Мастер-класс "Обучение приёмам составления метафоры"

2
1
Материал опубликован 9 December

Мастер-класс «Обучение приёмам составления метафоры»

Тихо я в тёмные кудри вплетаю

Тайный стихов драгоценный алмаз.

А.А. Блок

Метафора творит волшебство,

преображает обыкновенное и привычное

в чудо, создаёт сказку…

Красиво говорить не запретишь, а можно ли научиться говорить красиво? Нередко мы слышим, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой не в состоянии увидеть на небе облака в виде птицы или барашка и не способен «разглядеть в ручьях разливы рек!»… И тут же звучит объяснение, что одному дано, другому – нет. Однако педагоги не сомневаются, что способности можно развивать независимо от их исходного уровня. Данной проблемой занимаются учителя, увлечённо творят вместе с детьми, используя элементы ТРИЗ как проверенного и осознанного инструмента для творчества, который помогает раскрыть смысл такого изобразительного средства, как метафора, даёт возможность проникнуть в тайну слова, разгадать многие его смыслы и значения, развивает богатство воображения, мышление, коммуникативные и речевые умения.

Опыт показывает, что нахождение метафор учащимся даётся труднее, чем выявление других тропов, изобразительных средств, обладающих морфологическими, синтаксическими, смысловыми приметами. Образность метафоры распознать сложнее. Поэтому обучение приёмам составления метафоры на основе компетентностного подхода с использованием ТРИЗ в условиях самостоятельной поисковой деятельности позволяет не только заинтересовать детей учебным процессом, но и помогает учащимся прочно овладеть компетенциями с целью дальнейшего их применения, а также позволяет усилить эмоциональную выразительность речи.

Итак, Метафора – способ отражения мира на речевом уровне; это троп, некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении, на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства. Давайте попробуем украсить свою речь метафорами!

Изобретению метафор предшествует ассоциативная работа (подбор ассоциаций по подобию), которая является одним из дидактических средств продуктивной организации процесса обучения по созданию метафор.

Ассоциативная разминка

1. Продолжите ассоциативный ряд:

- Что бывает круглым (шар, луна…),

длинным (река, лента…),

высоким (скала, дом…),

холодным (снег, мороженое…),

лёгким (пух, снежинка…),

колючим (ёж, шипы…),

острым (боль, нож…),

глубоким (море, колодец…) и др.

2. Создайте ассоциативную цепочку. Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, причём, чем больше, тем лучше.

Дружба и цветок

Кошка и лампочка

Гора и человек

1)Дружба расцветает и увядает, как цветок.

2)Кошка круглая и тёплая, как лампочка; усы похожи на спираль у лампочки, глаза горят, как лампочки.

3)Гора и человек обладают силой и твёрдостью.

3. «Третий – лишний». Чтобы найти третье лишнее в следующих группах слов, надо знать пословицы, при этом активизируется ассоциативное мышление.

Кататься, возить, бегать.

Семь, три, один.

Пожарный, дым, огонь.

Лес, дрова, топор.


Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, надо понять алгоритм их составления.

Приём I

Алгоритм составления метафор

Выбрать объект.

Действие объекта. Что делает?

На что похож? С чем можно сравнить? Сравниваем по характерному признаку.

Где находится объект? Назвать место, где располагается объект или где происходит действие.

Метафора: пункт 4 (можно преобразовать в прилагательное) + пункт 3 (существительное).

Употребить метафору в предложении.

Примеры

1.

дождь

окно

радуга

2.

льёт

распахнуть

растянулась

3.

слёзы

око

семицветный мост

4.

небо

комната

небосклон

5.

Небесные слёзы

Комнатное око

Семицветный мост на небосклоне

6.

Небесные слёзы льются весь день.

Я комнатное око распахнула,

И краски дня мне брызнули в лицо!

Я аромат природы вновь вдохнула.

И счастьем жизнь наполнилась легко!

На небосклоне семицветный мост

Растянулся во весь рост.

И на зеркале земли

Отражаются огни!


Примеры

1.

Лужа

Холодильник

Закат

2.

отражает

морозит, даёт холод

пылает

3.

зеркало

айсберг

костёр

4.

тротуар

в доме

вечернее небо

5.

Тротуарное зеркало

Домашний айсберг

Вечерний небесный костёр

6.

Тротуарное зеркало отражает дома, деревья, прохожих.

В домашнем айсберге хранится всегда холодная водица.

Костёр небесный запылает,

И озарится ночи свод.

Здесь россыпь золота сверкает

И острый жёлтый серп плывёт.



Задание (индивидуально, в парах, в группах – по выбору): составьте метафоры, используя объекты (снежинка, газета, люстра, туман, роса, облака, снег, луг, луна, звёзды, месяц, туча, кленовый лист, сосульки).

Примеры

1.

Одуванчики



2.

сияют



3.

солнце



4.

луг



5.

Луговое солнце



6.

Я увидел вдруг в оконце:

Луговое светит солнце!

Скоро солнце улетит

И полянка загрустит.




Приём II

Алгоритм составления метафор


Основан на I приёме. Метафора: пункт 5 (I приём).

Преобразовать словосочетание, построенное на основе согласования, в синонимичное словосочетание со способом связи управление. /ГИА – 9 ОГЭ, задание 9/

Употребить метафору в предложении.


Примеры метафоры

1.

Небесные слёзы

Слёзы неба

Слёзы неба солнце вытирает.

2.

Тротуарное зеркало

Зеркало тротуара

В зеркале тротуара видны облака.

3.

Золотая россыпь

Россыпь золота

Россыпь золота на листве переливается огнями.

4.

Дневные краски

Краски дня

Краски дня открылись для меня.

5.

Небесный костёр

Костёр на небе

Костёр на небе не затушишь.

6.

Природный аромат

Аромат природы

Ароматы природы вдыхаю с наслаждением.

Приём III

Алгоритм составления метафор

Выбрать объект.

Действие объекта. Что делает? С чем можно сравнить? Употребить в переносном значении.

Метафора: пункт 2 (глагол) + пункт 1 (имя существительное).

Употребить метафору в предложении.


Примеры

1.

Печаль

сердце


2.

Перен.: льётся

Перен.: горит, пылает


3.

Льётся печаль

Сердце горит


4.

И льётся печаль из моей души.

Сердце горит для людей и для жизни.



Приём IV (вариант приёма III)

Алгоритм составления метафор

Выбрать объект.

На что похоже действие объекта или сам объект? С каким объектом можно сравнить? (Имя существительное).

Метафора: пункт 2 (существительное) + пункт 1 (существительное).

Употребить метафору в предложении.


Примеры

1.

Ум

мысли

чувство

любовь


2.

лабиринт

виражи

поток

пожар


3.

Лабиринты ума

Виражи мыслей

Поток чувств

Пожар любви


4.

В лабиринтах ума сложно разобраться.

За виражами мыслей интересно наблюдать.

В потоке чувств, в смятении душевном проходят дни, идут года.

Пожар любви сжигает без остатка



Задание (индивидуально, в парах, в группах – по выбору): составьте метафору, используя объект по своему усмотрению.


Приём V

Алгоритм составления метафор

Выбрать объект.

Основное качество, свойство (имя прилагательное)

Имя прилагательное преобразовать в имя существительное.

Сравнение с другим объектом, где свойство ярко выражено.

Метафора: пункт 3 (существительное) + пункт 4 (существительное).

Употребить метафору в предложении.

Теперь объектом будет кофе. Выделим его основное свойство (тёмный, чёрный, крепкий, густой). Переведём прилагательное в существительное – чернота. Сравним с другим предметом, где выявленное свойство ярко выражено – чернота, как ночью, темнота, как во сне. Получаем: КОФЕ – чернота ночи. А если метафору вставить в текст, получится: «Пью по утрам остаток чёрной ночи/ черноту ночи».

1.

Кофе

Серьги

Занавеска

Апельсиновый сок


2.

чёрный

блестящие

пёстрая

жёлтый


3.

чернота

блеск

пестрота

желтизна


4.

как ночью

словно звёзды

как у полянки

как у солнца


5.

Чернота ночи

Блеск звёзд

Пестрота полянки

Желтизна солнца


6.

Чернота ночи расплескалась по краям моей любимой чашки.

В ушах у юной красавицы сияние звёзд.

Окно раскрылось, и свежий ветер закружил пестроту полянки у меня на глазах.

Заманчиво пить желтизну солнца.



Задание: составьте метафору, используя объект по своему усмотрению.


___________________________________________________


Успехов Вам и творческих открытий!










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересно, познавательно

10 December