Мастер-класс по теме «Развитие технических способностей у обучающихся в детском объединении»

2
0
Материал опубликован 4 March 2021

В.А.Черепенникова педагог дополнительного образования

МКУ ДО ДДТ Омутнинского района


Мастер-класс по теме:

«РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»


Участники: педагоги дополнительного образования.

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по развитию технического мышления у обучающихся в ОУ.

Задачи:

- познакомить педагогов с приемами развития технического мышления у обучающихся;

- продемонстрировать и прокомментировать эффективность приемов развития технического мышления у обучающихся.

Оборудование и материалы:

- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;

- тест на механическую понятливость.

Основные этапы мастер-класса:

1. Постановка педагогической проблемы.

2. Практическая демонстрация приемов и методов. Комментарий к методам.

3. Рефлексия.


Добрый день уважаемые коллеги.

В своей жизни вам наверно не раз приходилось разгадывать загадки. Вот одна из них…….

Математику, физику, инженеру дали три одинаковых круглых ластика и попросили найти их объем. Математик достал линейку измерил длину окружности ластика. Затем разделил результат на 2 Пи, чтобы узнать радиус, возвел полученное значение в куб, снова разделил на Пи, потом разделил на три четверти и таким образом получил объем.

Физик взял ровно 1 литр воды, бросил туда ластик и измерил объем вытесненной воды.

Как Вы думаете, что сделает инженер??

Ответ: нашел в отраслевом справочнике все требуемые параметры - по мысли авторов загадки это и есть инженерный подход)).

Инженерное мышление должно опираться на хорошо развитое воображение и включать различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, пространственное и др. Главные из них – творческое и техническое.

Формирование, технического мышления должно происходить не в период обучения человека в высшем учебном заведении, а гораздо раньше - на этапе обучения его в образовательном учреждении.

Я работаю учителем технологии в школе, так же в течение ряда лет веду занятия в объединении начального технического моделирования и конструирования. Сегодня предлагаю Вам мастер-класс по теме: «Развитие технического мышления у обучающихся в детском объединении».

Сегодня в рамках мастер - класса хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам некоторые приемы развития технического мышления у обучающихся.

Техническое мышление, как и любой другой вид мышления, осуществляется с помощью известных мыслительных операций:

сравнение,

противопоставление,

анализ,

синтез,

классификация и др.

Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развиваются на техническом материале.

Собранный и систематизированный мной ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ включает в себя комплекс заданий и упражнений, рисунков, таблиц, сборников задач, технических проектов и т.п.

. Знакомство с материалом предлагаю начать с ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Открытые тесты.

В задании готового ответа нет, ученик должен вписать его сам.

Тесты на установление соответствия.

Учащимся необходимо соотнести элементы одного множества с элементами другого множества.


1.ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Закрытые тесты

К заданиям даются готовые ответы на выбор.

Тесты на установление последовательности.

Необходимо систематизировать варианты ответов и расположить их в соответствии с заданием

Обучающие тесты.

Определенная группа заданий в тестовой форме, объединенных принципом соответствия последовательности изложения материала.


И так уважаемые педагоги кто из Вас желает узнать, как развиты ваши технические способности приглашаю пройти тест на механическую понятливость Беннета. (2 человека занимают 2 ноутбука и проходят тест)

Данный тест является закрытым и ориентирован на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых. Состоит из 70 физико-техническими заданий, которые представлены в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) следует три варианта ответа на него, только один из них является правильным.

Мы же с Вами будем работать с КАРТОЧКАМИ для учителя.

При изготовлении транспорта мои ученики работают технической документацией, которая включает - технологические карты, чертежи, схемы, рисунки. Чтобы проверить, как ученик понял материал, использую открытые тесты, тесты на установление соответствия, тесты на установление последовательности.

Давайте выполним задание №1. «Чертеж детали. Сборочный чертеж». В задании 5 вопросов, на которые нет готовых ответов, вы должны вписать их сами. Сборочный чертеж в данном задании служит для вас подсказкой.

ОТКРЫТЫЙ тест «Чертеж детали. Сборочный чертеж»

Вопрос №1. Графическое изображение изделия, выполненное с помощью чертежных инструментов по определенным правилам называется ______________ (чертеж).

Вопрос №2. Документ, содержащий изображение сборочной единицы _______(называют сборочным чертежом).

Вопрос №3. Как называется таблица в чертеже, в которой пишут номера позиций всех составных частей сборочной единицы, указывают их наименование и число, материал, из которого они изготовлены __________(спецификация).

Вопрос №4. Запись на чертеже М1:1 означает ____________ (масштаб)

Вопрос №5. Предельные размеры очертания изделия называют ________________ (габаритными )

Тесты на установление соответствия.

Вам предлагается 2 столбика первый из 5 вопросов, второй из 5 ответов необходимо выбрать правильный ответ для вопросов 1-5 из ответов второго столбика А – Д

1. Сгибание, складывание, надрезание, вырезание

А. Средства для разметки на бумаге

2 .Шаблон, трафарет, чертёж, линейка

Б. Способы соединения деталей из картона и бумаги

3. Клеевой, щелевидный, проволочный, ниточный

В. Основные части плавающих судов

4. Корпус, палуба, надстройка

Г. Основные части самолёта

5. Фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль

Д. Приёмы работы с картоном и бумагой

Ответ: 1-Д, 2-А, 3- Б, 4-В, 5-Г,


Тесты на установление последовательности я очень часто использую при работе с технологическими картами. Ученику должен четко представлять последовательность изготовления изделий.

Ученику необходимо систематизировать варианты ответов и расположить их в соответствии с заданием. Эта группа тестов требует перестановки порядковых номеров.

3.Согни листы шаблонов по линиям сгиба и сложи.

1.Возьми 2 листа белого картона, карандаш линейку, клей, ножницы.

4.Соедини кабину, кузов, раму и колеса вместе.

5.Укрась цветной бумагой.

2.Обведи трафареты кабины, кузова, колес, рамы на листах картона и вырежи ножницами.

Проклей шаблоны кабины, кузова и рамы.


Ко мне на занятия приходят мальчишки с 8 до 15 лет. Разный возраст и разный уровень подготовки учащихся требует подбора разнообразных разноуровневых заданий.


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ

Это задания, разделенные по уровням сложности

1 уровень:

2 уровень:

3 уровень:

А - характеризуется тем, что учащиеся могут выполнить действия, направленные на оперирование только с известными техническими понятиями

Б - формирование новых технических понятий в сочетании с ранее усвоенными понятиями

В - применение знаний происходит на творческом уровне


3 УРОВЕНЬ

Приглашаю 2 педагогов и предлагаю им выполнить творческое задание, которое заключается в придумывании и выполнении рисунка необычного автомобиля «АВТОМОТОВЕЛОТЕЛЕРАДИОБАЯН»

При изготовлении изделий из древесины пусть это будет игрушечная машинка, или модель военной техники мы изучаем тему «Соединение деревянных деталей». И вот на примере этой темы я предлагаю вам рассмотреть разно уровневые задания.

1 УРОВЕНЬ - характеризуется тем, что учащиеся могут выполнить действия, направленные на оперирование только с известными техническими понятиями.

1. Объясни почему деревянные детали игрушечной машины соединяют помощи гвоздей, шурупов и клеем?

2. Зачем перед склеиванием поверхности деревянных деталей игрушечной машины очищают от опилок или краски?

3. При склеивании деталей игрушечной машины клеевые соединения для придания большей прочность выдерживают 2 или 24 часа.

2 УРОВЕНЬ формирование новых технических понятий в сочетании с ранее усвоенными понятиями;

1. Каким способом можно соединить деревянные детали игрушечной машины?

2. Расскажите, как готовят деревянные поверхности детали игрушечной машины перед склеиванием. (очищают от опилок или краски, намазывают клеем, выдерживают 2-3 минуты на воздухе и соединяют друг с другом).

3. Объясните, почему при склеивании деталей игрушечной машины клеевые соединения выдерживают около 24 часов.


3 УРОВЕНЬ - применение знаний происходит на творческом уровне.

Расскажи, как будет соединять деревянные детали игрушечной машины? Придумай необычный способ их соединения.


В ходе нашего мастер-класса я продолжаю, знакомить вас с материалом, который я использую для развития технического мышления – это УПРАЖНЕНИЯ.


«Выявление общих понятий»

«Исключи лишнее»

УПРАЖНЕНИЯ

«Сходство и различие»

«Ошибающийся учитель»


Я предлагаю вам совместно выполнить несколько упражнений.

а) «Выявление общих понятий»

1. Молоток, клещи, пила, топор.

2. Береза, сосна, дуб, ель.

3. Самолет, телега, корабль, велосипед.

б) «Исключи лишнее»

Учащимся из пяти понятий, необходимо вычленить слово, которое не относится к данному понятию

1. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

2. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

3. Карандаш, ручка, перо, фломастер, чернила.

в) «Сходство и различие»

Учащимся необходимо сравнить между собой понятия, события и т.д.

Пары понятий

Сходство понятий

Различие понятий

Летчик – танкист



Трамвай – автобус



Велосипед – мотоцикл



Поезд – самолет




г) Выберите и подчеркните названия инструментов для работы с бумагой и картоном.

Ножовка, нож, наперсток, лобзик, циркуль, дрель, карандаш, фальцовка, кусачки, шило, линейка, плоскогубцы, тиски, ножницы, игла, напильник, кисточка, отвертка.


ЗАДАНИЯ, МОТИВИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Это тип заданий, с интересным материалом и самый привлекательный для моих мальчишек.


ЗАДАНИЯ, МОТИВИРУЮЩИЕ ТЕХНИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Кроссворды

Анаграммы

Матрица

Мини игры

Изографы

Кроссворды.

Применение кроссвордов, их составление, решение способствует развитию мышления, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли. Чаще всего кроссворды используют в ходе изучения пройденного материала.

Кто желает поупражняться в разгадывании кроссворда. Приглашаю за стол. Разгадываем кроссворд


Анаграммы.

Слова, образованные путем перестановки букв другого слова. При изучении темы спецтехника мы знакомимся с дорожно-строительной техникой. Вот простая анаграмма при отгадывании названий.

РУЛБЬОЗЕД

Бульдозер

ККЭААТСОРВ

Экскаватор

ЗОГУВИКР

Грузовик

КРАТОНАВ

Автокран

РУЗПОЧИКГ

Погрузчик


При знакомстве с ручными инструментами я использую матрицы.

Найдите в таблице и напишите слова – названия инструментов расположенные по вертикали и горизонтали.

А

Т

К

С

Ш

И

Д

О

Л

О

Т

О

К

П

И

Л

А

И

Н

О

Ж

В

У

Г

Д

Р

Е

Л

Ь

Л

Т

Ш

И

Л

О

А

А затем мы изучаем инструктажи по технике безопасности при работе с этими инструментами.

Мини игры. «Что? Где? Когда?»


Игра: Назови, одним словом.

Условие игры: Выделить общий, существенный признак между понятиями.

Циркуль, транспортир, линейка (инструменты);

Спереди, главный, сбоку (виды);

Штриховая, штрихпунктирная, тонкая (линии).


Верно ли, что…токарный станок по дереву был изобретен около 5000 лет назад.

Верно ли, что…лобзики с деревянной рамой, формой напоминающей латинскую букву U придумали в 1562 году,


ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Техническое мышление очень хорошо развивают технические задачи.

Для решения подобного рода задач необходим определённый минимум технико-технологических знаний, умений и навыков о назначении и устройстве инструментов, приспособлений и оборудования, а также опыт работы с ними. Поэтому технические задачи мы решаем с учениками. более старшего, возраста 13-15 лет.

Технические задачи разделяются на графические, технологические и конструкторские.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

задачи:

графические

технологические

конструкторские

задача - поиск;




задача - вопрос;




задача - проблема;




задача - проблемная ситуация;




задача - заданная ситуация;




задача – техническое противоречие;




задача - изготовление; задача – сборка;




задача – доработка;




задача - использование.





Графические задачиэто задачи на построение и чтение графических изображений (эскизов, чертежей и технических рисунков), схем (кинематических и электрических).

Бывает часто при изготовлении изделий мы не можем найти чертеж, или изображение поэтому я предлагаю выполнить следующие графические задачи. Например: выполни технический рисунок трактора по чертежу. Или наоборот по образцу составить чертеж изделия.

Технологические задачиэто задачи на объяснение, усовершенствование и разработку технологического процесса; на выбор заготовок и рациональных способов обработки; на выбор инструментов, приспособлений и оборудования; на выбор способов установки заготовок, инструментов и приспособлений; на контроль качества выполнения технологических операций.

При изучении раздела учебной программы учащимся предлагаются следующие усложняющиеся технические задачи на поиск, разработку и изготовление следующих технических объектов:

а) выполни модель вертолета (по образцу);

б) модель вертолета (по технической документации с неполными данными);

г) модель транспортных устройств (по собственному замыслу).

Конструкторские задачиэто задачи на объяснение, усовершенствование и разработку конструкции изделий; на конструирование изделий по неполной графической и(или) технологической документации; на конструирование изделий по заданным графическим и(или) технологическим условиям в устной или письменной форме; на конструирование по собственному замыслу.

Задание

Задачи на моделирование.

По представленным рисункам выбрать наиболее понравившийся и доступный в изготовлении вариант ракеты, а затем изготовить ее.

Задачи на доконструирование.

Имеется модель ракеты. Доработать данную модель ракеты предусмотрев на ней 4 ступени.

Задачи на переконструирование.

а) Переконструируйте ракету в автомобиль.

4. Задача на конструирование.

Разработать конструкцию и технологию изготовления автомобиля для хранения карандашей.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю.


4. ИТОГ Моделирование

Подводя итог мастер-класса, давайте вспомним, с каким материалом вы сегодня познакомились:

Тестовые задания; ИТОГИ теста

Разноуровневые задания; ИТОГИ рисунки

Упражнения;

Задания, мотивирующие познавательную техническую деятельность;

Технические задачи

Технические проекты.


ИТОГИ кроссворд


Навыки технического мышления приобретаются людьми в результате многолетней практики. В результате многократных повторений у учащихся накапливается опыт, а также вырабатываются навыки технического мышления.

Развитие технического мышления является сложным процессом, протекает обычно довольно медленно и зависит от общего интеллекта, практических навыков, способностей человека к техническому мышлению и прочих факторов.

Может быть, кто-то скажет, зачем это нужно.

Как знать, наша жизнь не стоит на месте. Технический прогресс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Школа – для ребенка это отражение той же жизни, и от того, как мы её преподнесем ученику, зависит, насколько разнообразнее и богаче будет развиваться его личность в будущем, какую он выберет профессию.


5. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей

Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям


Источники информации.

Для составления и проведения мастер-класса использованы материалы из Интернет- источников.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.