Открытое занятие на тему «Изготовление самолета МиГ-29»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования «Станция юных техников»
г.Альметьевск Республики Татарстан
Конспект
открытого занятия по теме:
Изготовление летающей модели «Миг-29».
Разработала педагог
дополнительного образования
Федорова В.Г.
г.Альметьевск
2021 год
Тема: Изготовление летающей модели из потолочной пенопластовой плитки «Миг-29» из потолочной плитки.
Цель: Изготовление модели самолета «МиГ-29» из потолочной плитки (пенопласта).
Задачи:
Образовательные:
познакомить с технологией изготовление модели самолета из пенопласта;
формировать навыки регулировки и запуска моделей.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, культуру труда, бережного отношения к материалам и инструменту;
развивать личностные качества: терпение, волю, ответственность, самостоятельность.
Развивающие:
развивать интерес к летающим моделям, авиа моделированию;
развивать творческие способности учащихся .
Методы обучения:
Интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение).
Исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия его способа, свобода творчества).
Методическое оснащение:
1. Выставка авторских работ.
2. Презентация авторских работ «И все это – потолочная плитка! »
3. Материалы для практической работы.
Инструменты и материалы:
потолочная (пенопластовая) плитка толщиной 3-4 мм, без рельефного рисунка;
клей для потолочной плитки типа «Титан», «Солид» и т.п.;
пластилин для балансировки;
ножницы;
канцелярский нож;
металлическая линейка 50см;
фломастер или маркер для разметки деталей.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте. Я командир экипажа авиалайнера. Я принимаю вас в команду нашего с вами самолета. (Надо приготовить бирки, у меня например командир экипажа авиалайнера, а ученикам конструктор, и борт инженер, радист, бортмеханик, бортоператор, борттехник, воздушный стрелок, летчик) (выдаются пилотки бирки под музыку «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»)
Равняйсь. Смирно. По именам рассчитайсь.
(дети строятся, называют имена)
Знакомство состоялось. Представьте что наш кабинет это салон самолета. Вы сегодня будете не просто пассажирами самолёта, а еще и конструкторами, и борт инженерами, и радистами… а кого еще не хватает?
Ответы детей: бортмеханик, бортоператор, борттехник, воздушный стрелок, летчик,
Экипаж прошу занять свои места в салоне. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир авиации и изготовим модель самолета Миг-29. Как вы думаете это какой самолет? А почему? А какие летательные аппараты вы знаете?
Ответы детей. Презентация виды самолетов.
Внимание на экран. Сейчас мы с вами посмотрим на многообразие летательных аппаратов. Если вы знаете как называется летательный аппарат то можете назвать его.
(слайд: по очереди появляются на экране
различные модели летательных аппаратов)
Вопросы. Как вы думаете что это?
Если не знают уточнять.
Ответы детей.
Для того, чтобы построить модель летательного аппарата, надо сначала много узнать и многому научиться.
А знаете ли вы, когда был сконструирован первый самолет?
Ответы детей.
Первый самолет был спроектирован и построен в России русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в 1882 году.
Презентация (на слайде фото Можайского и самолёта)
Построить самолёт – непростое дело. Материалы для него должны быть лёгкими, А почему??? (чтобы самолёт смог подняться в воздух), и прочными, для чего??? (чтобы конструкция была надёжной).
Для этого нужно знать конструкцию модели, то есть из каких частей она состоит. Какие детали самолета вы знаете?
Презентация части и названия самолета (на экране термины крыло, фюзеляж, корпус, винт, шасси и тд)
скажите для чего необходимо крыло? Крыло необходимо для создания подъёмной силы летательного аппарата. А для чего нужен корпус по научному Фюзеляж – это основа летательного аппарата.
Ребята а кто сможет напомнить модель какого самолета мы с вами будем делать? ( Миг-29). А как называется основная часть самолета.
Давайте посмотрим какие материалы лежат у вас в коробочке? (плитка (потолочная), на каждого участника, ножи канцелярские, простой карандаш М, ластик, клеенка из линолеума, плоскостные картинки и шаблоны элементов из самолета, клей.)
Сегодня каждый из вас сможет выбрать из какого материала будет сконструирован и построен ваш самолет.
Давайте посмотрим какие инструменты есть у вас на парте? Ребята, вы обратили внимание, что нам придётся пользоваться опасным предметом? Каким?
Ответы детей.
Техника безопасности.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом.
1. Выдвигать небольшую часть лезвия и зафиксировать.
2. Работать канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держать нож одной рукой, а второй-материал с которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Правила безопасной работы с клеем.
1. Клей намазывать столько, сколько вам нужно.
2. Лишний клей убрать влажной салфеткой.
Теперь вы знаете, что нам понадобится при строительстве самолёта. Давайте повторим. Что в коробочке? Что на столе?
Ответы детей
Для Пилотов важен не только самолёт, но и хорошая физическая подготовка.
Самолет
Руки ставим все вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда.
Делай «раз» и делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
(Дети имитируют движения)
А сейчас я расскажу, как мы будем его строить. Загляните в инструкцию. Из каких деталей состоит наш самолет? Как соединяются эти детали?
Ответы детей.
У вас есть палочка Выручалочка.
Инструкция по изготовлению самолета «Миг-29» (технологическая карта).
1. На потолочной плитке (пенопласте) по шаблонам обвести контуры деталей маркером.
2. Детали модели самолета (фюзеляж, крылья и корпус) вырезать канцелярским ножом.
3. Неровные края обработать наждачной бумагой.
4. Приклеить носики к фюзеляжу.
5. Крылья вставить в фюзеляж, предварительно смазав клеем.
5. Правильно совместить детали и плотно прижать их друг к другу.
6. Дать клею подсохнуть 3-4 минуты.
Пояснения по ходу работы (с технологической картой)
Оформление модели самолета МиГ-29.
Модели из потолочной плитки можно красиво оформить при помощи цветной самоклеющейся бумаги. Собранную модель самолета МиГ-29 можно раскрасить маркерами, акварельными красками (фантазию в помощь).
Можно нанести опознавательные знаки – инициалы и номер модели.
Я вижу, что некоторые справились с заданием. Сегодня эти ребята будут моими помощниками. Вы назначаетесь экспертами ОТК (ОТК – это отдел технического контроля.. Итак давайте проверим как идет постройка самолетов у нашего экипажа (ребята проверяют работу и помогают другим).
Постройка окончена. Экспертам ОТК спасибо. У всех есть модель самолета? Возьмите фломастер и напишите на ней свое имя.
Регулировка и запуск модели самолета «МиГ-29»
А сейчас наступает очень важный для всех авиаконструкторов момент – это испытание самолёта.
После сборки модели и полного высыхания клея можно приступать к первым запускам и регулировке;
При запуске надо поднять самолет над головой и слегка наклонив вниз нос плавно толкнуть вперед;
Если при этом модель взмывает вверх, задирает нос (перевешивает хвост модели), теряет скорость и падает, необходимо загрузить нос;
Если модель круто снижается – пикирует (перевешивает нос), надо убрать лишний груз в носовой части модели;
Если модель поворачивает в сторону необходимо устранить перекос крыла (если он есть) или слегка подогнуть фюзеляж;
Проведя регулировку моделей можно провести соревнования на дальность полета или точность посадки.
Первые 2 члена экипажа с готовыми моделями выходят на стартовую линию, запуск модели самолета.
После того как все закончили.
Скажите пожалуйста, какой самолет улетел дальше всех?
У какого самолета был самый ровный полет?
Почему так получилось? Вспомните, мы с вами говорили о конструкции самолета. Какая она должна быть? От чего зависит легкость и прочность конструкции? Как нужно собирать модель?
Работа с пословицами.
На свете очень много пословиц. Есть и пословицы о труде. Давайте сейчас вспомним их. Каждой команде даю по две пословице, но их начало на одном листе, а продолжение на другом. Вы должны найти правильный конец началу, чтоб получилась целая пословица. Итак, начнём. Каждой группе даются листочки, где на одном начало, а на другом конец пословицы. Учащиеся должны найти начало и правильный конец.
Пословицы для работы:
1.Кто не работает, (тот не ест)
2.Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
3. Не печь кормит, (а руки)
4.Дерево сильно корнями, (человек трудом)
5.Землю солнце красит, (а человека-труд)
6.Труд человека кормит, (а лень- портит)
Итак наш лайнер производит посадку. Мы благополучно совершили посадку. Прошу всех встать и построиться рядом со мной в шеренгу. Самолеты можно взять с собой.
Давайте вспомним, что же было необычного в нашем путешествии? Кем вы побывали? Какие новые слова узнали?
Ответы детей.
А сейчас настало время попрощаться с нашим авиалайнером. Мне было интересно работать с такой командой. Я жду вас на следующих занятиях.
До новых встреч.