Мастер-класс по конструированию «Оригами-Ёлка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ Гимназия №16 «Интерес» муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
Мастер-класс для педагогов
«Оригами-ёлочка»
Автор:
воспитатель
Саликова Полина Сергеевна
2020 год.
Цель: изготовление новогодней ёлочки в технике «Оригами».
Задачи:
- развивать мелкую моторику, совершенствовать навыки работы с бумагой;
- развивать речь, мышление и память в процессе деятельности;
- воспитывать художественный вкус, аккуратность;
- развивать творчество, фантазию;
- воспитывать усидчивость, желание доводить работу до конца;
- создать праздничное настроение.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей дошкольного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей, а также родителей, предпочитающих свободное время проводить в совместном творчестве со своими детьми.
Назначение: сувенир к Новому году, украшение праздничного интерьера.
Рекомендации при использовании техники «Оригами»: Образовательную деятельность начинать всегда со сказки, стихотворения, игры. Занятия проводятся согласно возрастному ограничению во времени. Этапы складывания сопровождаются пояснениями, или можно давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки». Обязательна пальчиковая гимнастика для снятия утомления.
Ход мастер–класса:
- Уважаемые коллеги, сегодня хочу представить Вам мастер-класс по изготовлению «Ёлочки» в разных техниках оригами.
- Почему именно оригами, спросите вы?! Оригами относится к виду конструирования, а конструирование в свою очередь является обязательным компонентом развития базовых творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического и нравственного воспитания.
Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок: предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.
Назначение оригами для развития ребёнка:
Развивает у детей точность и координацию движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.
Учит детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться,
Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина, ширина, длина.
Развивает пространственное воображение детей и фантазию.
Развивает художественный вкус, творческие способности и креативное мышление.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Прежде чем учить детей технике оригами, воспитатель должен знать основные обозначения и изображения на схемах. Приложение 1
Ребенка нужно познакомить с базовыми формами в оригами.
Поделки для детей 4 – 5 лет основаны на одной базовой форме – «треугольнике» «книга», « дверь». Для детей 5 – 6 лет формы: «двойной треугольник», «конверт», «воздушный змей», в 6 – 7 лет доступны более сложные базовые формы: «рыба», «двойной квадрат». Приложение 2
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата.
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата.
Познакомимся с занятием: "Зимняя ёлочка".
Цель: изготовление ёлочки в технике «оригами».
Задачи: показать алгоритм выполнения работы оригами – елочки
Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения воспитателей научить складывать «базовую форму» оригами.
Методы и приемы: репродуктивный, практический.
Оборудование на каждого педагога: цветная бумага или офисная бумага, ножницы.
Ход работы:
Главная гостья, красавица и украшение новогоднего праздника – это ёлочка. Дети с родителями украшают её, зажигают на ней разноцветные огоньки. Для того чтобы ещё больше поднять новогоднее настроение мы расставляем ёлочки по всему дому: в детской, рабочем кабинете, гостиной. Особое тепло и праздничное настроение излучают елочки, созданные своими руками.
Уважаемые коллеги, сегодня хочу представить Вам мастер-класс по изготовлению «Новогодней ёлочки» в разных техниках оригами.
Практическая часть.
Сейчас мы практически освоим технику оригами, изготовим несколько изделий, которые можно применять в работе с детьми разных возрастов.
Елочки в технике оригами (модульное):
Для работы понадобятся: двухсторонняя цветная бумага зелёного цвета квадратной формы, ножницы, клей, кисточки и блёстки для украшения.
Первый способ для детей среднего возраста.
Приложение 3
1. Основой для изготовления ёлочки является квадрат.
2. Положите перед собой бумагу квадратной формы.
3. Лист бумаги складываем пополам по диагонали (намечаем диагональ), после чего разворачиваем обратно, и складываем снова по диагонали, но уже с другой стороны, наметим вторую диагональ.
Детям младшего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами используют следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она «не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку.
4. Разворачиваем и делаем форму книги. Разворачиваем и перевернем, так же делаем форму книги.
5. Оставляем прямоугольник. Положите перед собой, складкой вверх. Верхние углы (вершины) загибаем к центральной складке, так, чтобы сторона совпала с этой складкой. Проделываем эту работу с другим углом.
6. У каждого получился модуль-ярус, для конструкции ёлки. Объединитесь в группу по 3 человека и соедините модули в ёлку. Наши Ёлочки готовы.
Второй способ для детей старшего возраста.
Приложение 4
1. Разворачиваем наш модуль в прямоугольник. Нам нужно будет сделать форму – двойной треугольник. Для этого, верхние углы прямоугольника вогнуть вовнутрь, тем самым совмещая сторону с серединой. Получился двойной треугольник.
2. Теперь загибаем боковые стороны треугольника к середине (форма злея) нашего треугольника. Так, чтобы сторона лежала на серединном изгибе. И формируем модуль.
3. Конструируем нашу ёлку из модулей, делая ярусы. Получилась ёлка.
Этапы складывания сопровождаются пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки». Например: жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку, здравствуй, Нижний Уголок! Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ используется с учётом необходимости.
Третий способ для подготовительной группы.
Приложение 5
1. Не разворачивая модуль, мы переворачиваем и сгибаем боковые стороны треугольника к середине.
2. Разворачиваем одну сторону, с правой стороны, сторону загибаем во внутрь сводим к центру, к середине (маленький треугольник загибаем во внутрь).
3. Заложить так же левую сторону.
4. Раскрыть треугольник. С правой стороны, сторону треугольника загибаем во внутрь сводим к центру, к середине
5. Закрыть треугольник. Таким образом сложить нужно все 4 угла
6. Перевернуть одну часть заготовки. Отрезать лишнее.
7. Соединить все части заготовки воедино.
8. С помощью ножниц сделаем надрезы - это будущие веточки нашей елочки.
9. На каждой полоске загибаем уголок вниз, совместив его с нижней линией. Согнуть все 8 частей – ёлочка готова!
Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.
Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение, сторона, центр, линия, диагональ. В младшем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности. Детям давать чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний… приложите нижнюю сторону к верхней и т. д.
Вот такие объёмные ёлочки у нас получились!
Предлагаю вам, педагоги, украсить нашу ёлку. С помощью кисточки нанесите клей на веточки ёлки. Если вас заинтересовала данная техника – посыпьте ёлку белыми блёстками, жёлтыми – вы сомневаетесь, а красными блёстками – если вас не заинтересовала эта техника.
Подведение итогов.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Предлагаю Вам памятку «Правила при обучении оригами». Приложение 6
Приложение 1
ПАМЯТКА «ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ
Приложение 2
Приложение 3
Схема создания модуля (способ №1)
Приложение 4
Схема создания модуля (способ №2)
1 | 2 |
3 | 4 |
5 |
Приложение 5
Схема создания (способ №3)
Приложение 6
ПАМЯТКА
«ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ»
Заготовки для поделок готовит воспитатель. В подготовительном возрасте допустимо делать заготовки детьми.
Заготовка должна иметь точно определённую форму (прямоугольник, полукруг и т.д.).
Бумага должна быть удобной: тонкой, упругой, хорошо сгибаться.
Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии).
При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
Обучение складыванию должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
Линия сгибов изделия должна тщательно проглаживаться.
Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен сам уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.