Зачетная карта по теме «Способы передачи чужой речи» (Русский язык, 8 класс)

5
0
Материал опубликован 19 December 2017 в группе


 

 

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс

 

 


 

Учебные материалы по русскому языку для учащихся вечерней школы

8 класс. Способы передачи чужой речи.

2009 г.

МОУ В(с)ОШ г. Углича Ярославской области


 

 

Содержание:

Теоретический блок.

Письменные работы:

- карточки с обучающими упражнениями;

- карточки с контрольными упражнениями;

- письменные работы творческого характера.

1 – фонетический разбор

2- разбор по составу

3- морфологический разбор

4- синтаксический разбор

Таблица успеваемости.

задание

номера заданий

1

упражнения на закрепление

392

393

398

400

       

1

карточки с обучающими упражнениями

1

2

3

4

       

2

карточки с контрольными упражнениями

 

3

творческие работы

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Составление сравнительной характеристики двух знакомых лиц.

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

     

1.Теоретический блок с упражнениями на закрепление.

Прочитайте материал зачётного раздела и выполните упражнения к нему.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.

ОБРАЗЕЦ: Капитан крикнул: «Купаться!»

слова автора прямая речь

Прямая речь заключается в КАВЫЧКИ!

А: «П».

«П», - а.

«П, - а, - п».

«П, - а. - П».

А: «П!»

«П!» - а.

«П? – а. – П».

«П! – а. – П».

А: «П?»

«П?» - а.

«П! – а. – П!»

(упр. 392) Постройте к данным предложениям схемы.

1.«А у нас какой лучший город?» - спросил опять Манилов. 2. «Петербург», - отвечал Фемистоклюс. 3. «Право, останьтесь, Павел Иванович! – сказал Манилов. – Посмотрите, какие тучи». 4. «Как вам показался наш город? – примолвила Манилова. – Приятно ли провели там время?» 5. «Очень хороший город, - отвечал Чичиков, - и время провёл очень приятно». (Н.Г.)

(упр. 393) Спишите предложения, расставив необходимые знаки препинания.

1.Молчание нарушил этот неизвес…ный произнеся низким голосом добрый день симпатичнейший Степан Богданович. 2.Да, мы атеисты улыбаясь ответил Берлиоз. (Булг.) 3.Да ведь это школа радостно2 сказал шофёр тут учительница живёт. (Пауст.) 4.А почему мне ехать вправо спросил ямщик с неудовольствием где ты видишь дорогу 5.Прошу не умничать сказал я своему дядьке сейчас неси сюда заячий тулуп (П.)

Диалог. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки; перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он прямо в очи:

- Что, умираешь?

- Да, умираю, - ответил Сокол, вздохнув глубоко. – Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. (М.Г.)

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто её на самом деле произнёс. Они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все её формы и особенности. Они представляют собой сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, когда, почему и др.

Перевод прямой речи в косвенную

Прямая речь

Косвенная речь

Повествовательное предложение

Союзы что, будто

Побудительное предложение

Союз чтобы

Вопросительное предложение:

- с вопросительным местоимением или наречием

- без вопросительного слова

Вопросительное местоимение или наречие

Частица ли

Местоимение 1-го лица (я, мы)

Лицо автора чужой речи

Местоимение 2-го лица (ты, вы)

Лицо адресата чужой речи

(упр.398)Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, запишите их.

ОБРАЗЕЦ: Учитель спросил ученика: «Ты готов к ответу?» -

Учитель спросил ученика, готов ли он к ответу.

1.Лесничий сказал: «Перед охотой нужно хорошо отдохнуть». 2.Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идёте?» 3.Учитель попросил дежурного: «Принеси, пожалуйста, мел». 4.Я спросила подругу: «Ты пойдёшь сегодня на дискотеку?» 5.Бабушка попросила внучку: «Прочитай мне это письмо».

(упр.400)Каждое предложение перестройте так, чтобы в нём было указание на то, чьё это сообщение; сделайте это при помощи: 1) вводных слов; 2)косвенной речи; 3)прямой речи.

1.Хорошая книга – настоящий праздник. 2.Внимательное и быстрое чтение – очень важный навык.

Цитаты и знаки препинания при них. Цитаты – это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».

Н.Г.Чернышевский справедливо считал, что «развитие языка идёт вслед за развитием народной жизни».

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост…»

В поэме А.Твардовского «Василий Тёркин» лейтмотивом всего произведения являются следующие строки:

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Письменные работы

Карточки с обучающими упражнениями

1.Прямая и косвенная речь. Спишите предложения, постройте к ним схемы.

1.Уложив котомку, старик снял с левой руки деревянный браслет и, подавая его мне, сказал: «Возьми, капитан, береги, он принесёт тебе счастье». 2. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу. 3. «Что будем делать?» - спросил я Дерсу. 4. «Не надо, не надо, капитан!» - говорил он испуганно и торопливо. 5. «Теперь, - подумал я, - тропинка куда-нибудь приведёт». (В.Арсеньев) * Подчеркните глаголы в повелительном наклонении.

2.Прямая и косвенная речь. Спишите, расставляя знаки препинания.

А как ваше здоровье Славу богу не пожалуюсь сказал Собакевич И точно, не на что было жаловаться, скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформированный помещик Да вы всегда славились здоровьем – сказал председатель и покойный ваш батюшка был тоже крепкий человек Да на медведя один хаживал отвечал Собакевич Мне кажется сказал председатель вы бы тоже повалили медведя, если бы захотели выйти против него Нет, не повалю отвечал Собакевич покойник был меня покрепче. (Н.Гоголь)

3.Прямая и косвенная речь. Вставьте в данные предложения слова автора, используя разные глаголы. Предложения запишите.

1.Садитесь в машину! Прокачу с ветерком! 2.Где начинается наша река? Надо об…зательно добраться до её истоков. 3.Тише! Слышите, как залива…тся соловей?

4.Прямая и косвенная речь. Запишите данный текст в виде диалога.

Ну, а теперь расскажи мне, что ты сейчас пишешь. Я пишу книгу. Повесть? Не совсем. Роман? Нет. Её совершенно2 нельзя назвать романом. А, я знаю, ты пише…шь очерки. Вряд ли. Так видно это будет нечто (авто)б…ографическое. Чтобы её написать, нужно рассказать о людях, с которыми пришлось повстречаться в течение жизни. Так что же ты пишешь в конце концов? Книгу. (В.Солоухин.)

Карточки с контрольными упражнениями

Выберите одну карточку и выполните задания к ней.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 1 вариант. (с.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Каникулы! радостно кричали дети.

В развитии народной жизни видел Чернышевский причину развития языка.

Пугачёв сказал Гринёву Ты передо мной виноват.

Какая у вас температура? спросил врач.

Почему мне не ехать вправо? спросил ямщик Где ты видишь дорогу?

Переделайте из данных предложений предложения с косвенной речью и вводными словами.

Врач спросил: «Что вас беспокоит?»

Очевидцы рассказали: «Мужчина сам бросился под поезд».

«Красота требует жертв», - отвечают парикмахеры.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 2 вариант. (ср.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Когда ты пойдёшь в библиотеку? спросила мама.

В.Г.Белинский писал Стих Пушкина благороден … верен духу языка.

Петя воскликнул Вот так подарок!

Как вам угодно сказал урядник делайте, что хотите.

Кто такой Плюшкин? спросил Чичиков.

Замените данные предложения предложениями с прямой речью.

Врачи говорят о том, что курение вредно для лёгких.

Безусловно, внимательное и быстрое чтение – важный навык.

Автор написал, что книга – лучший подарок.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 4 вариант. (ср.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Света радостно закричала Подснежники распустились!

М.В.Ломоносов считал Язык российский ни единому европейскому языку не уступает.

Куда идёт автобус? спросили мы у шофёра Нам нужно в центр города.

Красиво у вас прошептал от восторга Сергей.

Мошенник! отвечал Собакевич.

Замените данные предложения предложениями с прямой речью.

Ученики знают, что быстрое и внимательное чтение – полезный навык.

Учитель спросил, кто из ребят дежурный.

Учитель сказал, безусловно, за мелом сходит Сергей.

Коля сказал, конечно, его брат – сварщик.

3. Письменные работы творческого характера.

1) Публичное выступление на общественно значимую тему.

Содержание должно соответствовать ряду требований:

1. Содержание выступления должно учитывать современные достижения науки и практики

2. Содержание должно быть связано с важнейшими практическими и познавательными проблемами.

3. Материал выступления должен излагаться логично и доказательно.

4. Содержание выступления должно отличаться новизной. Имеется в виду новизна, прежде всего, по форме изложения, новизна интерпретации, трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого предмета.

5. Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично далек от предмета обсуждения.

Композиционно-логические части всякого выступления:

1. Вступление, или введение.

2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой

изложение основного материала по теме.

3. Заключение, или выводы.

При этом следует также соблюдать ряд чисто методических правил:

1. Сложные вопросы должны получать в плане полный разворот.

2. Хорошо отложившиеся в памяти вопросы в плане могут быть обозначены одной–двумя фразами, или даже отдельными словами.

3. Выступающий имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить. Но при этом обязательно должно даваться обоснование, почему рассматриваются одни вопросы и опущены другие.

4. Вопросы, стоящие близко друг к другу, по возможности должны объединяться.

Запишите небольшое высказывание о важной, по вашему мнению, проблеме.

Составление сравнительной характеристики двух знакомых лиц.

К. Брюллов «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых».

Карл Павлович Брюллов прожил недолгую жизнь. Но он сделал для российского и мирового искусства так много, что переоценить этот вклад невозможно! Его кисти принадлежат прекрасные портреты и акварели, замечательная картина на исторический сюжет "Последний день Помпеи" и, наконец, он принимал участие в работе над росписью крупнейшего Российского храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского собора. В 1821 году, в возрасте 22 лет, после двенадцатилетнего обучения Брюллов закончил Академию с высшей наградой – большой золотой медалью. В то время золотые медалисты получали право на поездку за границу для усовершенствования, и им полагался соответствующий денежный пенсион. Карла и его брата Александра Общество поощрения художников направило в Италию. В мае 1923 года они прибывают в Рим. Карл оставался в Италии долгих 12 лет, до 1835 года.

п/п

Что сравнивается?

Александра Афанасьевна

Ольга Афанасьевна.

1.

Поза, руки.

Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки.

Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой – хлыст.
Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки.

2.

Лицо.

Тонкие черты лица. Удивительно миловидное, женственное (очень приятное).

Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка.

3.

Глаза.

Широко раскрыты, приветливы, лучисты.

Прищуренные, добрые.

4.

Взгляд.

Выразительный, обращён к зрителям, добрый.

Сосредоточенный, ласковый.

5.

Нос.

Маленький, короткий, аккуратный.

Немного острый, средний по величине, прямой.

6..

Рот, губы.

Маленький, изящный; яркие алые губы.

Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой.

7.

Волосы.

Темные, плотно уложены и гладко причёсаны.

Тёмные, немного вьющиеся уложены в локоны.

8.

Одежда.

Одета в амазонку – женское длинное платье особого покроя для верховой езды.

Одета в амазонку.

9.

Характер.

Романтичный. Открытая и свободная в разговоре.

Мечтательный, сдержанный.

10.

Отношение художника.

Выписывает каждую деталь.

Выписывает каждую деталь.

Образец сочинения:

Карл Павлович Брюллов считается одним из лучших портретистов России 19 века. Кисти художника принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.
На одной из картин мастера «Портрет сестёр А. А. и А. О. Шишмарёвых» мы видим двух девушек, собирающихся совершить верховую прогулку. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении, спускающимися по ступеням.
Они одеты в амазонки, платья для верховой езды. У крыльца стоят разгорячённые лошади, едва сдерживающие свой норов. Рядом с девушками бежит собака, которая постоянно сопровождает из прогулки. С первого взгляда видно, что девушки – родные сёстры. Одна из них старшая. У обеих очень похожие тёмные глаза. Они молоды, интересны и очень привлекательны, нарядный вид говорит о том, что девушки из состоятельной дворянской семьи.
На картине старшая Александра грациозна и стройна. В одной руке держит платочек, а другой облокотилась о перила. Младшая Ольга застыла на месте с хлыстом в руке. Она похожа на подростка. Об этом говорит выразительное румяное лицо с лукавой, таинственной улыбкой. Её волосы тёмные, немного вьющиеся, уложены в локоны. А удивительно миловидное, женственное лицо с широко раскрытыми глазами Александры отражает её сдержанный и скромный характер. Её широко раскрытые лучистые глаза с добротой обращены к зрителям.
Ольга мечтательная, её взгляд сосредоточенный и ласковый. Она более весёлая, воздушная, уважает старшую сестру, пропуская её вперёд.
Вся картина насыщена энергией, движением, молодостью. Художник, раскрывая красоту женского образа, передаёт не только внешнее очарование, но и внутренний мир девушек.

Создайте своё сочинение: на основе картины К.Брюлова или можете описать двух своих знакомых лиц.

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Ваша задача: записать какую-либо историю, в которой либо необходимо описать кого-либо или что-либо (внешность друга, местность, время суток и т.д.) или порассуждать о том, что случилось в повествовании. Текст должен состоять не менее из 8-9 предложений.

8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.