Мастер-класс по теме «Использование информационных ресурсов Президентской библиотеки в урочной и внеурочной деятельности».

23
11
Материал опубликован 31 August в группе

Мастер-класс по теме «Использование информационных ресурсов

Президентской библиотеки в урочной и внеурочной деятельности».


Добрый день, уважаемые коллеги. Я представляю Заводоуковскую среднюю школу № 2, двустороннее сотрудничество которой с Президентской библиотекой началось еще в 2013 году. В рамках сотрудничества был разработан совместный план мероприятий, в том числе были организованы обучающие семинары для педагогов и старшеклассников по использованию информационных ресурсов Президентской библиотеки в образовательной деятельности.

СЛАЙДЫ 1-2.


h1756626483.JPG
d1756626474.JPG

Участие в просветительских мероприятиях Президентской библиотеки показало заинтересованность педагогического коллектива, что позволило развивать сотрудничество школы и библиотеки и в ноябре 2014 года на базе школы был открыт один из первых электронных читальных залов Президентской библиотеки в Тюменской области, а в 2016 году состоялось открытие муниципальной сети электронных читальных залов.

СЛАЙД 3.


j1756626506.JPG

Предлагаю посмотреть небольшой ролик, в котором освещаются основные направления деятельности Президентской библиотеки.

РОЛИК

https://drive.google.com/file/d/14ExYm9k_P5C_PungUEUM716M3mpExzAW/view?usp=sharing

Просмотрев ролик Вы, наверное, убедились в том, что Президентская библиотека содержит огромное количество уникальных источников, которые могут быть использованы на уроках и во внеурочной деятельности, в том числе относящихся и к школьной образовательной программе.

СЛАЙД 4.


v1756626524.JPG

Ресурсы библиотеки помогают педагогам подбирать дополнительный материал для глубокого изучения различных предметов учебного плана, позволяют учителям проводить уроки в интересной и привлекательной для детей форме.
Самое главное – научиться ими грамотно пользоваться.
Сегодня в ходе мастер-класса я покажу на практике, как я и мои коллеги применяем информационные ресурсы Президентской библиотеки в нашей профессиональной деятельности.

Современные школьники имеют почти неограниченный доступ к информации, но важно уметь оценивать ее достоверность. Наша с Вами задача - не только научить находить данные, но и проверять их подлинность, анализировать источники.

В федеральных государственных образовательных стандартах по различным дисциплинам закреплено требование: поиск и работа с информацией с соблюдением информационной безопасности. Поэтому фонд электронной национальной библиотеки особенно важен для преподавания истории, обществознания, русского языка, литературы и географии.

Предлагаю Вам зайти на главную страницу сайта. Здесь мы видим Коллекции, стратегические проекты, Выставки, Проекты и конкурсы, Материалы из электронного фонда библиотеки. Чуть позднее мы рассмотрим несколько разделов сайта.

https://www.prlib.ru/

В верхней части страницы есть поле поиска библиотечных материалов. Если Вы знаете название источника, его какие-либо выходные данные, Вы можете найти этот документ через «поисковик». Попробуем найти книгу, с которой Вам предстоит сегодня работать. Она называется «Юности честное зерцало».

Очень часто я использую материалы библиотеки при подготовке и проведении уроков ОРКСЭ. Приведу пример одного из уроков по теме «Достойно жить среди людей».

Цели: познакомить с новыми понятиями; сформировать представление о роли Петра I в истории России, познакомить с цитатами из книги «Юности честное зерцало».

В процессе развития жизни на Земле каждая эпоха, каждый народ вырабатывали нормы и правила поведения на основе разумности, целесообразности и красоты. Во времена правления Петра I появилась книга «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению».

https://www.prlib.ru/item/463992

В первой части издания помещена азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. К этой части обратимся чуть позже.

Откроем страницу 33.

https://azbyka.ru/otechnik/6/yunosti-chestnoe-zertsalo-ili-pokazanie-k-zhitejskomu-obhozhdeniyu/

Как я уже и сказала, вторая часть пособия была своеобразным учебником по этикету, обеспечившим популярность этого издания. В ней были собраны советы юношам и девицам, касающиеся поведения дома и в свете в соответствии с нормами жизни дворянства эпохи Петра I.

Я предложила учащимся на уроке рассмотреть книгу, затем предложила выступить в роли учеников петровской эпохи и в группах поработать с цитатами из сборника «Юности честное зерцало».

При работе с текстами с одной стороны предложены тексты первоисточника-славянского кирилловского письма, с обратной стороны современный перевод. Ученики читают правила и делают вывод, уместны ли эти правила в настоящее время или нет.

https://azbyka.ru/otechnik/6/yunosti-chestnoe-zertsalo-ili-pokazanie-k-zhitejskomu-obhozhdeniyu/

Предлагаю попробовать прочитать одно из правил. Найдите правило 3.

У родителей речей перебивать не надлежит, и не прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должны прямо.

-Уместно данное правило в наше время?

-Где еще может быть использован данный сборник?

Эти материалы были использованы и при проведении одного из занятий курса «Успешное чтение». В первой части книги содержится азбука, таблицы слогов. Ребята с большим интересом сравнивали буквы древнерусского алфавита, слоговые таблицы. Потом школьники составляли зашифрованные послания своим одноклассникам, используя данный алфавит.

СЛАЙД 5.


f1756626559.JPG

Особую ценность Президентской библиотеки составляют цифровые коллекции. На сегодня создано уже более 360 коллекций и этот фонд систематически пополняется.

Вернитесь снова на главную страницу ПБ.

На сайте мы видим 4 базовые коллекции, которые делятся на:

-тематические (о событиях, личностях, регионах)

-типо-видовые;

-образовательные (разделы по предмета и возрастам).

Зайдем в коллекции. С левой стороны выделены базовые коллекции: Государственная власть, Российский народ, Территория России, Русский язык. Ниже расположены Подборки коллекций. Зайдите в раздел «Все коллекции». Весь материал коллекций расположен в алфавитном порядке.

Найдите букву Е. Вас, как жителей Екатеринбурга, заинтересует материал о своем городе. Давайте изучим данный материал. На основании официальных документов, архивных материалов, данных статистики, справочников и путеводителей, исследований, изобразительных и картографических источников, аудиозаписей раскрывается история города до настоящего времени.

-Где может быть использован данный материал? При проведении внеурочных и воспитательных мероприятий, при подготовке исследовательских и проектных работ.

Вернемся к коллекциям. Обратимся к творчеству Сергея Есенина. В коллекцию вошли цифровые копии архивных документов, книг, периодических изданий, изобразительных материалов, видеофильмов. В частности, это письма последней жены поэта С. А. Есениной-Толстой и многое другое.

-Как можно использовать данный материал?

Например, на уроке литературы в 11 классе в ходе изучения темы «С.А.Есенин. Жизнь и творчество поэта» одним из педагогов нашей школы были использованы следующие виды информации: прослушивание аудиозаписи (голос Есенина), которая предоставила возможность воссоздать наиболее полный образ поэта. Для создания личностного портрета на уроке обратились к воспоминаниям современников и письмам жены. Благодаря данным источникам у учащихся складывается полная картина о личности поэта.

Вернемся снова на главную страницу ПБ. В нижней части страницы есть несколько ссылок на различные разделы. Нас интересует Образование и наука. Зайдите на вкладку «Мультимедийные уроки». Здесь содержатся методические материалы к мультимедийным урокам Президентской библиотеки.

Зайдите по вкладке «Мультимедийный урок Конституции. Приведу пример использования данных материалов. На уроке истории при изучении темы «Политические режимы» были использованы следующие материалы: отрывок видеофильма «Урок Конституции», документ «Проект Конституции Союза ССР» (электронный музей). Просмотр видеофидьма позволил педагогу грамотно выйти на тему урока. Анализируя исторический документ, ребятам надо было оценить основной закон страны 1936 г. с точки зрения современного человека., выделить признаки демократического политического режима, сформулировать определение понятия демократия.

Возвращаемся снова на главную страницу. Обратимся к Проекту «Президентская библиотека – учителям: обучение с использованием первоисточников». Здесь можно найти сценарии уроков, видеоуроки, коллекции, единый учебник истории.

В новых единых учебниках истории для 5-11 классов имеются QR-коды со ссылками на документы, книги, статьи, фильмы. Из всех интернет-ссылок в новых учебниках более 15% QR-кодов ведут на коллекции Президентской библиотеки, в которых содержится более 15 тысяч документов и материалов по истории России.

Зайдем в коллекцию «Видеоуроки». Здесь представлен совместный проект Горчаковского лицея МГИМО и Президентской библиотеки, посвященный истории Второй мировой войны.

В рамках проекта подготовлено 28 видеоуроков, длительность которых составляет от 12 до 15 минут. Благодаря данным урокам педагоги могут организовать обучение с использованием первоисточников», который призван оказать содействие в решении задач:

предоставить обучающимся сведения о надежных ресурсах и привить культуру грамотного использования информации, полученной из интернета;

обучить навыкам работы с источниками – от умения анализировать и сопоставлять до способности реконструировать события на их основе.

Возвращаемся на главную страницу. В нижнем правом углу страницы есть раздел, который называется «О Президентской библиотеке рассказывает Детский сайт Президента России». Предлагаю познакомиться с данным разделом, который востребован учителями начальных классов.

Перед началом работы надо выбрать себе проводника: Илюшу Муромца, Добрыню Никитина или Аленушку Попович. Они в интересной форме познакомят детей с несколькими разделами: Президент, Россия, Уроки демократии, Кремль. Пройдемся по данным разделам.

Обратимся к разделу «Кремль». С использованием данного раздела я подготовила и провела интегрированный урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года».

https://урок.рф/library/urok_okruzhayushego_mira_po_teme_otechestvennaya_vojna_155421.html

С помощью кроссенса дети определили тему урока. Затем им было предложено отгадать имя человека, который жил в этот исторический период. Но сначала я предложила четвероклассникам послушать историю, очень похожую на сказку. Познакомимся с отрывком данной истории.

http://kids.kremlin.ru/kremlin/1812/

После прослушивания сказки, ребята называют имя поэта - Александра Сергеевича Пушкина, рассказывают, какие исторические сведения изложены в этой истории.

Затем я предложила ребятам прочитать отрывок из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина о войне 1812 года (глава VII, строфа XXXVII):

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

На этом примере Вы видите, как органично переплетаются история и литература.

В ходе урока ребята так же работали с русским историческим атласом. https://www.prlib.ru/item/363082

А в качестве домашнего задания школьникам было предложено задание на выбор:

-Изучив коллекцию «Отечественная война 1812 года», конкретно раздел «1812 год в литературе и искусстве», привести примеры упоминания о войне 1812 года в литературных источниках:

https://www.prlib.ru/1812_11-4

- Рассмотреть памятные места и монументы, подготовить короткое сообщение об одном из них.

https://www.prlib.ru/node/684255

Возвращаемся на главную страницу ПБ. На странице есть вкладка «Выставки». Не всегда есть у педагогов возможность сводить детей на уроках в музеи, а на сайте Президентской библиотеки содержится большое количество виртуальных музеев, туров, в фондах которых можно посмотреть оцифрованные материалы, побывать виртуально в различных музеях.

С использование данных материалов совместно с учителями начальных классов, мы создали интересный проект «Игру-путешествие по Президентской библиотеке».

Давайте подробнее познакомимся с возможностями данной игры. На слайде представлена семья Ивановых. Они приглашают совершить виртуальное путешествие по Президентской библиотеке. Перейдя по ссылке, вы совершите 3-D тур по залам библиотеки. Давайте тоже зайдем в некоторые залы. Кто бывал в здании Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге, тот, наверное, узнал парадную лестницу, электронный читальный зал и конференц-зал, другие выставочные залы.

А теперь с семьёй Ивановых совершим экскурсию.

ИГРА

e1756626912.JPG
r1756626607.JPG

Семья Ивановых приглашает Вас познакомиться с замечательным интернет-порталом Президентской библиотеки. Вам даётся на выбор 4 направления: путешествие с каждым членом семьи отдельно. Выбрав путешествие с папой, вы побываете на выставке, посвященной последнему царю и первому Российскому императору, посетите виртуальную экскурсию по легендарному кораблю «Аврора». С мамой Вы посетите музей-усадьбу «Приютино» и музейный комплекс «Невский пятачок». Дочь предложит угадать сказки А.С. Пушкина по иллюстрациям И.Я. Билибина и покажет детский журнал «Мурзилка», который стал издаваться с 1924 года.
А сын познакомит Вас с разделом «Президент России гражданам младшего школьного возраста», ссылка на которой расположена на интернет-портале.

Чтобы отправиться по одному из выбранных направлений, достаточно нажать на определённого героя. Возврат на стартовую страницу осуществляется по стрелочке.

Вернемся на главную страницу. Обращаю Ваше внимание на раздел «Выставки и виртуальные туры». Он представлен виртуальными турами, интерактивными и мультимедийными выставками, музеями России и др.

Зайдите во вкладку «Музеи России». Я приглашаю Вас в виртуальный тур по музею «Кобона: Дорога жизни». С использованием данного ресурса я подготовила воспитательное события по теме «Виртуальная экскурсия в музей «Кобона – дорога жизни».

Событие было подготовлено для участия в 1 конкурсе педагогических проектов «Будущее Отечества в руках учителя!», одним из главных условий участия в конкурсе было использование в ходе проведения урока или события не менее 2 библиотечных и/или архивных материалов из электронного фонда Президентской библиотеки.

Я стала победителем данного конкурса с данным проектом, поэтому хочу представить Вам его сегодня.

СЛАЙД 6.

​​​​​​​

i1756626730.JPG

Помимо виртуального тура по музею «Кобона – дорога жизни» я использовала «Календарь дней воинской славы», материалы специального проекта еженедельника "Аргументы и факты - Петербург". Это цикл материалов, посвященных юбилею снятия блокады Ленинграда. Их можно найти по ссылке:

https://www.prlib.ru/item/342124

А теперь перейду непосредственно к воспитательному событию. Данное мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых с целью формирования гражданско-патриотического воспитания. На примере события учащиеся познакомились с героическим прошлым нашей страны, расширили знания о событиях Великой Отечественной войны, о героическом подвиге жителей и защитников Ленинграда в тяжелые дни Блокады.

Воспитательное событие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

Остановлюсь подробно на тех этапах, на которых были использованы ресурсы Президентской библиотеки:

На этапах «Определения тематики воспитательного события, целей и задачи» я использовала прием «Облако слов». Выделив известные слова и даты, ребята определили тему события и сформулировали на основе оставшихся слов цели и задачи.

3. Подготовка к воспитательному событию.

Используя календарь дней воинской славы, ребята определили историческое событие, которому было посвящено мероприятие. В ходе работы на доске размещаются даты: 8 сентября 1941г. – начало блокады, 27 января 1944г.- снятие блокады Ленинграда.

4. Проведение воспитательного события.

Сначала ребята сформулировали определение понятия Блокада, подобрали слова-ассоциации к данному слову. Затем сверили это определение с определением, данным в толковом словаре.

На этапе подготовки к воспитательному событию мы выяснили, что началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана связь Ленинграда со всей страной.

Запасы продовольствия в Ленинграде кончались. А в городе было около 2-х миллионов человек. Чем их кормить? Как доставить в окружённый город с Большой земли муку, мясо, масло.?

Только одна дорога связывала блокированный город с Большой землёй, эта дорога шла по воде, по Ладожскому озеру.

На восточном берегу Ладожского озера был расположен маленький рыбацкий поселок Кобона. В 1980 году в этом населенной пункте был открыт музей «Кобона: дорога жизни» в здании Кобонской средней школы, в годы войны в которой был эвакопункт.

-Отправимся в виртуальный тур по залам данного музея.

(Движение в правый зал)

https://www.prlib.ru/3d_tour/muzeyy-kobona-doroga-zhizni

В одном из залов 1 этажа я предложила ребятам посмотреть документальный фильм «Ленинград и Большая земля», созданный на основе материалов Центрального государственного архива кинофотодокумент Санкт-Петербурга. Давайте посмотрим этот фильм.

После просмотра дети рассказали, что узнали из документального фильма о Блокаде Ленинграда, о Дороге жизни, что их больше всего удивило.

Оказывается, в годы войны по дну Ладожского озера был построен трубопровод. Более подробную информацию о строительстве этого трубопровода ребята узнали из статьи, которая была опубликована на страницах газеты «Аргументы и факты». Найдите статью.

Пробегитесь глазами по данному тексту. Он небольшой, подготовлен для учащихся начальных классов. Ребята прочитали вступление и статью «Миссия невыполнима» и сформулировали вопросы одноклассникам по этой статье.

А мы продолжаем экскурсию по музею «Кобона - дорога жизни». В следующем зале представлены уникальные материалы из архива художника и инженера, проработавшего на Дороге жизни 2,5 года - Семена Ароновича Гельберга.

Свои рисунки художник делал всего в нескольких метрах от трассы, на морозе, на ветру, на планшете, лежащем на колене…

Я пригласила ребят в другой зал на импровизированную выставку, размещенную на мольбертах. А мы посмотрим его работы на слайдах.

СЛАЙДЫ 7-12.


v1756626691.JPG
p1756626682.JPG
c1756626673.JPG
r1756626664.JPG
x1756626655.JPG
b1756626647.JPG

В ходе рассматривания картин я задавала детям вопросы: Какие чувства у вас вызывают данные картины? О чем нам могут рассказать эти работы? Что их объединяет?

Ребята определили, что на рисунках художника мы видим дорогу жизни, которая прошла по Ладожскому озеру. В период навигации по Ладоге передвижение было организовано по воде, а с установлением холодной погоды — по льду. На чем передвигались по льду?

В центральной части зала музея мы видим кузов символа дороги жизни - полуторки «ГАЗ –АА» (Рис.1). Это макет кузова машины, а номер реальной машины, служившей на ледяной трассе. Этот автомобиль являлся малотоннажным грузовиком с грузоподъемностью полторы тонны, отсюда и прозвище.

Затем мы рассматриваем один их экспонатов музея: это подлинные детали автомобиля ГАЗ-АА, поднятые со дна Ладожского озера в наши дни (Рис.2). Как они оказались на дне Ладоги?

Здесь я прошу детей вспомнить рисунки очевидца событий, Семена (Симона) Гельберга и ответить на вопрос: Какие сложности возникали у водителей во время передвижения по трассе?

Много сложностей подстерегало водителей ледовой трассы: иногда грузовики проваливались под лед, подвергались бомбежке немецких самолетов. Большая часть водителей вынуждены были ездить стоя с открытыми дверями машины, чтобы была возможность выпрыгнуть из машины в случае опасности. Спали водители мало – по несколько часов, чтобы была возможность сделать как можно больше рейсов.

На одной из работ Гельберга изображен человек, профессия которого имеет непосредственное отношение к Дороге жизни. Это регулировщик.

Регулировщицами, чаще всего, были девушки и женщины. Они были одеты в ватные брюки, телогрейку, полушубок, а сверху – маскхалат. На морозе им приходилось стоять от 5 часов до суток. Ежедневно на Дороге жизни дежурило 350 человек — поодиночке. Регулировщики выставляли фонари и вешки (Заострённый с одной стороны шест, ветка, служащий для указания пути) и следили за дистанцией, а также за льдом. Если машина выбивала колею, надо было бежать переставлять вехи и фонари, чтобы следующие машины следовали по новому пути. Работа регулировщиков, пожалуй, была даже сложнее работы водителей дороги жизни.

Затем в одном из залов мы рассматриваем фонарь регулировщика ледовой трассы.

Экскурсия по музею продолжается. И, поднявшись на 2 этаж, мы попадаем в зал, посвященный поэту Александру Андреевичу Прокофьеву. Он родился в деревне Кобона, в семье рыбака.

Подготовленные ребята прочитали наизусть одно из стихотворений, которое было написано в 1941 году, называется оно «Ладога».

После прослушивания стихотворения ребята поделились своими впечатлениями и назвали строки, которые запомнились больше всего.

Это, конечно, строки «Дорогой жизни» названа —

И это на века!

5. Рефлексия, эффект от участия в событии.

На данном этапе мероприятия был использован прием «Ментальная карта».

Я предложила ребятам поделиться впечатлениями от увиденного, высказать свое мнение по поводу прожитого.

Затем мы снова обратились к флипчартам. Все слова и даты переместились с одного из них на второй. У нас получилась ментальная карта. Используя карту, ребята рассказали все, что узнали на воспитательном событии. Значит, цели и задачи сегодняшнего мероприятия достигнуты.

Данное воспитательное событие, проведенное для младших школьников, позволило ребятам погрузиться в историческую среду и пережить события Великой Отечественной войны, а это способствует более глубокому пониманию и запоминанию материала.

Интеграция ресурсов Президентской библиотеки в образовательный процесс позволяет повысить информационную грамотность школьников, совершенствовать методики преподавания предметов гуманитарного цикла и способствовать гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. А использование мультимедийных технологий позволяет сделать процесс обучения более интересным и максимально продуктивным.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за такой ценный материал!

1
31 August

Ольга Анатольевна, спасибо Вам за такую высокую оценку моей публикации!

2
31 August

Светлана Валерьевна, спасибо за вашу творческую и интересную работу!::smile1::

0
31 August

Спасибо большое, Наталия Алексеевна. Рада, что мастер-класс вызвал интерес у коллег.

1
31 August

Светлана Валерьевна, спасибо за творчество!!!

3
31 August

Ирина Владимировна, спасибо за приятные слова!

0
31 August

Содержательно !

4
31 August

Светлана Валерьевна, большое спасибо за мастер - класс. Очень ценный материал!

2
31 August

Татьяна Анатольевна, благодарю Вас за высокую оценку моей публикации!

0
1 September

Спасибо за полезный ресурс!

1
1 September

Елена Гаврииловна, спасибо за внимание к моей разработке мастер-класса.

1
1 September

Похожие публикации