12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Варзина Анна Юрьевна26
Россия, Архангельская обл., П.Плесецк

Конспект урока по теории литературы в 5 классе на

тему «Рождение метафоры»

Учитель русского языка и литературы Варзина Анна Юрьевна

МБОУ «Плесецкая школа» п. Плесецк

 

 

Цель урока: дать начальное представление о метафоре как изобразительно-выразительном средстве.

 

Что должен знать обучающийся: основные (на данный момент) понятия по теории литературы (олицетворение, сравнение, эпитет, метафора).

Что должен уметь обучающийся: составлять метафору по алгоритму.

Развитие универсальных учебных действий:

-понимать на слух ответы обучающихся; уметь формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности (коммуникативные);

- отличать метафору от сравнения; находить метафоры в тексте; составлять свои метафоры (познавательные);

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия в соответствии с поставленной задачей ( регулятивные).

Данное занятие построено с использованием элементов технологии творческой мастерской.

 

Предварительно класс делится на 4 группы. Каждый ученик приносит альбом, краски. Для проведения занятия используется раздаточный материал (Приложение 1, 2, 3),

презентация .

В названии этапов занятия использована терминология технологии творческой мастерской.

 

Ход занятия.

Этап «Индукция».

Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли художников, поэтов и писателей.

Задание:1,2 группа рисуют дождь, 3,4 группы рисуют закат.

Смотрим результат работы и приходим к выводам, что одинаковых работ нет.

- Почему?

- Кого ещё называют художником?

- Художник создаёт картины, а писатель?

- Что же такое художественный текст?

- С помощью чего автор создаёт художественный текст?

 

 

Этап «Деконструкция»

Словарная работа.

Соотносим понятия с определениями (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора). Проверяем работу групп. Без определения остаётся метафора—это и есть тема нашего занятия. (Приложение 1)

 

 

 

Просмотр отрывка из мультфильма «Винни –Пух». Задание: что и с чем сравнивается в эпизоде из мультфильма?

Выслушиваем ответы детей. Внимательные заметят два сравнения (синий шарик сравнивается с тучкой, а зелёный – с листиком).

 

 

 

Этап «Реконструкция».

Работа в группах. На основе просмотренного эпизода выполнить следующие задания:

 

1и 2 группы–составить сравнения ( тучка- медвежонок),

3и 4 группы – составить загадку (про медвежонка ).

 

Этап «Социализация».

Выслушиваем каждую группу, анализируем.

 

Делаем выводы.

С равнение схематично выглядит так :

Объект №1-----сравнит союз-----объект №2

 

Загадка (метафора) выглядит на схеме таким образом :

Объект №2

Формулируем определение главного понятия урока совместными усилиями:

«Метафора – скрытое сравнение».

 

 

 

Этап « Афиширование.Рождение метафоры»

 

Знакомство с алгоритмом составления метафоры.

Составление метафоры по алгоритму.

 

 

1и 2 гр.----костёр – объект №2(закат – объект №1)

 

3и 4гр.----слёзы – объект №2 ( дождь – объект № 1)

(Приложение 2)

Метафору учащиеся записывают на рисунке, сделанном в начале урока.

Затем демонстрируют свою работу и зачитывают метафору.

На этом этапе важно выслушать как можно больше обучающихся.

Желательно, чтобы сами обучающиеся определили правильность выполненной их одноклассником работы.

 

 

 

6. Этап «Закрепление»

Работа с художественным текстом. ( Приложение 3)

Учащиеся получают одинаковые тексты для анализа:

отрывок из повести-сказки «Винни-Пух и все-все-все».

Задание :найти метафоры в тексте.

 

 

 

7. Этап «Рефлексия».

Дописать предложения.

 

1.На занятии я работал активно или пассивно
2.Своей работой на занятии я доволен или нет
3.За занятие я устал или нет
4.Мое настроение стало лучше или хуже
5.Материал занятия мне был интересен или скучен



 

 

Приложение 1.

Толковый словарик

 

Художник- человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства. Гениальный художник. Художник слова (о писателе).

- то же, что живописец. Художник-пейзажист.

 

 

 

Художественный – изображающий действительность в образах.

Художественное произведение. Художественная литература. Художественный фильм.

 

 

 

 

 

 

Эпитет –

 

 

 

Олицетворение

 

 

 

Сравнение

 

 

 

Метафора -

 

 

 

 

- художественное (красивое) определение предмета (обычно –прилагательное).

 

 

 

 

- сопоставление одного предмета(явления) с другим (обычно с союзами КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО и др.).

 

 

 

 

- перенос свойств живого на неживое.

 

 

 

 

Определения разрезаются на карточки.

 

 

Приложение 2.

 

 

объект №1 объект №2

 

закат костёр

 

 

 

 

 

объект №1 объект №2

 

дождь слёзы

 

 

 

 

1)сравнение (медвежонок - тучка)

 

 

 

2) загадка про Винни- Пуха

 

Приложение 3.

 

 

Алан Александр Милн

 

« Вини-Пух и все-все-все»(отрывок).

 

 

Спустя полчаса, когда Пух и Пятачок отправились в путь, часы, к их утешению, всё ещё показывали без пяти одиннадцать. Ветер утих, и снежок, которому надоело вертеться, пытаясь поймать самого себя за хвост, тихонько спускался вниз, и каждая снежинка сама отыскивала себе место для отдыха. Порой этим местом оказывался нос Винни-Пуха, а порой нет, и спустя немного времени у Пятачка вокруг шеи появился белый шарф, и за ушами у него было так снежно, как ещё никогда в жизни.

 

Стихотворение ученицы (отрывок)

 

Слезинки бегут по стеклу –

Осенней природы каприз.

Я капли руками ловлю,

Но капли сквозь пальцы- вниз.

 

 

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.