Мастер-класс на тему «В чужой шкуре» (2–8 классы)
Участники: педагоги дополнительного образования, учителя общеобразовательных школ
Место проведения: кабинет для занятий
Время проведения: 45 минут
Оборудование: мультимедийная установка, памятка с текстами упражнений по технике речи, листы бумаги с текстами стихотворений, ручки, маркеры, мыльные пузыри, свечи /тонкие полоски бумаги - не более 10 см.
Организационный момент. Приветствие.
Целеполагание.
- В 2006 году мной была разработана программа «Занимательная риторика». Ее цель - развитие и совершенствование речевых навыков у детей; мотивированное употребление вербальных и невербальных средств в конкретных условиях общения.
Чем мы занимаемся с детьми на занятиях? Редактируем тексты, устраняя речевые ошибки и штампы; исполняем одиночные и парные этюды; строим коммуникативные ситуации, учимся выразительному чтению стихотворений с элементами театрализации и импровизации и многому другому. Для успешного проведения занятий необходима доброжелательная атмосфера, в которой дети чувствуют себя свободно и раскованно.
Цель данного мастер-класса – развитие эмоциональной сферы в процессе обучения выразительному чтению стихотворений.
Это необходимо для понимания авторской мысли, передачи настроения, отработки умений играть и импровизировать.
Речевая разминка. Дыхательная гимнастика.
- Каждое занятие с детьми начинается с простого, но очень важного этапа - отработки артикуляционных навыков, выполнения дикционных и дыхательных упражнений. Этим мы и займемся.
(Участники повторяют выполнение упражнений за педагогом)
Цель первого блока упражнений: разогреть мышцы дыхательного аппарата.
* Нарисовать языком во рту радугу, рот клоуна (от уха до уха)
* Произношение сложных сочетаний: «пдга», «пдго», «пдгу» (со всеми гласными), «птка»…
*«Свеча» Делаем бесшумный вдох через нос (!), затем дуем на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно отклоняться пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.
* «Мыльные пузыри» Надуваем мыльные пузыри, стремясь к тому, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше. Затем выполняем те же действия, отставив пузырек с мыльными пузырями.
Повторяем упражнения несколько раз, добиваясь ровного дыхания.
Цель второго блока упражнений: развить спокойную, плавно звучащую речь:
* Свистит ветер: ССССССС...
Шумят деревья: ШШШ...
Летит пчела: ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит: 3333333...
- развить волевую, но сдержанную речь:
* Работает насос: ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель: ШШШШ! ШШЩШ! ШШШШШ! Сверлит дрель: 33333! 33333! 33333!
- развить эмоциональную речь в быстром темпе:
* Кошка сердится: Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила: С! С! С! С!
Заводится мотор: Р!Р!Р!Р!
Первичное усвоение и закрепление знаний.
- Для отработки навыков выразительного чтения (постановки логического ударения, интонационной выразительности речи, темпо-ритма) наиболее интересными являются тексты, включающие в себя разнообразные по эмоциональной выразительности диалоги. Продемонстрирую это на примере небольшого стихотворения В. Берестова «Нелегко снимать зверей»:
(педагог выразительно читает стихотворение)
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, - грозится Еж, -
Если снимка не пришлешь!»
- Обратите внимание на то, как по-разному (интонационно) говорят герои (заяц, мышь и др.).
? Какие слова в тексте «подсказывают» правильность постановки логического ударения, влияют на интонационную выразительность и в целом - на текст? Это так называемые слова – «помощники», в роли которых выступают чаще всего (но не всегда) глаголы. Подчеркните их. Обратите внимание на расстановку знаков препинания. Они влияют на темпо-ритм и силу голоса.
(на экране отображен текст стихотворения с выделением слов – «помощников». Участники сопоставляют свой вариант с изображением на экране и вносят поправки)
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, - грозится Еж, -
Если снимка не пришлешь!»
(Участники мастер-класса получают карточки с текстом стихотворения и пробуют повторить чтение).
4. Практическое применение полученных знаний.
- Перед вами на экране текст стихотворения А. Фронденберга «Великан и мышь».
«ВЕЛИКАН И МЫШЬ»
Тсс… Тихо! Слушайте, ребята!
Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть силы
И мышь живую проглотил…
Бедняга побежал к врачу.
- Я мышку съел, я не шучу!
Помилуйте, какие шутки,
Она пищит в моем желудке!
Был врач умнейший человек.
Он строго глянул из-под век…
- Откройте рот, скажите: А-а-а.
Живую мышь? Зачем? Когда?
-Сейчас!
-Так что же вы сидите?
Идите кошку проглотите!
- Прочтите внимательно и ответьте на следующие вопросы:
? Сколько героев в данном стихотворении?
? Опишите состояние великана, оказавшегося в трудной ситуации. Меняется ли оно в процессе разговора с доктором?
? Как ведет себя доктор?
? Каким образом слова автора «отражают» состояние великана и врача?
? Как содержание текста влияет на его настроение?
- Отметьте слова – «помощники» и прочтите стихотворение вслух.
А теперь позвольте представить вам воспитанницу детского объединения «Занимательная риторика» Сирадзе Алину - неоднократного призера окружных и городских конкурсов чтецов. Она продемонстрирует свое видение этого стихотворения.
Рефлексия. Подведение итогов.
? Что вам показалось интересным и, возможно, ценным в будущей деятельности?
? Что давалось легче? Что показалось более трудным и почему?
Итак, вам необходимо ответить на вопрос: что «слово может»?
Литература:
Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю.. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4 - 11 классов, Издательство «Панорама», 2005
Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100», Начальная школа До и После, 2002 г., № 9
Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С.. Уроки развития речи во втором классе, М., 2006
Акатова Ирина Анатольевна