Мастер-класс по теме «Метод проектов — один из способов активизации урочной и внеурочной деятельности школьников»
Метод проектов - один из способов активизации урочной и внеурочной деятельности школьников
PPTX / 6.59 Мб
С чего начать? Извечный вопрос любого мастер-класса. Пожалуй, для данной темы на первое место нужно поставить систему работы учителя с обучающимися в урочной деятельности.
Система работы учителя с обучающимися в урочной деятельности.
Имея 24-летний опыт в работе с детьми среднего и старшего школьного возраста, я прекрасно понимаю, что новое время ставит перед нами новые задачи, требует поиска новых решений. Сегодня одна из важнейших задач школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.
Как тут не вспомнить притчу от Леонардо Да Винчи: Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.
Сейчас актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Когда выбираешь технологии, сталкиваешься с многочисленным выбором. Как тут не вспомнить художника Виктора Васнецова. «Витязь на распутье» – это замечательная картина олицетворяет наш сложный выбор. Во всех классах, в которых я работаю, реализую мероприятия по адресной работе с различными категориями обучающихся через технологии:
Технология разноуровневого обучения.
Квест-технологию.
Проектная деятельность.
Игровые технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Каждый из нас сам выбирает, каким учителем ему быть – просто учителем или постоянно совершенствоваться. Я думаю нужно быть новатором и при подготовке к урокам, и при выборе методических материалов.
Целью своей деятельности я считаю
развитие интереса учащихся к предмету и его изучению;
формирование информационной культуры учащихся;
формирование у учащихся устойчивых знаний по предмету;
показать применение полученных знаний в повседневной жизни;
И через все направления прослеживается один из интереснейших видов деятельности школьников (проектная деятельность). А какой, вы узнаете, поработав с облаком слов, которое представлено на слайде, – найдите эти слова.
Не спешите посмотреть сразу ответ, все-таки попытайтесь решить поставленную задачу.
Я надеюсь, что все слова найдены:
П – проблема, планирование, перспектива
Р – развитие, распределение, рефлексия
О – организованность, опыт, общение
Е – единство, естественность
К – коммуникативность, креативность, командность
Т - творчество, талант, труд
Что же означают эти слова? - Правильно, - это проект. Каждый учитель уже многое знаете об этом виде деятельности, но тем не менее у многих еще возникают вопросы: Действительно ли это так необходимо, для чего это?
Пытаясь разобраться в этом виде деятельности, я поняла, что главная идея метода проектов – это в первую очередь, развитие познавательных интересов учащихся, их умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Перерабатывая информацию по этому вопросу можно найти много определений проекта. Но наиболее четко раскрывает это понятие следующее определение.
Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта.
Сложно объяснить, почему проект – это наиболее приемлемый вид деятельности учителя. Я попытаюсь объяснить это.
Как математику мне нравятся различные математические фокусы. Один из них – это отгадывания дня рождения по математическим действиям.
Как настоящий фокусник вы можете объявить зрителям, что сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале. Вам нужно предложить желающему умножить на 2 число дня своего рождения, не называя его. Затем пусть он сложит получившееся произведение и число, и умножит на 50 полученную сумму. К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1), вслух назвать полученное число. Через секунду вы сможете назвать день и месяц рождения зрителя.
Здесь не никакого секрета. Все очень просто: в уме от того числа, которое назвал зритель, отнимается число 250. Получается трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц. Мы видим, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат известен только одному человеку, но посредством направления действий, все пришли к нужному ответу.
Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся. Для меня, проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
Разрабатывая модели проектов я вспоминаю слова В.А. Сухомлинского:
«… Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
Когда используешь такой вид деятельности в своей работе, то должен помнить, что учебный проект – это возможность делать ученику что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
Предлагаю Вам, коллеги поучаствовать в создании мини-проекта.
Итак, Внимание! Черный ящик!
Вопрос Это лакомство, созревает на хорошо известном растении. Его родина – Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Как называется это лакомство?
Вы догадались
Ответ: Семена подсолнечника
Для развития одаренности на своих уроках и внеурочной деятельности я стараюсь максимально использовать разнообразные формы и методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.
При работе с одаренными детьми необходимо помочь им всесторонне развивать свои способности, для личностного роста.
В своей деятельности я использую различные формы работы с одаренными детьми: урочная деятельность, предметные недели, проектно-исследовательская деятельность и участие в НПК, олимпиады, конкурсы, создание портфолио и творческие мастерские.
Мною разработаны памятки для работы с проектами
Памятки
PDF / 979.19 Кб
Для успешной работы мной проводится следующая работа:
- участие учащихся в предметных олимпиадах по предмету;
- индивидуальная работа (в рамках внеурочных занятий и консультаций).
- участие в различных предметных и внеклассных конкурсах различных уровней;
- широкое использование современных информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности, в подготовке к конкурсам, проектам, внеклассным мероприятиям, и т.д.;
- создание портфолио достижений;
- чествование призеров и победителей на общешкольной линейке.
С результатами работы можно познакомиться на слайдах презентации.
Самое главное, четко представлять себе какими результатами нас может порадовать ученик. И ни в коем случае не заблудиться в многообразии приемов и технологий. И вот здесь на помощь может прийти использование метода проектов. Разумное совмещение традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Все-таки большую часть времени обучающиеся проводят на уроках, и большая работа с одаренными проводится именно на уроке. Именно на уроке одаренные дети проявляют свои способности, быстрее и оригинальнее других решают задачи, отвечают на вопросы и сами задают нестандартные вопросы.
Часто задумываюсь над тем, сколько учеников действительно любят мои предметы - математику, физику. Задаю его ребятам. В классе робко поднимается две – три руки. Большая часть учеников – это не любители математики и физики. И вот именно их необходимо заинтересовать, вовлечь в учебный процесс.
Использую дистанционное обучение для организации работы с детьми, часто пропускающими занятия по болезни.
Данная работа осуществляется посредством использования электронной почты и общения по zoom. Создаю благоприятную среду для личностного роста обучающегося на уроке и во внеурочной деятельности. Привлекаю к участию в мероприятиях различного уровня.
Система работы учителя с обучающимися во внеурочной деятельности
Главная цель моей работы не просто научить детей чему-то, но и помочь сформировать активную жизненную позицию, показать ученикам, что они творцы своих судеб и способны на многое.
Для этого организую «Ломоносовские недели», соревнованиях в формате «Своя игра», квест-игры, различные акции, реализую социальные проекты и организую образовательные экскурсии.
Продолжая работать, я буду стремится к новым высотам. Мне близки слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учится в нем умирает учитель!»
Ежегодно ее ученики проявляют себя в исследовательской деятельности, становясь победителями и призерами различных конкурсов.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Фоминова Елена Владимировна
Панов Егор Игоревич
Фоминова Елена Владимировна