12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клавдия Александровна Байзенова49
Россия, Саратовская обл., Александров-Гай

МАСТЕР-КЛАСС

«Современный урок в свете требований ФГОС»

учителя начальных классов МБОУ №1 Байзеновой К.А.

Тема: Падеж имён существительных

1.Организационный момент

«Добрый день! Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

2.Определение темы урока.

- Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы.

Вопросы:

1.Член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее)

2.Первая буква алфавита (А)

3.На какую букву оканчивается приставка в слове «подбежал»? (Д)

4.В форме какого числа стоят имена существительные «школа», «ученица», «пенал»? (Единственного)

5.Эта буква обозначает всегда твердый шипящий согласный звук, который имеет пару «ш». (Ж)

6.Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». (И)

(ПАДЕЖИ)

А чтобы отгадать остальные два слова, ответьте, какой частью речи являются эти слова (школа, ученик, тетрадь?)

(ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ) Назвать тему урока.

3.Актуализация и коррекция опорных знаний

Проверка знаний учащимися падежей и падежных вопросов с помощью теста-самоконтроля. (Работа в паре)

У вас на партах лежат карточки с тестом-самоконтролем. Вам нужно соотнести названия падежей с их падежными вопросами. Проверка. Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте.

(Выполнение теста)

- Назовите по порядку падежи вместе с вопросами.

Проблема.

- Почему у нас два вида падежных вопросов? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

4.Закрепление в знакомой ситуации (типовые задания) в измененной ситуации (конструктивные задания)

Предлагаю вам поработать в парах (карточка):

- Определи падеж имен существительных:

Шли по дороге (_____), говорили о снеге (______),

гулял с другом (_____),

далеко от города (_____), идёт весна (______),

встретил белочку (______), катиться по лыжне (_____).

К каким словам задавали вопросы с кем? кого?, а к каким –по чему? о чём?

Вывод: одушевлённые существительные отвечают на вопросы кто? кого?кому?,а неодушевлённые существительные – на вопросы что? чему? и т.д.Вот мы решили проблему, о 2 видах падежных вопросов.

Имя существительное изменяется по падежам или склоняется. При склонении изменяются только окончания, значение слова сохраняется.

Проблема. Для чего надо уметь склонять имена существительные? (чтобы правильно писать окончания слов).

5. Закрепление в знакомой ситуации (типовые задания) в измененной ситуации (конструктивные задания)

Карточка №3. Измените окончания слов по смыслу.

Подарил (кому?) ( брат)

Рассказать (о ком?) (лиса)

Радовался (чему?) (зима)

Питаться (чем?) (молоко)

Урожай (чего?) (пшеница). Каким членом предложения являются слова, которые вы изменяли? (дополнение).

Какого падежа нам не хватает в данных словосочетаниях? Проблема. Как вы думаете, почему? Распространите словосочетание, чтобы у вас получилось предложение. Папа подарил брату конструктор. Учитель рассказал о лисе. Каким членом предложения являются эти слова? (Подлежащее). А в каком падеже они стоят?

Вывод: Имя существительное в И.п. в предложении чаще всего бывает подлежащим.

6.Рефлексия. 
Блиц-опрос. 
Сколько падежей в русском языке? (6)
Перечислите их.
Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?

Нарисуйте в тетради солнышко:

ЖЁЛТОЕ - все было только хорошо, легко и понятно, можешь объяснить алгоритм определения падежа имен существительных.

ОРАНЖЕВОЕ – было все неплохо, понятно, но не можешь объяснить это правило другим.

КРАСНЕНЬКОЕ – было сложно и непонятно.

 Итог урока:

Вот такие падежи…

А ты с ними подружись,

Будешь грамотно писать

И пятерки получать.

Всем спасибо за вниманье,
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных новых встреч!»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.