кидать и ловить одновременно;
подкидывать мешочки, мяч вверх двумя руками;
подкидывать вверх правой, потом левой рукой;
отбивать подвешенный мяч левой, правой, двумя руками;
кидать мешочки в мишень на полу или стене;
подкинуть мяч, успеть хлопнуть (усложнение – пока летит, отбить мяч);
отбить летящий мяч цветозонированной рейкой.
принимать мяч или мешочки от инструктора одной правой, левой, двумя, кидать и ловить одновременно.
Занимаясь на балансире, можно добавлять различные речевые элементы для профилактики и коррекции дисграфии и дизорфографии. Например, назвать цифры по порядку и обратно, месяцы года, дни недели, слова различной части речи и т.д.; назвать первую, последнюю букву слова (в дальнейшем третью, четвертую и др); произношение словарных слов; придумать слова, начинающиеся на нужную букву (или слова, в которых нужная буква - последняя). Варианты заданий могут быть разными, в зависимости от вида допускаемых ребенком ошибок.
3. Результаты работы
Динамику развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением на занятиях метода Мозжечковой стимуляции можно увидеть на графике:
У детей, посещающих индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия наблюдается положительная динамика в развитии познавательных процессов. Заметно улучшается у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, повышается способность к произвольному контролю, зрительно-моторная координация, скорость реакции, ловкости. У детей отмечается улучшение почерка, повышение работоспособности. Достижения во всех этих сферах положительно сказываются на общем развитии и эмоциональном самочувствии ребенка. Нормализуется поведение, повышается самооценка.
III. Заключительная часть
Подведение итогов
Подводя итог мастер-класса, можно сделать вывод, что применяя метод мозжечковой стимуляции, можно достичь положительных результатов.
Приложение №1
Упражнение «Жонглер»
Упражнения с применением балансировочной доски, которые способствуют развитию межполушарных связей, координации движений, осознания своего тела, развитию психических функций ребенка.
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.
Оборудование: балансировочная доска Бильгоу, 2 мячика или мешочка с крупой.
Исходное положение: стоя на балансировочной доске. В каждой руке у ребенка по мячику.
1-й уровень сложности. Ребенок одновременно бросает мячик правой рукой вверх, левой – вниз), затем наоборот.
2-й уровень сложности.
Ребенок одновременно перебрасывает мячи из руки в руку.
Упражнение «Ухо - нос»
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, осознание схемы тела, баланса.
Оборудование: балансировочная доска Бильгоу.
Исходное положение: стоя на балансировочной доске. Левой рукой ребенок держится за кончик носа, правой – за мочку левого уха. По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой – за мочку правого уха.
2-й уровень сложности.
То же, но в быстром темпе.
Регулярное выполнение упражнений способствует интеграции работы двух полушарий и. Рекомендуемая частота занятий – 2-3 раза в неделю, в течение 7-8 недель.
Упражнения на балансборде способствуют развитию координации между левой и правой стороной тела, помогает детям научиться держать равновесие, почувствовать свое собственное тело и научиться расслаблять мышцы.
Упражнение «Ветряная мельница»
Цель: развивать координацию между левой и правой сторонами тела.
Встаньте на борд, широко разведите ноги по краям, раскачивайтесь из стороны в сторону, поочередно поднимая и опуская руки. Теперь вы словно мельница на ветру. (Можно использовать стихи, пословицы и тд.).
Упражнение «Звездочка»
Цель: и шевелить пальцами одновременно с другими движениями.
Встаньте на борд и широко расставьте ноги вытяните руки вверх, за тем в стороны. Одновременно шевелите пальцами, поднимая и опуская руки.
Упражнение «Сон»
Цель: позволяет полностью почувствовать свое собственное тело и максимально расслабиться.
Нужно лечь на борд, согнуть ноги и поджать их под себя. Руки положите по бокам или на живот. Чувствуете, как поднимается и опускается ваш животик, когда вы дышите.
Все пункты можно комбинировать между собой или дополнять задания, к примеру, приседаниями. Главное, не заставлять, а заниматься в игровой форме.
Упражнение «Мостик»
Переверните Доску Совы выгнутой стороной вверх, предложите ребёнку лечь спиной на неё и расслабиться. Данное упражнение помогает детям сгибатели передней поверхности тела.
Предложите ребёнку пройти или проползти по мостику, подлезть под мостиком, спрыгнуть с мостика (помните, что приземляться нужно на две ноги, присогнутые в коленях).
Кияйкина Наталья Федоровна
Куликова Ирина Геннадьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Куприянова Светлана Павловна
Куприянова Светлана Павловна