Статья «Мозжечковая стимуляция как метод коррекционной работы специалистов сопровождения детей с ОВЗ»
«Мозжечковая стимуляция как метод коррекционной работы специалистов сопровождения детей с ОВЗ»
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего.
Актуальность
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений на физкультурных занятиях. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.
Что такое мозжечок:
Мозжечок – (лат. cerebellum — дословно «малый мозг») – «процессор» – фильтрует и интегрирует внешние данные, связан со спинным и головным мозгом.
Мозжечок представляет собой отдел головного мозга, состоящий из червя, или среднего отдела – древней части, а т.ж. двух маленьких полушарий (каждое из которых разделяется бороздами на три доли), которые образовались в результате эволюционного развития человека (Выготский Л.С.). Благодаря его деятельности происходит анализ и интеграция сенсорной информации, которая поступает из других структур мозга.
Как и головной мозг, полушария мозжечка обладают корой. Сама структура состоит из белого и серого вещества. Белое вещество представлено собственно телом мозжечка. Две дольки маленького мозга соединены собой червем.
Масса мозжечка достигает в среднем 130 г., а поперечная длина составляет до 10 см. Непосредственно над мозжечком возвышается затылочная кора конечного мозга.
Мозжечок головного мозга человека отгорожен от большого мозга глубинной щелью. В нее вклинивается небольшой отросток твердой оболочки конечного мозга. Этот вырост, называемый наметом мозжечка, натягивается над областью задней черепной ямки.
Объем мозжечка составляет лишь 10 % объема мозга, но он содержит более половины всех нейронов ЦНС.
Благодаря связям с корой больших полушарий мозжечок координирует активность моторной коры и спинного мозга, способствуя более гладкому выполнению контролируемых ими тонких движений. Он обеспечивает хранение и своевременное использование уже выработанных алгоритмов и программ сложнокоординированных движений и активно участвует совместно с корой больших полушарий и подкорковыми центрами в формировании новых двигательных навыков.
Фактически мозжечок является самообучающейся системой, которая в свою очередь существенно облегчает и ускоряет процессы обучения в больших полушариях и стволах двигательных центрах.
Основные функции мозжечка:
Регуляция позы и мышечного тонуса
Коррекция медленных целенаправленных движений и их координация с рефлексами поддержания позы
Правильное выполнение быстрых целенаправленных движений по командам коры больших полушарий в структуре общей программы движений
Участие в регуляции вегетативных функций
Мозжечок координирует движения конечностей, туловища
Координирует совместную деятельность мышц, участвующих в акте речи, дыхания, глотания, жевания
Червь мозжечка регулирует эмоции и внимание
Мозжечковая стимуляция эффективна, если у ребенка есть
Проблемы с вниманием
Проблемы гиперактивности – импульсивности
Быстрая возбуждаемость, отвлекаемость, несобранность
Проблемы с памятью
Речевые проблемы (дислексия, логоневроз)
Проблемы с поведением
Частые перепады настроения
Проблемы связанные с СДВГ
Цель занятий на балансировочной доске – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств.
Следовательно, стимулируя работу мозжечка, мы можем восстановить функции тех отделов мозга, которые у ребёнка «притормаживали», вследствие чего у него наблюдались те или иные отставания в развитии, лабильность нервной системы, неврозы, СДВГ и другие нарушения.
Что можно ожидать от мозжечковой стимуляции:
Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
Улучшение зрительно-моторной координации
Улучшение мануальных и графо-моторных функций
Повышение общего уровня интеллекта
Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
Повышение эффективности других коррекционных
занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)
Тренажёры мозжечковой стимуляции:
нейроскакалка
баламетрикс (балансировочная доска Бильгоу)
балансир для рук и ног
доска-качалка «Балансборд»
Мозжечковая стимуляция:
МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ – СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИЙ МОЗЖЕЧКА И БАЗАЛЬНЫХ ГАНГЛИЕВ – СТРУКТУР МОЗГА, АКТИВНО УЧАСТВУЮЩИХ В
ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.
Бильгоу в своей программе опирался на три основных принципа:
Стимуляция сенсорной интеграции.
Чувство равновесия и пространственное воображение.
Проприоцептивное обучение
Упражнения для мозжечковой стимуляции на доске Бильгоу выполняются в следующей последовательности:
Освоение балансировочной доски
Комплекс упражнений с сенсорными мешочками
Комплекс упражнений с мячиком – маятником
Комплекс упражнений с цветной планкой
Комплекс упражнений доской с цифрами
Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками
Упражнения на развитие эквилибристической реакции:
Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
Можно использовать ОРТО пазлы, например, пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.
Ребенок в положении сидя «по - турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.
Можно использовать упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.
Слоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.
Стоя на доске, наклониться вперед, взять мяч, мешочек.
Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.
Беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносим слог, например, «РА», опускаем руки, произносим «РЫ». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачиваемся влево, вытягиваем руки и произносим слог «РУ», возвращаемся в исходное положение, аналогичное действие выполняем, повернувшись вправо и произносим слог «РО».
Затем используются разно весовые мешочки – от легкого к тяжёлому.
Упражнения с мешочками.
Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри.
Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.
Подбрасывали и ловили один мешочек с хлопками;
Подбрасывали и ловили два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.
Кидать мешочки и мячик в мишень на стене и на полу
Кидаем мешочек с отклонением влево/вправо, называем слово, просим вернуть мешочек и повторить слово. Это же упражнение можно выполнить с мячом.
В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.
Упражнения с мячами (можно использовать и мешочки).
Подкидывание мяча и его ловля, называя автоматизируемый звук.
Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч.
Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.
Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук.
Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова.
Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой соответствующему количеству слогов в слове.
Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча.
Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ-Джок, и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.
Придумывание слов как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадаем кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.
Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
Попасть мячом в квадрат соответствующем позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).
Соотнесение первого звука слова с названием цвета, используем напольную доску.
«Повтори рисунок». Данное упражнение тренирует зрительную память и внимание. Предлагается схема рисунка, повторить ее ударами мяча по геометрическим фигурам на напольной доске.
Отбивание мяча левой/правой рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо направить работу на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.
Перекрестное направление мяча друг другу, т.е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговариваете речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.
Следующим этапом было стоя на доске ловить и бросать мячик – маятник. В потолок вбили крючок, к нему привязали на тонкой верёвке резиновый мячик среднего размера на расстоянии 1 м 30 см от пола.
Упражнения с мячиком - маятником.
Подбрасывать и ловить мячик разными руками,
побрасывать и ловить с хлопками;
подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз, одной рукой, другой, поочерёдно;
отбивать мячик ракеткой, планкой;
бросать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния.
Упражнение с цветной планкой.
Отбивать мяч - маятник одним цветом, или разными по сигналу педагога.
Отбивать мяч правым и левым концом планки, либо серединой.
Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке.
Эти упражнения также можно выполнять, закрепляя речевой материал.
Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше – и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.
Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи, а также интересному способу закрепления речевых навыков.
С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.
В заключении, как вывод по изложенному материалу:
Мозжечковая стимуляция – современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии («ключ к обучению мозга»).
Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Список литературы
1. Аршинова И.А. Гимнастика для мозжечка: что нужно детям.- https://medaboutme.ru/articles/gimnastika_dlya_mozzhechka_chto_nuzhno_detyam/(06.2021)
2. Балансировочная доска Бильгоу для мозжечковой стимуляции.- http://www.sanatory-mashuk.ru/lechenie/kognitivnyy_centr/balansiruyuschaya_doska_bilgou/ (06.2021)
3. Балансировочная доска Бильгоу: мозжечковая стимуляция.- https://stopautism.ru/доска-бильгоу-баланс/ (12.2020)
4. Бехтерев В.М. О связи так называемых периферических органов равновесия с мозжечком. Опыты с перерезкой ножек мозжечка. СПб.:Русская медицина, 1884. 30с.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 159 с.
6. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: http://virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html
7. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004. С.111-133.
5. Клоссовский Б.Н. Циркуляция крови в мозгу. М.: Медицинская литература, 1951. 356 с.
8. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /В книге «Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности». М.: Наука, 1980. С.114-124.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
10. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка //Вопросы психологии. 1962. №3. С.13-19.
11. Методическое пособие: Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса.URL: https://доскабильгоу.рф
12. Мозжечковая стимуляция (теория) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (12/2020)
13. Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tomatis-spb.ru(12/2020)
14. Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений.- https://mederia.ru/blog/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (12.2020)
15. Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook.ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia.html
16. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Майкоп: Аякс, 2002. 112 с.
17. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.: Сфера, 2009. 254 с.