Мастер-класс "Традиционная русская народная тряпичная Кукла-Каркуша. " (Подходит для детей с овз).
Государственное бюджетное учреждение
«Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
Конаковского муниципального округа Тверской области
Материал для педагогов: Мастер-класс «Традиционная русская народная тряпичная Кукла-Каркуша».
(Подходит для детей с ОВЗ)
Данный материал рекомендуем к ознакомлению работниками детских дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и работников детских учреждений работающих с детьми и с детьми ОВЗ, родителям и родителям воспитывающих детей с ОВЗ.
подготовила:
Шагалкина Надежда Александровна
педагог дополнительного образования
Г. Конаково
2024г.
Мастер – класс «Традиционная русская народная тряпичная Кукла-Каркуша»
Описание: предлагаю мастер–класс по изготовлению тряпичной куклы для детей от 6 лет. Изготавливать символы птиц в виде кукол или фигурок неотъемлемая традиция многих народов, чаще всего изготовление таких символов связано с ритуалом встречи весны и началом посадки урожая. Кукла изготавливалась для детей. Они бегали с ней по улице, призывая весну и солнышко. Внимание: Мастер-класс требует предварительной подготовки.
Назначение: декор интерьера, игрушка для ребенка, оберег.
Цель: изготовление куклы-Каркуши, которая символизирует приход весны по традициям славян. Получение новых знаний в области народной русской игрушки. Формирование интереса к истории и культуре традиционной народной тряпичной кукле, показать приёмы соединения деталей куклы без иглы.
Вид: индивидуальный или в малых группах. (Мастер-класс успешно-проведен с малой группой и индивидуально).
Задачи:
-создание тряпичной куклы по правилам изготовления тряпичных кукол славян;
-приобретение новых знаний, изучение традиций;
-применение имеющего опыта для создания куклы;
-формировать навыки по работе с различным материалом, развивать глазомер и умения работать с лоскутами ткани;
- поощрять творческую инициативу и интерес к выполнению творческих заданий;
-способствовать формированию аккуратности в работе, усидчивости, терпение, самостоятельности, довести дело до конца;
-развить мелкую моторику пальцев, точность движения рук, глазомер;
-развить эстетический вкус, фантазию. Композиционные умения, пространственное мышление;
-создание праздничного настроения, встречи весны.
Материалы и инструменты для работы:
Компьютер или проектор для трансляции презентации.
Отрез ткани лён или плотная х/б:
- 25см / 25см (голова и клюв);
- 40см / 35 см (туловище);
Отрез ткани:
- квадрат по усмотрению и наличии (юбка);
- прямоугольник 10 см/ 6 см (фартук);
- квадрат ~7см / 7см (для котомки);
- отрез косынкой белая ткань (платок нижний);
- отрез косынкой цветная ткань (платок верхний).
Ленточка для декора на голову куклы.
Бусины, декор для украшения ( по желанию).
Нитки (для перевязывания).
Ножницы.
Материалы обеспечения занятия: образец куклы Сороки. Коллекция народных тряпичных кукол.
Презентация «Русская народная тряпичная кукла»
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
1. Работай отрегулированными и неповрежденными ножницами.
2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
3. Ножницы клади кольцами к себе, закрыв лезвие.
4. Следи за движением лезвий во время резания.
5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
6. Передавай ножницы кольцами вперед, держась за закрытые лезвия.
7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.
8. Используй ножницы по назначению.
9. Не допускай падания ножниц.
1.Подготовительный этап: заготавливаем отрезы ткани.
2. Организационный момент.
Приветствие. Подготовка к занятию.
-Добрый день. Рада вас видеть. Посмотрите в окно, к нам спешит весна и солнышко появляется все чаще и больше. Как здоровы! Мы с вами тоже встретились не случайно.
Давайте проверим, что лежит на столе. Что вы видите? (ткань, ножницы, нитки. Кружево, бусины)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (ответы ребят)
- Совершенно верно, работать с тканью и ножницами.
- Напомнить правила безопасной работы с ножницами? (не размахивать в воздухе, передавать держась за лезвие, после использования соединять лезвия)
- Вижу, что все готовы к работе.
Посмотрите на экран, перед вами презентация:
Слайд 1.
- Ребята, посмотрите какая особенность есть у этих куколок?
-А хотите узнать как они возникли?
Содержание слайда: Игровые куклы. Изготавливались для деток. Их создавали из натурального сырья: травы, мха, древесного угля и т.д. Вещь была и оберегом, который защищал от злых духов. Фото куклы Пеленашка, Зайчик на пальчик.
- Изготавливали без иголок и ножниц, всё должно приматываться или привязываться. Нитки нужно заматывать по часовой стрелке. Более того ткань нужно было не резать, а рвать.
- Известно всем, что в русской деревушке
Лоскутная кукла-любимая игрушка!
По вечерам под песню создавали.
В такие куклы до замужества играли.
И пусть безликими такие куклы были
Они оберегали всю семью, хранили.
Слайд 2.
Содержание слайда: История возникновения кукол История возникновения кукол. Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.
Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Картина. Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич 1841-1910. Варька. 1893.
Слайд 3.
Может, вы, уже встречались с русско-народной куклой?
- Мотать куколок девочки начинали с 4-5 лет.Первую дочь учила мама или бабушка, младших – старшая сестра.
Содержание слайда: Характерные черты русской тряпичной куклы. Традиционных кукол объединяет одна интересная черта у них нет лица. Почему наши предки оставляли лик игрушки абсолютно чистым? Все достаточно просто. На Руси бытовало поверье, что в куклу «без лица» не может вселиться нечистая сила, а значит, она не сможет нанести вред ни детям, ни взрослым. Были у древних игрушек и другие особенности. При изготовлении кукол мастерицы не использовали колющие и режущие предметы. Лоскут материи попросту отрывали от старой одежды или рулона ткани. Игрушкам не давали имен. Зато у них были свои названия, которые и определяли внешний вид куклы. Многим куклам нужен «наполнитель». Для этой цели наши предки использовали природные материалы: солому, зерна гречихи, сухую траву. Из лозы и бересты плели обувь для кукол, лукошки, шляпы и др.
Слайд 4.
- Посмотрите, какие же они бывают.
Содержание слайда: Русские народные тряпичные куклы. Изделия можно разделить на три группы:
Игровая фигурка. Она была небольших размеров, её собирали из подручных материалов.
Оберег. При их изготовлении не использовали никаких инструментов.
Для обряда. Применялись в обрядах и ритуалах.
Слайд 5.
- На кого похожа Кукла-Пеленашка? Как вы думаете, для кого она изготавливалась? А, рядом куколка, кого вам напоминает?
Содержание слайда: Игровые куклы. Изготавливались для деток. Их создавали из натурального сырья: травы, мха, древесного угля и т.д. Вещь была и оберегом, который защищал от злых духов. Фото куклы Пеленашка. Зайцик на пальчик.
Слайд 6
Содержание слайда: Обрядовые куклы. Предназначались для ритуалов и обрядов. Богата Земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Фото кукол: Сорока. Неразлучники. Купавка. Коза.
Слайд 7.
Содержание слайда: Обережные куклы. Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же чтобы прекратился. Фото кукол: Десятиручка. Кукла на удачу. Зерновушки. Кукла-Мать.
- Как выдумаете, почему они так называются? От какого слова произошло называние таких кукол?
Слайд 8
слайда: Список русских тряпичных кукол можно продолжать и дальше, ведь собственные традиции их изготовления зарождались во многих регионах Руси. Они отличались друг от друга формой и цветами, материалами и способом украшения. Объединяло же их одно – вера древних славян в то, что маленькая мотанка может защитить от беды, поэтому делать ее нужно с любовью и уважением!
Слайд 9.
- Вот такую Куклу Сороку, а еще ее называют Каркуша, мы и будем с вами сегодня делать. Посмотрите какие они пёстрые, это не случайно. Они яркие, красивые завлекают нам весну.
Содержание слайда: Согласно народному календарю 9 (22) марта день равен ночи — равноденствие. После весеннего солнцестояния начинается день прибавляться, а вместе с уменьшением ночи с земли постепенно уходит холодная зима. Славяне верили, что весну позвать надо и тогда она вернее наступит, раньше тепло и солнышко силу наберут. Существовало несколько этапов празднования праздника весны, заканчивалось празднование сожжением образа зимы и обрядовыми танцами у костра.
Один из этапов праздника было встреча птиц, в современном календаре этот праздник известен под названием сороки и приходится на дату церковного дня памяти сорока Севастийских мучеников. Люди верили, что в этот день прилетает большая часть перелетных пернатых, первым из которых летит жаворонок, которые и несли на крыльях своих тепло и весну.
К встречи весны готовились с утра. Женщины выпекали печенье в форме птичек, а дети, насадив их на палочки, бегали по улице и дружным смехом зазывали весну.
Со времен принятия христианства название «жаворонки» постепенно вытеснило ныне привычное «сорока» так названные в честь дня сорокА мучеников.
Кукла сорока — это обрядовая кукла созданная призвать весну. Поэтому и одежды птички следует выбирать яркие, наполненные солнечным светом и теплом пробуждающейся земли. Фото куклы Сороки.
Слайд 10.
Содержание слайда: Заключение. Народная русская кукла – это представление предков об устройстве мира. Кукла, ручной работы, доставит массу
положительных эмоций, и защитит дом от несчастья.
- Ребята, раздаю вам технологические карты, рассмотрите их. Это будет нашей подсказкой.
3. Ход работы:
- Нашу Куклу-Каркушу нарядим в платье, передник и платок. Особенностью одежды куклы является многолсойность головного убора. На голову сначала повязывается маленькая косынка, а нее сверху – платок размером побольше.
- У каждого из вас получится замечательная кукла!
4.Физкульт-минутка:
- Ребята встаём в круг.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленами коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
- Молодцы, продолжаем.
-Самая замечательная пальчиковая игра, ребята слушаем и повторяем за мной:
Сорока-белобока кашу варила, деток кормила.
(медленно водить указательным пальцем кругами по раскрытой ладошке)
Этому дала (загнуть большой пальчик),
этому дала (загнуть указательный пальчик), этому дала (загнуть средний пальчик),
этому дала (загнуть безымянный пальчик),
а этому не дала (взяться за мизинчик).
Ты дров не носил, ты печку не топил!
-Эту игру я для вас выбрала не случайно. Ворона в русских сказках и в сказках других народов – это, прежде всего, вещая и очень разумная птица. Издревле известна слабость ворон ко всяким блестящим предметам, поэтому ворона в русских народных сказках крадет для хозяина всяких богатства, за что тот её кормит. По сказкам мы знаем, что вороны зачастую хвастливы и жутко довольны собой, за что и получают в свою сторону насмешки. В настоящей жизни они на редкость сообразительны, легко и просто адаптируются к любым изменениям.
Фотоматериалы к мастер-классу:
5. Выставка готовых работ.
-Давайте посмотрим на наших куколок, что же у нас с вами получилось? (Ребята рассматривают куклы, дают самоанализ)
-Какие трудности вы испытали?
-Что нового узнали?
-Какую куклу изготовили?
6. Рефлексия:
Вам понравилось работать с тканью? Вы хотели бы сделать еще какую-нибудь куклу?
Заключение.
Данный мастер-класс может использоваться на мастер-классах дополнительного образования детей и детей с овз как внеурочной деятельности, так и на уроках труда. Можно привлекать родителей, проводить с педагогами и коллегами.
Советы и рекомендации в работе:
Для основы куклы, квадрат лоскута 40 /35 см. лучше брать плотную ткань.
Возникшие трудности:
Ребятам сложно удерживать складки лоскутов для перевязки. Не все дети умеют завязывать узелки.
Список используемой литературы и ссылок на используемые картинки:
1. https://www.livemaster.ru/topic/3258180-article-istoriya-i-osobennosti-russkoj-tryapichnoj-kukly
2. https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/istoriya-russkoy-tryapichnoy-kukly/
3. https://dzen.ru/a/XtSygDRcqDHjG1LA
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/02/25/istoriya-russkoy-tryapichnoy-kukly
5. https://pulse19.ru/59723-tradicionnaja-trjapichnaja-kukla-istorija-i-master-klass-po-izgotovleniju/
8. https://www.livemaster.ru/topic/100164-deti-i-kukly-v-russkoj-zhivopisi
9. https://znanio.ru/media/master_klass_po_izgotovleniyu_narodnoj_tryapichnoj_kukly_soroka-191094
11. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/03/25/master-klass-kukla-soroka