Методическая разработка конспекта открытого учебного занятия на тему: «Изготовление топиария - дерева счастья»
муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детства и юношества г. Черемхово»
Методическая разработка
конспекта открытого учебного занятия
тема: «Изготовление топиария - дерева счастья»
для детей второго года обучения
Разработала: педагог дополнительного образования
Коноплева Елена Васильевна
г. Черемхово 2017 г.
Директор МУДО ДДЮ г. Черемхово________О.А. Июдина
Зам. директора по УВР МУДО ДДЮ г. Черемхово _______И.Н. Мелентьева
Методический конструктор
Группа № 3 (второй год обучения)
Цель занятия: создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности при изготовлении (проектировании) подарка своими руками из вязаных цветов.
Задачи:
Обучающие (предметные):
- обучать технологии вязания цветов;
- учить работать по схемам;
- формировать навыки работы по методу проектов.
Развивающие (метапредметные):
- развивать творческий потенциал через поиск новых идей, вариантов исполнения идеи;
- развивать воображения, художественный вкус, пространственное представление.
Воспитывающие (личностные):
- воспитывать настойчивость в достижении цели, получении качественного результата;
- воспитывать чувства товарищества, сотрудничества при работе в группах.
Форма занятия: творческая мастерская (творческий краткосрочный групповой проект).
Методы: проектная деятельность, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию, раздаточный материал, бумага, карандаш, ножницы, пряжа, крючок, кашпо с гипсом, палочка для ствола, шар из пенопласта, иглы-булавки, пайетки.
Продолжительность занятия: 1 час 40 минут с учётом 10 минутного перерыва после 45 минут занятия.
План занятия:
1. Организационный момент (2 мин.).
2. Мотивация учебной деятельности (5 мин.).
3. Актуализация знаний. Проверка знаний, полученных на предыдущем занятии (10 мин.).
4. Подготовка к основному этапу занятия. Этап усвоения новых знаний. Постановка проблемы. Погружение в проект (10 мин.).
5. Практическая часть. Осуществление деятельности (15 мин.).
6. Практическая часть. Коллективная работа (3 мин.).
7. Практическая часть. Работа в группах по изготовлению топиария (25 мин.).
8. Физминутка (2 мин.).
9. Представление результатов деятельности.(15 мин.).
10. Итог занятия. Рефлексия «Древо творчества» (3 мин.).
Технологическая карта занятия
Этап урока |
Дидактические задачи этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающегося |
1. Организационный момент (2 мин.) |
Подготовка группы к работе. |
Проверяет готовность группы к занятию. |
Приветствуют педагога, контролируют свою готовность к занятию. |
2. Мотивация учебной деятельности (5 мин.) |
Включение в деловой ритм. |
Показывает видеоклип Елены Молчановой «Хорошее настроение». Настраивает детей на творческую работу. |
Просматривают клип Елены Молчановой «Хорошее настроение». Настраиваются на благотворную работу. |
3.Актуализация знаний. Проверка знаний, полученных на предыдущем занятии (10 мин.) |
Актуализация опорных знаний и умений. |
Мы с вами уже выполняли проект по изготовлению подарка для мамы. Давайте, вспомним главные этапы выполнения проекта. Ответы детей. Правильно, мы уже знаем, что проект – это пять «П». Педагог выводит на экран этапы проекта. - проблема - планирование - поиск информации - продукт - презентация |
Отвечают на вопросы педагога. |
4. Подготовка к основному этапу занятия. Этап усвоения новых знаний. Постановка проблемы. Погружение в проект. (10 мин.) |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности. Заинтересовать учащихся, показать практическую значимость изготовления подарка своими руками для учителей. |
Педагог ставит перед учащимися проблему. 5 октября вся страна отмечает праздник - День учителя. Наше детское объединение каждый год активно участвует в изготовлении подарков для учителей. Как, вы думаете, что можно подарить в подарок учителю? Педагог помогает уточнить формулировку, предлагает выбрать один из подарков и приступить к работе. С помощью игры «Что в корзинке?» распределяет учащихся на три группы. Предлагает учащимся взять из корзинки по одному цветку. Девочки образуют три круга: ромашек, розочек, фиалок. При этом они берутся за руки, желают друг другу успешной работы и хорошего настроения. |
Учащиеся отвечают на вопросы педагога. Ответы детей: панно из вязаных цветов, открытки, мягкую игрушку, топиарий из вязаных цветов. Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта. Дети из предложенных проблем выбирают одну, наиболее актуальную – изготовление топиария – дерева счастья. С помощью игры «Что в корзинке?» делятся на три группы, желают друг другу успешной работы и хорошего настроения. |
5. Практическая часть. Осуществление деятельности (15 мин.)
|
Использование опорных знаний и умений в практической работе. |
В подарок учителю выбрали изготовление топиария. А что такое топиарий? Педагог предлагает исследовать историю возникновения топиария, его виды, способы изготовления. Педагог раздает карточки с заданием по группам. Помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь при затруднениях. |
Учащиеся выполняют задания по группам. Изучают историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идею. 1 группа – готовит материал про историю топиария. 2 группа – про материалы, которые понадобятся при изготовлении топиария. 3 группа – составляет инструкционно -технологическую карту изготовления топиария. В помощь учащимся ноутбуки с интернетом, журналы и книги о дизайне. Каждая группа выступает со своим заданием. |
6. Практическая часть. Коллективная работа (3 мин.) |
Выработка идей, вариантов, альтернатив. |
Педагог предлагает всем вместе составить «звездочку обдумывания». Педагог заслушивает ответы учащихся и на доске составляет «звездочку обдумывания». Топиарий из вязаных цветов: технология изготовления, материалы, инструменты, приспособления, охрана труда, себестоимость. Педагог консультирует, обобщает. |
Учащиеся отвечают на вопросы педагога, помогают составлять «звездочку обдумывания». |
7. Физминутка (3 мин.) |
Предлагает всем немного отдохнуть, проводит физминутку. Раз, два, три - выросли цветы, К солнцу потянулись высоко, Стало им приятно и легко. Ветерок прилетал, стебельки покачал Влево качнулись - низко нагнулись Вправо качнулись - низко нагнулись Ветерок убегай, ты цветы не ломай! Физминутка для глаз: 1. Расслабляем глаза – частое моргание без всякого напряжения. 2. Движения зрачков вниз - вверх, влево - вправо, из угла в угол, по кругу. 3.Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, открыть глаза. 4. Сосредоточение на кончике носа. Это считается в йоге одним из самых полезных для глаз. |
Учащиеся слушают педагога и повторяют движения. |
|
8. Практическая часть. Работа в группах по изготовлению топиария (25 мин.) |
Выполнение технологических операций. |
Чтобы не получились одинаковые работы, педагог предлагает распределиться: 1 группа будет изготавливать топиарий из роз, 2 группа - из фиалок, 3 группа – из ромашек. Педагог проводит инструктаж по технике безопасности. Педагог наблюдает, консультирует, обобщает. |
Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления необходимые для работы. Учащиеся принимают к сведению инструктаж по ТБ. Учащиеся работают в группах по изготовлению топиария – дерева счастья. |
9. Представление результатов деятельности. |
Представление выполненных работ. |
Педагог оценивает проект по следующим критериям: - качество проектного изделия; - активность каждого учащегося; - характер общения и взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта; - оригинальность решения проекта; - анализ выполненной работы. Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы детей. Подводит учащихся к выводу о пользе подарка, изготовленного своими руками. |
Каждая группа представляет свой выполненный проект. Сравнивают и оценивают работы друг друга, определяют, какая из них «самая оригинальная», «самая трудоемкая», «самая аккуратная». Делают вывод о сложности и трудоёмкости операции; необходимости изготовления изделий своими руками. Проговаривают последовательность своих действий при вязании цветов по схеме, отмечая возникшие трудности при этом и их причины. |
10. Итог занятия. Рефлексия «Древо творчества». |
Выводы по занятию. |
Предлагает учащимся оценить свой личный вклад в это занятие. Звучит мелодия песни «Живет на свете красота». Задуманные вами проекты выполнены, вы все работали с большим увлечением и старанием. И не смотря, на то, что не все легко давалось, я рада, что вам удалось воплотить в жизнь свою идею. У вас получились очень красивые топиарии, думаю, что они понравятся учителям. И моё настроение сейчас приподнятое, радостное от того, что вы справились со всеми заданиями, поэтому хочу поделиться с вами частичкой своей радости. Возьмитесь за руки и передайте друг другу тепло наших сердец, горячие улыбки, доброту. Я передаю тепло моего сердца. На моём лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Спасибо за занятие. А сейчас приберите свои места и можете быть свободны. |
Учащиеся анализируют и оценивают свою работу. Прикрепляют на дереве спелые и зеленые плоды. Красные – вклад значительный. Зеленые – вклад незначительный. |
Приложение 1
Инструкционно - технологическая карта
«Изготовление топиария – дерева счастья»
№ |
Выполняемая операция |
Инструменты и приспособления |
1. |
Из газеты и ниток делаем шар. |
Бумага, нитки |
2. |
Палочку обвязываем крючком. |
Палочка, пряжа, крючок |
3. |
По схемам крючком вяжем цветы: розы, ромашки, фиалки и листочки. |
Схемы, пряжа, крючок |
4. |
Приклеиваем цветы и листочки к шару при помощи супер - клея. |
клей |
5. |
Устанавливаем ствол в горшочек и заливаем гипсом. |
Гипс, горшочек |
6. |
Декорируем «землю» в горшочке. |
Крючок, пряжа |
7. |
Топиарии готовы.
|