Мастер-класс «Использование проектных технологий в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС»
Мастер-класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В соответствии с установленными ФГОС требованиями, достижение личностных и метапредметных результатов обеспечивается в результате освоения программы развития универсальных учебных действий, которая должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно-значимой или социально-значимой проблемы; обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организаций учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Любой проект должен быть направлен на получение запланированного результата. Составлен план реализации проекта с представлением будущего продукта и пошаговая, согласно плану, непосредственно реализация самого проекта.
Проекты могут быть: информационными, творческими, исследовательскими, игровыми, инновационными, социальными..По количеству участников: могут индивидуальные, парные, групповые, коллективные, сетевые. Продолжительность проекта может быть разная ( от одного занятия, урока до нескольких лет).
Цели проектной деятельности в школе: ознакомление обучающихся с технологией и спецификой проектной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, реализация потенциала личности учеников, поддержка мотивации и др.
В начальной школе успешно и широко используются в урочной и внеурочной деятельности проектные технологии.
Легко ли реализовать проект в начальных классах? Думаю, не очень. Дети ещё малы по возрасту и не умеют и не могут самостоятельно провести исследовательскую деятельность, самостоятельно оформить презентацию, продукт, выступить, изложив всё самое ценное и конкретное. Учитель всегда должен быть рядом, чтобы подсказать, научить, направить, проконтролировать, посоветовать, помочь. То есть мы, учителя, должны понимать, что это будет не полноценный проект, выполненный учеником самостоятельно, а скорее всего элементы проектной деятельности. Но для учеников начальной школы – это будет проект! Важная и последовательная работы по плану с получением результата.
Особенно ответственно и внимательно нужно подойти к теме проекта и грамотно выстроить план реализации проекта.
Тема должна быть интересна, доступна, близка ребёнку младшего школьного возраста.
План реализации проекта должен быть выполним.
Результат проекта должен быть значимым, оригинальным, с элементами новизны.
Предпочтительнее краткосрочные проекты.. ( Интересы детей в этом возрасте часто меняются, внимание переключается).
Если Вы выбираете долгосрочный проект, учтите, что должны быть промежуточные результаты, продолжение проекта должно нести новый продукт, новые знания, иначе интерес угаснет.
Обязательно при выборе темы и планировании проекта нужно учитывать сочетание желаний и возможностей. ( Учитель должен предусмотреть наличие средств и материалов для исследований).
Наиболее удачными считаются проекты творческие групповые и коллективные. Каждый ребенок может принять посильное участие и проявить свои творческие способности, контактируя с одноклассниками.
Результатом проекта может стать презентация, видеоролик, книга, журнал, модель, макет, праздник, поделка, спектакль, стенгазета, памятка, экскурсия, выставка и др.
Немного поделюсь своим опытом работы.
Я в своей работе часто и с удовольствием использую проектные технологии. Начиная с 1 класса, стараюсь организовывать небольшие проекты, элементы проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. На начальном этапе привлекаю родителей моих учеников. К 4 классу мои ученики уже самостоятельно могут выполнять проекты и представлять свои результаты, лишь изредка консультируясь со мной.
В 1 классе мы запустили проект «Possgrosing». Проект долгосрочный.
В основе проекта лежит обмен открытками между жителями всего мира. Совместно с родителями мы зарегистрировались на сайте.
|
Путём творческого задания выбрали название для личного кабинета на сайте. И получили первые адреса, кому можно отправить открытки. И сами стали получать открытки со всего мира! Детей очень заинтересовала это увлечение. Открытки получали и переводили с разных языков с помощью учителя, родителей, учителей иностранных языков. Выбирали и покупали открытки с видами нашего города, Мамаева Кургана, достопримечательностями России… Потом вместе подписывали печатными буквами (право подписать открытку предоставлялось ученику, который лучше других выучил буквы, научился писать, читать). Для моих учеников эта была необыкновенная мотивация! Ходили после уроков на почту, покупали марки и отправляли в разные уголки нашей планеты.
|
Открытки приходили со всего мира. Впечатлений у моих учеников масса. Рассматривали, крепили на карту мира в классе, мечтали побывать в странах, которые изображены на открытках.
|
Германия, США, Китай, Тайвань, Испания, Италия, Япония, Чехословакия, Франция, Норвегия и др. На открытках открывались красивые виды, присланные нам из этих стран. Из текстов открыток мы узнавали много нового и интересного о событиях страны, её истории, достопримечательностях, обычаях и традициях и как живут люди в разных странах.
|
|
В 1 классе мы удачно выступили с этим проектом на школьном конкурсе проектов и стали победителями, на городском Фестивале ученических проектов стали Лауреатами.
На следующем этапе проекта, во 2 классе, мы стали изготавливать открытки сами. Заказали в сервисе печати бланки открыток. Дети рисовали свои рисунки, украшая открытку. Творческое оформление приветствовалось. И нашим друзьям по переписке тоже нравились наши маленькие произведения искусства.
|
|
На каждом этапе работы над проектом мы ставили новые цели и задачи. Проект для нас стал важным коллективным делом. В классе образовались группы : одна группа отвечала за получение открыток, другая за оформление (кто лучше рисует, кому это нравится), третья группа отвечала за коллекцию, которая ежемесячно пополнялась, четвёртая группа за отправку открыток, в пятую группу позже вошли ученики , имевшие положительные отметки по английскому языку. Открытки теперь мои ученики стали подписывать открытки на английском языке сами, начиная с 3 класса. Наши учителя английского языка всегда готовы были помочь при затруднении. Переводили тоже сами.
|
|
|
|
|
|
Проект продолжается ..В нашей коллекции на сегодняшний день уже насчитывается более 100 открыток. На следующем этапе ребята планируют завести личную переписку с новыми зарубежными друзьями. И, конечно же, планируют с ними встретится в жизни , пригласить к себе в гости, побывать у них…
Проектная деятельность даёт ученикам возможность почувствовать себя в новой роли, проявить творчество, научиться пользоваться интернетом , не только для игровой деятельности, а с целью узнать много интересного и нового для себя, обрести друзей с разных стран, научиться дружить и общаться.
На фоне данного долгосрочного проекта мы включались в другие, важные для нас проекты. Но по времени реализации они были более короткие.
Таким проектом стал «Мой родной город Волжский» к 65-летию города.
https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole-proekt-moj-gorod-2-klass-4351967.html
Проект «Правила поведения в школе» мы сделали не только для себя, но и по просьбе администрации. Данный проект был показан на всех классных часах нашей школы.
https://infourok.ru/pravila-povedeniya-v-shkole-4349125.html
Много выполнили краткосрочных проектов.
Проект «Капсула времени». В 1 классе мои ученики написали пожелания самим себе, одноклассникам, учителям, записали видео с пожеланиями на флешку, собрали маленькие необычные подарочки на память друг другу. Всё упаковали в так называемую «капсулу» и на территории школы закопали. Открыть решили в 11 классе на выпускном вечере. Будет трогательно и необычно.
|
|
|
|
|
|
Проект «Экслибрис».
|
|
|
|
Через поиск, творчество, ученических презентаций мы создали экслибрис нашего класса. Мы его проставили на все книги нашей классной библиотечки, на грамоты , которыми отмечаем ежемесячно самых активных учеников класса. Девизом стало изречение, собранное из различных вариаций детских предложений «Дружба и знания откроют все замки». Печать хранится в классе, у командира класса.
Проект «Символика нашего класса. Герб».
http://hitotun.ru/2019/01/18/slogan/
Значимым и интересным для моих учеников стал проект «Создание книги». Для создания собственной книги мы выбрали сказку Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине». Читая сказку, каждый заметил, что описываемые события каждый ученик представляет по- своему. Принцессу, принц, королеву, замок, горошину под матрасами…И решили побывать в роли художников-иллюстраторов. В классе 30 человек. Мы распределили строчки сказки. Каждый принялся творить, рисовать, иллюстрировать!
http://hitotun.ru/2019/03/21/princess/
С помощью родителей мы наши рисунки собрали в переплёт. Так в классе появилась первая наша книга. Она заняла своё место на почётной полочке класса.
|
Проект «Книжная закладка».
http://hitotun.ru/2019/02/24/bookmark/
http://hitotun.ru/2019/09/15/bookmarks-of-our-class/
И множество других проектов мы сумели реализовать с моими учениками.
Проекты учат детей, воспитывают, развивают, делают жизнь ученика насыщенной и интересной.
Не бойтесь браться на проекты. Спланированная работа с вашими учениками принесёт ожидаемые плоды. Заинтересованные ученики будут верными помощниками, уверенными участниками и вашими продолжателями.
Трефилова Раиса Поликарповна
Татьяна Алексеевна
Дармина Елена Николаевна
Галина Владимировна
Татьяна Алексеевна