Мастер-класс на тему: «Использование нетрадиционных методик для коррекции дизорфографии у обучающихся с ЗПР. Мозжечковая стимуляция»

1
5
Материал опубликован 13 December в группе

Мастер-класс на тему: «Использование нетрадиционных методик для коррекции дизорфографии у обучающихся с ЗПР. Мозжечковая стимуляция»


Составила: учитель-логопед  

Шаршова Ирина Владимировна  


Цель: представление опыта работы  по применению метода мозжечковой стимуляции на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях с детьми с диагнозом ЗПР.  

Задачи:  

1. Объяснить понятие  «Метод мозжечковой стимуляции»;

2. Познакомить с  опытом работы по применению «Метода мозжечковой стимуляции» на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях с детьми ЗПР.

Форма проведения: мастер-класс для педагогов.

Оборудование: балансировочная  Доска Бильгоу, балансборд, ручные балансиры, разновесные мешочки (с разными размерами, весом и цветом), массажные шарики, мячики для отбивания, маленькие пластмассовые мячики, ноутбук.

I.Организационный момент

1. Приветствие

- Здравствуйте,  уважаемые педагоги! Сегодня, я хочу представить опыт  работы по применению «Метода мозжечковой стимуляции» на занятиях с детьми с ЗПР.

2. Актуальность метода

Актуальность внедрения метода Мозжечковой стимуляции в работе с детьми с ЗПР состоит в том, что дети сейчас перегружены телефоном и гаджетами и многим другим. Недостаток родительского тепла и внимания, перемещение ребёнка в пространстве для безопасности в переносках, в автокреслах, игры в манежах. Поэтому ребенок лишен свободно передвигаться и осваивать окружающее, плохо развивается и нарушается речь внимание, память, мышление.

Детям с ЗПР присуще неустойчивость и истощаемость нервных процессов, двигательное беспокойство, эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, отсутствие  волевых усилий.

Поэтому, я пришла к выводу, что метод «Мозжечковой стимуляции» помогает в решении проблем, связанных с развитием детей.


II. Основная часть

1.Теоретическая часть

Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал американский учёный  Френк Бильгоу. Она состоит из серии коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка. Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают в усвоении любой информации. Метод Ф. Бильгоу эффективен в работе с детьми от 4 лет, но его можно использовать и в школе. 

Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков головного мозга.

Метод мозжечковой стимуляции эффективен при разных диагнозах, в том числе:

задержка психического развития (ЗПР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР) 

синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;

дисграфия и дизорфография;

заикание и др.

На  занятиях я использую систему тренировок с применением следующего  оборудования:    балансировочная  доска Бильгоу, балансборд, ручные балансиры, мешочки с разными размерами, весом и цветом, массажные шарики, мячики для отбивания, небольшие пластмассовые мячи.

Какие результаты можно получить, занимаясь по программе Ф. Бильгоу?

улучшение концентрации и внимания;

повышение выносливости, работоспособности на занятиях;

улучшение зрительно-моторной координации;

развитие пространственного восприятия и воображения;

развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;

развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;

развитие восприятия устной и письменной речи, их автоматизации, что в свою очередь является основой для формирования и развития собственной речи и навыков письма;

оптимизация навыков механического чтения;

развитие интеллектуальных способностей;

развитие математических и логических способностей;

развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;

гармонизация эмоционально-волевой сферы;

нормализации поведения;

личностные изменения.


2. Практическая часть. 

Сейчас я ознакомлю вас с упражнениями (на слайдах описаны все виды упражнений, оборудование, порядок выполнения):

(см.Приложение №1)

Начинаем с простых упражнений, затем усложняем использованием различных аксессуаров.



Простые упражнения

залезть и слезть с балансира;

стоя на доске двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали, рисовать восьмерку;

стоя на тренажере двигать руками, рисуя восьмерку, следить глазами за руками;

стоя на балансире двигать руками, рисуя восьмерку и знак бесконечности носом;

упражнение на дыхание: одна рука на животе, другая на груди, по команде ребенок надувает сначала грудь (3-5 раз), затем надувает живот (3-5 раз);

стоя на доске выполнять круговые вращения руками:

обе руки в одну сторону;

обе руки в разные стороны;

по очереди в одну сторону;

по очереди в разные стороны.


Усложненные упражнения

с использованием аксессуаров

мешочки разного веса с крупой кидаем ребенку, он их должен поймать; инструктора одной правой, левой, двумя, кидать и ловить одновременно;

подкидывать мешочки, мяч вверх двумя руками;

подкидывать вверх правой, потом левой рукой;

отбивать подвешенный мяч левой, правой, двумя руками;

кидать мешочки в мишень на полу или стене;

подкинуть мяч, успеть хлопнуть (усложнение – пока летит, отбить мяч);

отбить летящий мяч цветозонированной рейкой.

принимать мяч или мешочки от инструктора одной правой, левой, двумя, кидать и ловить одновременно.

Занимаясь на балансире, можно добавлять различные речевые элементы для профилактики и коррекции дисграфии и дизорфографии. Например, назвать цифры по порядку и обратно, месяцы года, дни недели, слова различной части речи и т.д.; назвать первую, последнюю букву слова (в дальнейшем третью, четвертую и др); произношение словарных слов; придумать слова, начинающиеся на нужную букву (или слова, в которых нужная буква - последняя). Варианты заданий могут быть разными, в зависимости от вида допускаемых ребенком ошибок.



3. Результаты работы



Динамику развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением на занятиях  метода Мозжечковой стимуляции можно увидеть на графике:

t1734069050aa.gif

У детей, посещающих индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия наблюдается  положительная динамика в развитии познавательных процессов.  Заметно улучшается у детей  память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, повышается способность к произвольному контролю, зрительно-моторная координация, скорость реакции, ловкости. У детей отмечается улучшение почерка, повышение работоспособности. Достижения во всех этих сферах положительно сказываются на общем развитии и эмоциональном самочувствии ребенка. Нормализуется поведение, повышается  самооценка.

III. Заключительная часть

Подведение итогов

Подводя итог мастер-класса, можно сделать вывод, что применяя метод мозжечковой стимуляции, можно достичь положительных результатов.



Приложение №1

Упражнение «Жонглер»

Упражнения с применением балансировочной доски, которые способствуют развитию межполушарных связей, координации движенийосознания своего тела, развитию психических функций ребенка.

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.

Оборудование: балансировочная доска Бильгоу, 2 мячика или мешочка с крупой.

Исходное положение: стоя на балансировочной доске. В каждой руке у ребенка по мячику.

1-й уровень сложности. Ребенок одновременно бросает мячик правой рукой вверх, левой – вниз), затем наоборот.

2-й уровень сложности.

Ребенок одновременно перебрасывает мячи из руки в руку.


Упражнение «Ухо - нос»

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, осознание схемы тела, баланса.

Оборудование: балансировочная доска Бильгоу.

Исходное положение: стоя на балансировочной доске. Левой рукой ребенок держится за кончик носа, правой – за мочку левого уха. По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой – за мочку правого уха.

2-й уровень сложности.

То же, но в быстром темпе.

Регулярное выполнение упражнений способствует интеграции работы двух полушарий и. Рекомендуемая частота занятий – 2-3 раза в неделю, в течение 7-8 недель.


Упражнения на  балансборде способствуют развитию координации между левой и правой стороной тела,  помогает детям научиться держать равновесие, почувствовать свое собственное  тело и  научиться расслаблять мышцы.

Упражнение «Ветряная мельница»

Цель: развивать координацию между левой и правой сторонами тела.

Встаньте на борд, широко разведите ноги по краям, раскачивайтесь из стороны в сторону, поочередно поднимая и опуская руки. Теперь вы словно мельница на ветру. (Можно использовать стихи, пословицы и тд.).


Упражнение «Звездочка»

Цель: и шевелить пальцами одновременно с другими движениями.

Встаньте на борд и широко расставьте ноги вытяните руки вверх, за тем в стороны. Одновременно шевелите пальцами, поднимая и опуская руки.


Упражнение «Сон»

Цель: позволяет полностью почувствовать свое собственное  тело и максимально расслабиться.

Нужно лечь на борд, согнуть ноги и поджать их под себя. Руки положите по бокам или на живот. Чувствуете, как поднимается и опускается ваш животик, когда вы дышите.

Все пункты можно комбинировать между собой или дополнять задания, к примеру, приседаниями. Главное, не заставлять, а заниматься в игровой форме.

Упражнение «Мостик»

Переверните Доску Совы выгнутой стороной вверх, предложите ребёнку лечь спиной на неё и расслабиться. Данное упражнение помогает детям сгибатели передней поверхности тела.

Предложите ребёнку пройти или проползти по мостику, подлезть под мостиком, спрыгнуть с мостика (помните, что приземляться нужно на две ноги, присогнутые в коленях).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы уточнить: "Это разработка какого формата? Исследование? Или все-таки мастер-класс?"

13 December

Ответ #476445 был удален 13 December 2024

Нет заявленных слайдов. А фото посмотреть хотелось бы, что за тренажер балансир. И по прошлой Вашей работе получить представление не удалось

13 December

Плагиат! https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2021/03/15/ispolzovanie-metoda-mozzhechkovoy-stimulyatsii-v

13 December

Добрый день, Раиса Поликарповна!

15 December

Это самостоятельная работа! Не соглашусь с Раисой Поликарповной. Не судите так строго. Есть, конечно, очень молодые коллеги, которые классику педагогики так оформляют и выдают за своё, что можно только удивиться. Но тут автор работал сам, да использую доступную информацию, но в допустимой пропорции и форме. Согласна, что желательно добавить список литературы и источники информации, если имеются. Но ,балансиры сейчас становятся популярны в работе с детьми с ЗПР ,а упражнения для них не такие разнообразные, как хотелось бы, поэтому, конечно, они будут повторяться у многих авторов! Да. Фото балансировочной доски тоже можно было опубликовать, но это выбор автора.

15 December

Похожие публикации