Исследование уровня творческих способностей у подростков в детском объединении «Лесная мастерская»

2
0
Материал опубликован 23 November 2021 в группе

Т.С. Минина,

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДЮТиК г. Чита


Исследование уровня творческих способностей

у подростков в детском объединении «Лесная мастерская»


В современных социокультурных условиях от человека требуется применение его творческих возможностей и развитие креативного мышления. Именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям в информационном обществе, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения. В связи с этим в педагогике возникает проблема формирование творческих способностей у обучающихся в условиях различных образовательных организаций.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что миссией общеобразовательных организаций является раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире [2]. В «Концепции развития дополнительного образования детей Российской Федерации» подчеркнута важнейшая роль дополнительного образования детей, направленного на создание условий, позволяющих ребёнку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве [3]. Изменения, происходящие в системе российского образования, сопровождаются усилением внимания к формированию творческих способностей личности и определению подходов к оценке их сформированности.

Целью статьи является анализ результатов исследования сформированности творческих способностей у подростков – воспитанников детского объединения «Лесная мастерская» в системе дополнительного образования.

В нашем исследовании приняли участие 30 учащихся МБУ ДО ЦДЮТиК детского объединения, обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Лесная мастерская» [4]. Спецификой программы является использование интеграции экологического и естественнонаучного направления (дендрология, охране леса) с регионализацией и художественно-эстетическим направлением. Благодаря интеграции возможно «…раскрывать ценностные аспекты содержания и расширять личностный опыт обучающихся в процессе регионализации с позиции достижения целей ФГОС общего образования и приобщения к базовым национальным ценностям» [1]. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной, изобразительной и трудовой деятельности.

Данная программа предусматривает формирование у подростков сознательного и ответственного отношения к природе, первоначальных экологических знаний и умений, развитие творческих способностей. Вот поэтому, планируя работу по данной программе с подростками, актуальным является проведение исследования, направленного на выявление уровня творческих способностей у подростов.

В нашем исследовании был использован ряд психологических методик, связанных с творческим мышлением и творческими характеристиками личности Ф. Вильямса, Г. Дэвиса [5; 6].

Тест личностных характеристик Ф. Вильямса позволяет определить особенности творческой личности. Задача подростка при тестировании заключалась в том, что нужно было согласиться либо не согласиться с представленными утверждениями [5]. Задание не ограничивалось во времени, но работать нужно быстро, отмечать то, что первое пришло в голову.

t1637672709aa.gif

Диаграмма 1. Результаты теста личностных характеристик Ф. Вильямса у подростков детского объединения «Лесная мастерская»


По результатам тестирования получили следующие результаты: 8 (25%) человек продемонстрировали высокий уровень, 10 человек (35 %) – средний уровень, 12 (40 %) человек – низкий уровень. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что подростки испытывают позитивные чувства по отношению к себе, но у них недостаточно выражены такие качества как: любознательность, воображение, способность пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, задачах, которые встают у него на пути.

В ходе диагностики мы применили тест-опросник Г. Девиса на определение творческих способностей учащихся 13-17 лет. С помощью теста-опросника диагностируют креативность как личностное свойство. К личностным признакам креативности относятся: любопытство, самодостаточность, чувство гармонии и красоты, альтруизм, стремление к риску, принятие беспорядка, потребность в активности и др. Задача подростка заключалась в том, что нужно было согласиться, либо не согласиться с представленными утверждениями. Время выполнения задания не ограничивается [6]. Интерпретация результатов была проведена в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

t1637672709ab.gif

Диаграмма 2. Результаты теста-опросника Г. Девиса на определение творческих способностей у подростков детского объединения «Лесная мастерская»

Итак, по анализу результатов данной методики выяснилось, что из 30 (100%) учащихся 18 (60%) человек имеют низкий уровень творчества и креативности, 12 человек (40%) – средний уровень, высокий уровень отсутствует. Из этого можно сделать вывод, что большинство детей детского объединения обладают низким уровнем креативности, т.е. можно предположить, что больше половины коллектива недостаточно используют креативность и творческие способности в своей деятельности, подростки зачатую работают по шаблону, не включая воображение и фантазию.

Таким образом, по результатам исследования мы выявили, что уровень творческих способностей у большинства подростков можно охарактеризовать как низкий и средний.

Исходя из результатов исследования, мы пришли к следующим выводам:

- необходима постановка задач в детском объединении на дальнейшее формирование творческих способностей у подростков с учетом их уровня развития;

- творческую деятельность в детском объединении «Лесная мастерская» актуально организовывать с опорой на личностно-ориентированный подход, который позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и их интересы, строить индивидуальный образовательный маршрут с учетом их уровня развития творческих способностей;

- занятия в детском объединении должны быть направлены на развитие и становление личности учащегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие таланта, развитие способности мыслить нестандартно посредством современных образовательных технологий: проектной, игровой, ИКТ, квест-технологии и других, сочетая индивидуальную и групповую работу над творческими проектами;

- для оценки уровня сформированности творческих способностей целесообразно использовать не только стандартизированные диагностические материалы, но и специально разработанные задания, учитывающие специфику определенной сферы творческой деятельности и позволяющие проанализировать динамику уровня развития специальных творческих способностей.


Список использованной литературы


Бордонская Л.А., Игумнова Е.А. Интеграция и регионализация в образовании: ценностные аспекты в подготовке магистров педагогического образования // Человек и его ценности в современном мире 人及其在代世界中的价值观 = ХҮН БА ТҮҮНИЙ ХЭРЭГЦЭЭ ОРЧИН ҮӨДЭХ : материалы XI Международной научно-практической конференции// Забайкальский государственный университет; ответственный редактор К.Г. Эрдынеева. – Чита: ЗабГУ, 2019. – С. 89-97.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение». 2009. 26 с. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения 02.04.2020) Минина Т.С. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Лесная мастерская» // Реализация гражданско-патриотического потенциала деятельности школьных лесничеств: теория и практика. Сборник научно-методических материалов / Под общей редакцией Игумновой Е.А. – Чита: ИРО Забайкальского края. – С. 122-137. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб: Речь, 2003. – 96 с. Туник Е.Е.  Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.