Мастер-класс на тему «День Конституции РФ "Мы — россияне"»
Мастер-класс «Педагогические мастерские»
Слайд 1
Основной закон усвоения знаний, интерактивные технологии обучения и технология педагогических мастерских связаны между собой через принципы и методы обучения.
Основной закон усвоения знаний гласит, что эффективность обучения зависит от степени активности учащегося в процессе познания. Это означает, что ученик должен быть не просто пассивным получателем информации, но и активно участвовать в её обработке и применении.
Для реализации этого закона я использую интерактивные технологии обучения, которые предполагают активное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом. Они включают в себя различные методы и приёмы, такие как дискуссии, ролевые игры, проекты, групповые задания и т. д. Эти методы позволяют ученикам не только получать знания, но и применять их на практике, а также развивать навыки критического мышления, коммуникации и сотрудничества.
Слайд 2.Технология педагогических мастерских также основана на активном участии учеников в процессе обучения. Она предполагает создание условий для самостоятельного открытия учениками новых знаний и способов деятельности. В рамках этой технологии учитель выступает в роли мастера, который направляет и поддерживает учеников, но не даёт готовых ответов. Ученики самостоятельно исследуют проблему, обсуждают её с другими участниками мастерской и приходят к собственным выводам. Таким образом, они не только усваивают новые знания, но и развивают свои творческие способности, критическое мышление и навыки работы в команде.
Однако важно помнить, что эффективность технологии зависит от правильного ее использования и адаптации под конкретные цели и задачи обучения и воспитания.
Предлагаю проиграть один из вариантов данной технологии.
Мастер-класс.
Тема: День Конституции РФ «Мы – россияне».
Цель:
Познакомить учащихся с основными положениями Конституции Российской Федерации, её ролью в жизни общества и государства.
Задачи:
- Рассказать об истории принятия Конституции РФ и её значении для граждан страны.
- Обсудить права и обязанности граждан России, закреплённые в Конституции.
- Развить у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну.
- Воспитать уважение к закону и правопорядку.
- Сформировать представление о важности соблюдения конституционных норм и правил.
- Провести викторину или конкурс на знание основных положений Конституции РФ.
- Подвести итоги урока, обобщив полученные знания и впечатления.
Россия без каждого из нас обойтись может,
Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев
Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,
использующее опыт людей на благо общества.
С. Джонсон
Ⅰ Основная часть.
- "Индукция".
-
- Как вы понимаете слова эпиграфа?
- Сегодня мы с вами поговорим об основном законе нашей страны. Разгадайте ребус, вы узнаете, как называется Основной Закон России. (Конституция).
Раздать листочки с пословицами (5 цветов).
- Вы получили пословицу. Объясните ее в соответствии с темой классного часа. Ваша задача прочитать свою пословицу как можно большему количеству участников. Не встречаться с пословицей такого же цвета. Вы читаете ее однокласснику, спрашиваете: как ты это понимаешь?, выслушиваете ответ и ищете новую пару. Время – 5 минут.
Многонациональный народ
Патриотизм
Народы нашей страны дружбой сильны
Родина—мать, умей за нее постоять.
Земля народом сильна.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Если вздохнуть всем народом - ветер будет
Родной куст и зайцу дорог.
Кто с народом, тот непобедим.
Нет земли краше, чем страна наша.
Семья
Здоровье
Согласие да лад в семье - клад.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Человек без семьи, что дерево без плодов
Радость и труд здоровье берегут
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей
Курить здоровью вредит.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Добрый человек здоровее злого
Труд
Терпенье и труд все перетрут.
Если работать любишь – человеком будешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто не работает, тот не ест.
2. "Самоконструкция"+"Социоконструкция".
Сгруппироваться по цветам.
-Обменяйтесь теми мыслями, которые вы услышали. Выберите объяснение близкое вам. На листе изобразите его.
Сформулируйте объяснение кратко. ИЛИ
Сочините четверостишие. (или ярко, образно выразите мысль)
Время – 10 мин.
3. "Социализация"
Защита группой своей пословицы. Представляют результаты работы групп. Время – 6 мин.
Выводы по группам:
Обобщение представленных работ.
Россия – это большая и красивая страна, в которой живут люди разных национальностей. В России говорят на разных языках, но все граждане равны перед законом. У нас есть Конституция, которая защищает права каждого человека.
Конституция – это основной закон нашей страны. Она была принята 12 декабря 1993 года. В ней записаны права и обязанности граждан России. Конституция гарантирует нам свободу слова, вероисповедания, право на образование и медицинское обслуживание.
Мы все – россияне. Мы живём в одной стране, и у нас одна Конституция. Мы должны уважать свою Родину и соблюдать её законы. Только тогда мы сможем жить в мире и согласии.
В России многонациональное население. Это значит, что в нашей стране живут люди разных народов. Все они имеют равные права и свободы, независимо от национальности. Каждый человек имеет право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию и сохранять свою культуру.
Каждый гражданин России имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Он может свободно выражать свои мысли и чувства, участвовать в выборах и быть избранным. Граждане России также имеют право на труд, отдых, образование и медицинскую помощь.
Наша страна – это наш общий дом. Мы все должны заботиться о нём и делать его лучше. Мы должны беречь природу, сохранять историческое наследие и строить будущее для наших детей.Ⅱ Подведение итогов. «Разрыв».
Синквейн.
(Пример)
Конституция
Незыблемая, фундаментальная.
Определяет, защищает, гарантирует.
Основной закон государства.
Стабильность.
Дорогие ученики!
Сегодня мы провели увлекательную правовую игру, посвящённую Конституции Российской Федерации. Я хочу поблагодарить вас за активное участие и интерес к теме.
Давайте обсудим некоторые моменты, которые помогут нам лучше понять и запомнить информацию, полученную во время игры.
Рефлексия.
Что нового вы узнали о Конституции?
Напишите, что запомнилось больше всего.
Какие вопросы или темы показались вам наиболее интересными?
Как вы думаете, почему важно знать Конституцию?
Были ли у вас какие-либо трудности во время игры? Если да, то что именно вызвало затруднения?
Хотели бы вы продолжить изучение Конституции в будущем?
Есть ли у вас предложения по улучшению следующей игры?
Я надеюсь, что наша игра помогла вам лучше понять значение Конституции для нашей страны и её граждан. Я также надеюсь, что вы осознали важность знания своих прав и обязанностей.
Спасибо за вашу активность и внимание!
При всем многообразии алгоритмов, многие из них содержат одинаковые этапы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, рефлексия. Я предлагаю вам ознакомиться с технологическими этапами пед. Мастерской, а вместе с тем и пополнить запасы своей методической копилки
Слайд 5. Этапы технологии «Педагогическая мастерская»
1этап
«Индукция» - На этом этапе учитель создаёт мотивацию к деятельности, ставит проблему и предоставляет материал для работы. Это может быть текст, рисунок, музыкальное произведение или другой источник информации. Задача учителя — заинтересовать учеников и создать атмосферу творчества.
Пример:
Учитель предлагает ученикам рассмотреть картину известного художника и ответить на вопрос: «Какие эмоции вызывает у вас это произведение?»
2 этап
Самоконструкция (Этап индивидуальной работы) — Ученики самостоятельно изучают предложенный материал и пытаются сформулировать свои идеи. Они могут делать заметки, рисовать схемы или просто размышлять вслух. Учитель не вмешивается в процесс, а лишь наблюдает за работой учеников.
Пример:
После рассмотрения картины ученики записывают свои мысли и чувства в тетрадь. Затем они делятся своими записями с одноклассниками.
3этап
Социоконструкция Этот этап предполагает работу в парах или группах. Ученики обмениваются своими идеями и обсуждают их. Учитель помогает ученикам формулировать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.
Пример:
Ученики объединяются в пары и обсуждают свои записи. Они пытаются найти общие черты и различия в своих мыслях. Затем каждая пара представляет свой анализ классу.
4этап
Социализация + Афиширование На данном этапе ученики представляют результаты своей работы всему классу. Учитель организует обсуждение и помогает ученикам понять, что их идеи имеют ценность и значимость.
Пример:
Каждая пара представляет свой анализ картины. Остальные ученики задают вопросы и высказывают своё мнение.
Ученики оформляют результаты своей работы в виде плаката, рисунка или другого визуального материала. Учитель может предложить ученикам использовать определённые символы или цвета для выражения своих идей.
Пример:
Каждая группа создаёт плакат, отражающий его понимание картины. Плакаты вывешиваются на доске, и класс обсуждает их содержание.
5 этап
«Разрыв» - Разрыв — это момент осознания учениками несоответствия своего старого знания новому. Он может произойти после афиширования или в процессе обсуждения результатов работы. Учитель помогает ученикам осознать этот разрыв и сформулировать новые вопросы.
Пример:
Один из учеников замечает, что на картине есть детали, которые он раньше не замечал. Это вызывает у него удивление и интерес.
6 этап
Рефлексия: Рефлексия — это этап, на котором ученики анализируют свою работу и оценивают её результаты. Учитель задаёт вопросы, помогающие ученикам осмыслить свои достижения и ошибки.
Пример:
Ученикам предлагается ответить на вопросы: «Что нового я узнал о картине?», «Чему я научился в ходе работы над проектом?» и т. д.
Технология «Педагогические мастерские» — это один из методов обучения, который позволяет развивать творческие способности учащихся и формировать у них навыки самостоятельной работы. Эта технология основана на принципах сотрудничества, диалога и свободы выбора. Творческий и нестандартный подход к заданиям делает процесс обучения более интересным и увлекательным.