Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7классов с ЗПР в условиях инклюзивного обучения.
Нарушения письма у учащихся общеобразовательных школ на сегодняшний день являются одной из актуальных проблем современной логопедии. Не менее важной остается и проблема нарушений письменной речи и для учащихся, имеющих интеллектуальные отклонения, в частности, задержку психического развития. Особенно актуально это в настоящее время, когда пропагандируется и активно внедряется в практику работы общеобразовательных школ инклюзивное обучение.
Поэтому возникает необходимость разработки эффективных методов коррекции такого нарушения письма, как дизорфография, в условиях инклюзивного обучения учащихся с задержкой психического развития.
Безусловно, грамотное письмо - это важное условие успешности школьного обучения, так как достаточное владение орфографическими знаниями, умениями и навыками является условием качественного усвоения учебных программ по разным предметам. Данное утверждение можно применить относительно учащихся с сохранным интеллектуальным развитием и с нарушенным.
То, что дизорфография - это специфическое нарушение письма, факт доказанный. Грамотное письмо невозможно без достаточно развитой устной речи, развитых психических процессов, обеспечивающих полноценную реализацию речевой деятельности. В последнее время безграмотность учащихся, которая свидетельствует о неспособности усвоения грамматических правил, принято называть термином «дизорфография».
Сложности овладения орфографическим навыком зависит не столько от незнания грамматических понятий и правил, сколько от неумения применять их на практике. Использовать правило практически - значит уметь рассуждать о применении или неприменении общего правила к конкретному случаю, распознавать орфограммы и проводить их грамматическую классификацию. Коррекционная работа строится на основе методических рекомендаций И.Прищеповой и авторской программы Арышевой М.В. «Грамматей – ка».
Проводится работа:
по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
по развитию внимания, памяти;
по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляется на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности,склонности к негативным реакциям.
На этапе коррекции непосредственно осуществляется работа по преодолению дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Коррекционная работа строится по следующим направлениям:
Уточнение и развитие следующих понятий: алфавит, гласные и согласные звуки. Буквы. Написание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.
Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова.
Коррекционная работа по употреблению в устной и письменной речи омонимов,синонимов, антонимов. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания.Фразеологические обороты.
Рассмотрение тем: словоизменение и словообразование; состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.
Уточнение понятий: части речи, имя существительное. Употребление мягкого знака после шипящих.
Рассмотрение и уточнение понятий: глагол, начальная форма глагола.
Работа над дифференциацией приставок и предлогов.
Работа над развитием связной речи. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.
При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуальная и подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок дисграфического характера коррекционная работа ведется параллельно: формируются группы сочетанного диагноза «дисграфия-дизорфография», для них составляется перспективный и поурочный планы работы в зависимости от формы и степени выраженности дефекта.
Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Горбачёва Марина Юрьевна
Татьяна Куклева
Горбачёва Марина Юрьевна