12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горючкина Дина Владимировна604
"Кто не стучится - тому не открывают, кто не пробует - у того не получается"
Россия, Курская обл., Курск

Участники: педагоги дополнительного образования, учителя общеобразовательных школ

Место проведения: кабинет для занятий

Время проведения: 45 минут

Оборудование: мультимедийная установка, памятка с текстами упражнений по технике речи, листы бумаги с текстами стихотворений, ручки, маркеры, мыльные пузыри, свечи /тонкие полоски бумаги - не более 10 см.

Организационный момент. Приветствие.

Целеполагание.

 - В 2006 году мной была разработана программа «Занимательная риторика». Ее цель - развитие и совершенствование речевых навыков у детей; мотивированное употребление вербальных и невербальных средств в конкретных условиях общения.

Чем мы занимаемся с детьми на занятиях? Редактируем тексты, устраняя речевые ошибки и штампы; исполняем одиночные и парные этюды; строим коммуникативные ситуации, учимся выразительному чтению стихотворений с элементами театрализации и импровизации и многому другому. Для успешного проведения занятий необходима доброжелательная атмосфера, в которой дети чувствуют себя свободно и раскованно.

Цель данного мастер-класса – развитие эмоциональной сферы в процессе обучения выразительному чтению стихотворений.

Это необходимо для понимания авторской мысли, передачи настроения, отработки умений играть и импровизировать.

Речевая разминка. Дыхательная гимнастика.

- Каждое занятие с детьми начинается с простого, но очень важного этапа - отработки артикуляционных навыков, выполнения дикционных и дыхательных упражнений. Этим мы и займемся.

(Участники повторяют выполнение упражнений за педагогом)

Цель первого блока упражнений: разогреть мышцы дыхательного аппарата.

* Нарисовать языком во рту радугу, рот клоуна (от уха до уха)

* Произношение сложных сочетаний: «пдга», «пдго», «пдгу» (со всеми гласными), «птка»…

*«Свеча» Делаем бесшумный вдох через нос (!), затем дуем на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно отклоняться пламя. Выдох делается тонкой уп­ругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

* «Мыльные пузыри» Надуваем мыльные пузыри, стремясь к тому, чтобы они лопа­лись не сразу, а становились как можно больше. Затем выполняем те же действия, отставив пузырек с мыльными пузырями.

Повторяем упражнения несколько раз, добиваясь ровного дыхания.

Цель второго блока упражнений: развить спокойную, плавно звучащую речь:

* Свистит ветер: ССССССС...

Шумят деревья: ШШШ...

Летит пчела: ЖЖЖЖЖЖ...

Комар звенит: 3333333...

- развить волевую, но сдержанную речь:

* Работает насос: ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель: ШШШШ! ШШЩШ! ШШШШШ! Сверлит дрель: 33333! 33333! 33333!

- развить эмоциональную речь в быстром темпе:

* Кошка сердится: Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила: С! С! С! С!

Заводится мотор: Р!Р!Р!Р!

Первичное усвоение и закрепление знаний.

- Для отработки навыков выразительного чтения (постановки логического ударения, интонационной выразительности речи, темпо-ритма) наиболее интересными являются тексты, включающие в себя разнообразные по эмоциональной выразительности диалоги. Продемонстрирую это на примере небольшого стихотворения В. Берестова «Нелегко снимать зверей»:

(педагог выразительно читает стихотворение)

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, - грозится Еж, -

Если снимка не пришлешь!»

- Обратите внимание на то, как по-разному (интонационно) говорят герои (заяц, мышь и др.).

? Какие слова в тексте «подсказывают» правильность постановки логического ударения, влияют на интонационную выразительность и в целом - на текст? Это так называемые слова – «помощники», в роли которых выступают чаще всего (но не всегда) глаголы. Подчеркните их. Обратите внимание на расстановку знаков препинания. Они влияют на темпо-ритм и силу голоса.

(на экране отображен текст стихотворения с выделением слов – «помощников». Участники сопоставляют свой вариант с изображением на экране и вносят поправки)

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, - грозится Еж, -

Если снимка не пришлешь!»

(Участники мастер-класса получают карточки с текстом стихотворения и пробуют повторить чтение).

4. Практическое применение полученных знаний.

- Перед вами на экране текст стихотворения А. Фронденберга «Великан и мышь».

«ВЕЛИКАН И МЫШЬ»

Тсс… Тихо! Слушайте, ребята!

Жил великан один когда-то.

Во сне вздохнул он что есть силы

И мышь живую проглотил…

Бедняга побежал к врачу.

- Я мышку съел, я не шучу!

Помилуйте, какие шутки,

Она пищит в моем желудке!

Был врач умнейший человек.

Он строго глянул из-под век…

- Откройте рот, скажите: А-а-а.

Живую мышь? Зачем? Когда?

-Сейчас!

-Так что же вы сидите?

Идите кошку проглотите!

- Прочтите внимательно и ответьте на следующие вопросы:

? Сколько героев в данном стихотворении?

? Опишите состояние великана, оказавшегося в трудной ситуации. Меняется ли оно в процессе разговора с доктором?

? Как ведет себя доктор?

? Каким образом слова автора «отражают» состояние великана и врача?

? Как содержание текста влияет на его настроение?

- Отметьте слова – «помощники» и прочтите стихотворение вслух.

А теперь позвольте представить вам воспитанницу детского объединения «Занимательная риторика» Сирадзе Алину - неоднократного призера окружных и городских конкурсов чтецов. Она продемонстрирует свое видение этого стихотворения.

Рефлексия. Подведение итогов.

? Что вам показалось интересным и, возможно, ценным в будущей деятельности?

? Что давалось легче? Что показалось более трудным и почему?

Итак, вам необходимо ответить на вопрос: что «слово может»?

 

Литература:

 

Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю.. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4 - 11 классов, Издательство «Панорама», 2005

Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100», Начальная школа До и После, 2002 г., № 9

Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С.. Уроки развития речи во втором классе, М., 2006

Опубликовано


Комментарии (1)

Акатова Ирина Анатольевна, 31.07.17 в 22:01 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!! Интересный материал!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.