Статья «Коррекция дизорфографии у учащихся с ЗПР»

2
3
Материал опубликован 26 July 2018 в группе

Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7классов с ЗПР в условиях инклюзивного обучения.

Нарушения письма у учащихся общеобразовательных школ на сегодняшний день являются одной из актуальных проблем современной логопедии. Не менее важной остается и проблема нарушений письменной речи и для учащихся, имеющих интеллектуальные отклонения, в частности, задержку психического развития. Особенно актуально это в настоящее время, когда пропагандируется и активно внедряется в практику работы общеобразовательных школ инклюзивное обучение.

Поэтому возникает необходимость разработки эффективных методов коррекции такого нарушения письма, как дизорфография, в условиях инклюзивного обучения учащихся с задержкой психического развития.

Безусловно, грамотное письмо - это важное условие успешности школьного обучения, так как достаточное владение орфографическими знаниями, умениями и навыками является условием качественного усвоения учебных программ по разным предметам. Данное утверждение можно применить относительно учащихся с сохранным интеллектуальным развитием и с нарушенным.

То, что дизорфография - это специфическое нарушение письма, факт доказанный. Грамотное письмо невозможно без достаточно развитой устной речи, развитых психических процессов, обеспечивающих полноценную реализацию речевой деятельности. В последнее время безграмотность учащихся, которая свидетельствует о неспособности усвоения грамматических правил, принято называть термином «дизорфография».

Сложности овладения орфографическим навыком зависит не столько от незнания грамматических понятий и правил, сколько от неумения применять их на практике. Использовать правило практически - значит уметь рассуждать о применении или неприменении общего правила к конкретному случаю, распознавать орфограммы и проводить их грамматическую классификацию. Коррекционная работа строится на основе методических рекомендаций И.Прищеповой и авторской программы Арышевой М.В. «Грамматей – ка».

 

Коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, на котором уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зри­тельный гнозис, оптико-пространственные представления).

 

Проводится работа:

по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
по развитию внимания, памяти;
по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляется на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности,склонности к негативным реакциям.

На этапе коррекции непосредственно осуществляется работа по преодолению дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Коррекционная работа строится по следующим направлениям:

Уточнение и развитие следующих понятий: алфавит, глас­ные и согласные звуки. Буквы. Написание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова.

 

Безударные гласные.

 

 

Уточнение и повторение трудных слов; работа со словарем.
Правописание непроизносимых согласных, звонких и глухих согласных в конце слова и в словах со стечением согласных. Уточнение употребления правил переноса.

 

 

Написание гласных после шипящих. Работа по коррекции употребления мягкого знака в середине и конце слова для смягчения согласного. Употребление разделительных твердого и мягкого знаков.

 

Коррекционная работа по употреблению в устной и письменной речи омонимов,синонимов, антонимов. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания.Фразеологические обороты.

Рассмотрение тем: словоизменение и словообразование; со­став слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.

Уточнение понятий: части речи, имя существительное. Употребление мягкого знака после шипящих.

Рассмотрение и уточнение понятий: глагол, начальная фор­ма глагола.

Работа над дифференциацией приставок и предлогов.

 

Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Логоритмика.

 

Работа над развитием связной речи. Диалог. Монолог. Рас­сказ. Пересказ.

При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуальная и подгрупповая работа по обще­принятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок дисграфического характера коррекционная работа ве­дется параллельно: формируются группы сочетанного диагно­за «дисграфия-дизорфография», для них составляется пер­спективный и поурочный планы работы в зависимости от фор­мы и степени выраженности дефекта.

Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная работа! И у нас такие дети встречаются!

9 August 2018

Такие дети, к сожалению, теперь не редкость.

9 August 2018

Увы,но многие педагоги не умеют им помочь!

9 August 2018