12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна84053
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
32

Выступление по теме «Использование ресурсов Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина в урочной и внеурочной деятельности учителя начальных классов в рамках семинара «Образовательный потенциал ресурсов Президентской библиотеки».

Президентская библиотека содержит огромное количество уникальных материалов, которые могут быть использованы на уроках и во внеурочной деятельности на уровне начального общего образования.

Включение в образовательный процесс ресурсов Президентской библиотеки при работе с младшим и средним школьным возрастом, способствуют:

–усовершенствованию методики преподавания предметов естественно-научного и гуманитарного циклов;

–реализации задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

–повышению информационной грамотности обучающихся.                                                              


ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 8.75 Мб

/data/files/m1688269445.pptx (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) 

СЛАЙД 1.

Материалы библиотеки помогают педагогам начальных классов подобрать дополнительный материал для глубокого изучения таких предметов как окружающий мир, литературное чтение, ОРКСЭ.

Приведу примеры нескольких уроков при подготовке которых были использованы ресурсы Президентской библиотеки.

В 1 классе был проведен интегрированный урок окружающего мира по теме «Россия- Родина моя». Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с символами Российского государства: флагом, гербом, гимном.

https://урок.рф/library/integrirovannij_urok_okruzhayushego_mira_v_1_klasse_092845.html

СЛАЙД 2.

В начале урока ученикам было предложено познакомиться с отрывком из рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество» и попробовать на основе его сформулировать определение понятия Родина. Отрывок взят из «Книги для классного чтения» Баранова Алексея Григорьевича.

https://www.prlib.ru/item/336414

Учащимся была предложена  распечатанная страница книги с выделенным абзацем в варианте первоисточника и современной версии. Затем дети познакомились с символами государства с использованием сайта «О Президентской библиотеке рассказывает Детский сайт Президента России».

СЛАЙД 3.

http://kids.kremlin.ru/russia/symbols/

Ребята узнали определения символа, прочитали его описание, познакомились с историей символа.

СЛАЙД 4.

В нашей школе на уровне начального общего образования стало традицией проведение Дней междисциплинарного обучения. В ходе таких дней проводятся разные уроки учебного плана, объединенные единой темой. Один из таких дней был проведен в параллели первых классов по теме «Алфавит». На интегрированном уроке литературного чтения ребята узнали много нового и интересного об истории создания алфавита, о том, кто создал первую книгу, а так же познакомились с Азбукой в картинках Александра Бенуа https://www.prlib.ru/item/956654.

СЛАЙД 5.

А на уроке изобразительного искусства узнали, что такое Буквица, а затем нарисовали свои затейливо оформленные буквы алфавита. А представить, как выглядит буквица, нам помогли ресурсы Президентской библиотеки: https://www.prlib.ru/item/1672090

Очень интересно прошел урок окружающего мира в 4 классе по теме «Отечественная война 1812 года».

https://урок.рф/library/urok_okruzhayushego_mira_po_teme_otechestvennaya_vojna_155421.html

Цель урока: формирование представления учащихся об Отечественной войне 1812 года.

СЛАЙД 6.

Ребятам было предложено совершить очередную виртуальную экскурсию на сайт «О Президентской библиотеке рассказывает Детский сайт Президента России». С помощью кроссенса дети определили тему урока. Затем им было предложено отгадать имя человека, который жил в этот исторический период. Но сначала я предложила четвероклассникам послушать историю, очень похожую на сказку.

http://kids.kremlin.ru/kremlin/1812/

После прослушивания сказки, ребята называют имя поэта - Александра Сергеевича Пушкина, рассказывают, какие исторические сведения изложены в этой истории.

СЛАЙД 7.

В ходе урока ребята так же работают с русским историческим атласом. https://www.prlib.ru/item/363082

А в качестве домашнего задания школьникам было предложено задание на выбор:

-Изучив коллекцию «1812 год в литературе и искусстве», привести примеры упоминания о войне 1812 года в литературных источниках:

https://www.prlib.ru/1812_11-4

- Рассмотреть памятные места и монументы, подготовить короткое сообщение об одном из них.

https://www.prlib.ru/node/684255

Ресурсы Президентской библиотеки востребованы при подготовке и проведение уроков ОРКСЭ. Приведу пример одного из уроков по теме «Достойно жить среди людей».

Цели: познакомить с новыми понятиями; сформировать представление о роли Петра I в истории России, познакомить с цитатами из книги «Юности честное зерцало».

СЛАЙД 8.

В процессе развития жизни на Земле каждая эпоха, каждый народ вырабатывали нормы и правила поведения на основе разумности, целесообразности и красоты. Во времена правления Петра I появилась книга «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению». Это пособие для обучения детей дворянского сословия, составленное по указанию Петра

https://www.prlib.ru/item/463992

Учащиеся рассматривают книгу, затем им предлагается выступить в роли учеников петровской эпохи и в группах поработать с цитатами из сборника «Юности честное зерцало». Цитаты в распечатанном виде раздаются каждой из групп. Ученики читают правила и делают вывод, уместны ли эти правила в настоящее время или нет.

СЛАЙД 9.

Эта же книга была использована и при проведении одного из занятий курса «Успешное чтение». В первой части книги содержится азбука, таблицы слогов. Ребята с большим интересом сравнивали буквы древнерусского алфавита, слоговые таблицы. Потом школьники составляли зашифрованные послания своим одноклассникам, используя данный алфавит.

Активно используются ресурсы Президентской библиотеки и при проведении воспитательных мероприятий: классных часов, Уроком мужества, киноуроков, виртуальных экскурсий.

В начале этого учебного года совместно с библиотекарем школы был проведен библиотечный урок по теме «По страницам детских журналов». Ребята познакомились с историей самого знаменитого детского журнала «Мурзилка», который издается с 16 мая 1924 года. С момента выхода первого журнала, он не прекращал свое существование, за что в 2012 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

https://www.prlib.ru/section/684664

В ходе урока у ребят была возможность познакомиться с разными выпусками журнала, прочитать понравившиеся стихи и рассказы.

СЛАЙД 10.

Один из выпусков журнала был использован при проведении внеурочного занятия «Разговоры о важном» по теме «День Победы. Бессмертный полк». В ходе занятия ребята рассказали о своих дедах и прадедах, которые на собственных плечах вынесли все ужасы войны и внесли свой вклад в большую Победу. Затем ребятам было предложено прочитать стихотворение А.Л.Барто «Рисунок». Данное стихотворение размещено в 1 из выпусков журнала «Мурзилка». Ребята почувствовали важность получения хоть какой-то весточки от родных на фронт, и решили подготовить письма-обращения воинам-участникам специальной военной операции на Украине.

https://www.prlib.ru/item/348391

СЛАЙД 11.

Еще один классный час был проведен с использованием детского сайта по теме «Мы, наши права и наши обязанности». В ходе мероприятия ребята узнали: Что такое Конституция Российской Федерации? Когда и как была принята Конституция РФ? Что сказано в нашей Конституции? Что гражданам России можно, а что нельзя?

https://урок.рф/library/klassnij_chas_na_temu_mi_nashi_prava_i_nashi_obyazan_075647.html

В настоящее время в школах реализуется проект «Киноуроки в школах России». В рамках этого проекта я подготовила киноурок для 1-4 классов «Наследники Победы» https://imc-zavod.uoedu.ru/site/section?id=505

СЛАЙД 12.

В начале урока ребята смотрят фильм «Наследники победы» (режиссер и сценарист Елена Дубровская), анализируют его. Затем ребята приглашаются на виртуальный тур по музею «Кобона: дорога жизни». Именно через эту деревню проходила «Дорога жизни».

https://www.prlib.ru/3d_tour/muzeyy-kobona-doroga-zhizni

В одном из залов обращается внимание на подлинные детали ГАЗ-АА, поднятые со дна Ладожского озера в наши дни; фонарь регулировщика ледовой трассы, макет кузова ГАЗ-АА с номером машины, служившей на Дороге жизни, увидеть фото водителя-поэта, написавшего стихотворение про ЗИЛ «Вспомни, товарищ». Большой интерес у ребят вызовет и малый макет Дороги жизни.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ИГРА»

Учителями начальных классов нашей школы был разработан мультимедийный ресурс «Игра-путешествие по Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина»

https://урок.рф/library/igraputeshestvie_po_prezidentskoj_biblioteke_imeni_061127.html

В ходе путешествия ребята знакомятся с сайтом Президентской библиотеки. А помогает им в этом семья Ивановых. Сначала ученикам предлагается пройтись по залам Президентской библиотеки в ходе виртуального тура.

Затем ученикам предлагается отправиться в путешествие по четырем направлениям, с каждым членом семьи. Выбрав путешествие с папой, ребята побывают на выставке, посвященной последнему царю и первому Российскому императору, посетят виртуальную экскурсию легендарного корабля «Аврора». С мамой смогут посетить музей-усадьбу «Приютино» и музейный комплекс «Невский пятачок». Сын познакомит ребят с детским сайтом «О Президентской библиотеке рассказывает Детский сайт Президента России», а дочь предложит угадать сказки А.С.Пушкина по иллюстрациям И.Я.Билибина и покажет детский журнал «Мурзилка»., который находится в свободном доступе на сайте.

Я представила вам лишь небольшую часть уроков и воспитательных мероприятий, которые были проведены с использованием ресурсов Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина. Данные материалы могут использоваться в практической деятельности педагогами, работающими на уровне начального общего образования.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Пермякова Ольга Анатольевна, 02.07.23 в 07:37 4Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, большое спасибо за полезный, интересный материал! Благодаря Вам, открыла для себя много нового. Заходила по ссылочкам, всё открывается, благодарю за Ваш труд. Успехов Вам и радости творчества, Светлана Валерьевна! Отличного летнего отдыха!
Сорокина Светлана Валерьевна, 02.07.23 в 07:42 3Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна, благодарю Вас за внимание к моей публикации. Рада, что представленный опыт работы вызвал интерес у коллег!
Горбачёва Марина Юрьевна, 02.07.23 в 09:41 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс! Тоже использую материалы этой библиотеки в своей работе!
Сорокина Светлана Валерьевна, 02.07.23 в 10:58 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, за приятный комментарий!
Гармс Людмила Павловна, 03.07.23 в 11:16 2Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна! Спасибо за публикацию. Открыла для себя новый ресурс.
Сорокина Светлана Валерьевна, 03.07.23 в 12:00 1Ответить Пожаловаться
Спксибо, Людмила Павловна.
Сидорова Ольга Юрьевна, 02.08.23 в 10:28 2Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, спасибо Вам за интересный и познавательный материал.
Сорокина Светлана Валерьевна, 02.08.23 в 10:44 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий, Ольга Юрьевна! Рада, что материал выступления вызвал интерес у коллег.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.