Занятие дополнительного образования «Изготовление Рождественской открытки» (11–15 лет)
Раздел: Творческие работы
Тема занятия: «Изготовление Рождественской открытки».
Форма занятия: комбинированное занятие
Участники занятия: обучающиеся 11-15 лет.
Цель: Изготовление новогодней открытки по собственному творческому замыслу.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с историей одного из главных христианских праздников – Рождеством Христовым;
- повторить технологию выполнения аппликации из различных природных материалов;
- закрепить навыки работы с различными природными материалами
Развивающие:
- развивать творческое воображение, мышление;
- совершенствовать мастерство исполнения
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, чувство гармонии в цвете, бережное отношение к природным материалам;
- формировать гармонию в духовном мире детей;
- поддерживать и сохранять народные традиции
Необходимое оснащение занятия:
- предварительный эскиз открытки;
- подготовленные природные материалы для работы (разглаженная соломка, очищенные пласты бересты, засушенные растения и др.);
- инструменты: нож-резак, ножницы, пинцет, калька, кисточка для клея, клей ПВА, карандаш, деревянная линейка;
- тряпочка;
- калька;
- бархатная бумага, картон
Этапы занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Сообщение нового материала.
4. Планирование работы
5. Подготовка рабочего места
6. Самостоятельная работа
7. Подведение итогов
Ход занятия:
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Проверка посещаемости.
2. Сообщение темы занятия
- Сегодня на занятии вы изготовите новогоднюю открытку из выбранных природных материалов, выполнив весь технологический процесс от начала и до конца.
3. Сообщение нового материала
Вступительная беседа.
Рождество Христово – один изсамых главных христианских праздников. Празднуют его седьмого января. В этот день прихожане украшают храмы, священники надевают самые лучшие и нарядные ризы, в храмах зажигают все лампады.
Православные верующие в этот день ничего не едят до самого вечера, ждут появления на небе первой звезды. Это связано с одним из эпизодов рождения маленького Христа.
Христос родился в пещере, неподалеку от города Вифлеема. На небе в это время сразу же засияла яркая звездочка. По ней все узнали о появлении в мире Спасителя. Восточные мудрецы, увидев появившуюся на небосклоне новую звезду, пошли в Вифлеем, чтобы поклониться Спасителю. Так об этом расказывается в церковных книгах.
На Рождество в домах зажигаются свечи и огни на елках и все поздравляют друг друга с рождением Христа, который пришел на землю, чтобы избавить мир от грехов.
По времени этот праздник совпадает с зимним солнцестоянием, когда происходит поворот к весне. Вообще рождение богов всегда связывалось с весенним возрождением природы.
Какие обычаи, обряды связаны с праздником Рождества?
В доме еще стоит новогодняя елка. На ней должно быть много свечей. Рождественские свечи – символ домашнего очага. В гости на Рождество звали самых близких людей. Гости пели колядки – это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. А за это их угощали печеньем, пряниками, конфетами. Непременными участниками рождественских праздников были ряженые. Рядились медведями, стариками, чертями, Петрушками, нечистью, козами и т.д.
Вечером проходили посиделки. Девушки сидели в избе, пряли, вышивали, вязали и обязательно пели песни. А когда наступали Святки – гадали.
Ну, а какой праздник без подарков?
Во многих европейских странах считается, что Дед Мороз приходит в ночь перед Рождествомв дома, где есть дети. Над кроваткой ребенка вешают чулочки, куда он кладет им подарки.
Оказывается, когда-то давно Святой Николай – праобраз нашего Деда Мороза – бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, серебряные монетки. И упали монетки прямо в чулки, которые сушились у камина. И теперь дети в праздник Рождества вывешивают чулочки или специальный сапожок, чтобы в Рождество не остаться без подарка.
В праздник принято обмениваться новогодними открытками, сувенирами.
Давайте и мы приступим к изготовлению нашей поздравительной открытки.
4. Планирование работы (повторение основных этапов работы с природными материалами)
Дети дифференцированно, в зависимости от выбранного материала, перечисляют основные этапы работы с этим материалом.
Например:
При работе с соломкой:
- выбор натуры, сюжета, узора;
- составление эскиза;
- разметка направлений;
- определение очередности и тональности деталей;
- прорисовка каждой детали на кальке с указанием номера и направления;
- наклеивание соломенных лент на рисунок детали;
- вырезание деталей;
- раскладка деталей изображения на фоне без клея;
- наклеивание деталей и высушивание аппликации;
- оформление готового изделия
- Итак, с чего вы начнете работу?
- Какие изменения можете внести в разработку основного эскиза, соответственно теме занятия? (дополнить колокольчик, мешок Деда Мороза узорами и т.д.)
5. Подготовка рабочего места
- подобрать необходимые материалы и инструменты для работы;
- рационально расположить инструменты и материалы на рабочем месте;
- поддерживать порядок на рабочем месте в течении всего занятия
Динамическая пауза:
«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, Смотрит вправо (поворот головы вправо-влево).
А потом вперед, тут немножко отдохнет (расслабленный наклон головы вперед).
Шея не напряжена, а расслаблена (голову держать прямо).
А Варвара смотрит вверх, выше всех и дальше всех (наклон головы назад).
Возвращается обратно, расслабление приятно (расслабленный наклон головы вперед).
Шея не напряжена, а расслаблена (голову держать прямо).
6. Самостоятельная работа
Перед самостоятельной работой повторить правила ТБ при работе с остыми и режущими инструментами!
- организовать работу учащихся по намеченному плану;
- следить за соблюдением правил безопасной работы;
- контролировать действия учащихся;
- оказывать индивидуальную помощь в работе;
- показать приемы усовершенствования изделия
7. Подведение итогов
Анализ выполненных работ. Самооценка. Оценка работ учащихся с мотивировкой.
Уборка рабочего места.