Конспект обобщающего урока русского языка на тему «Способы передачи чужой речи» (8 класс)

4
0
Материал опубликован 29 April 2019

Обобщающий урок в 8 «А» классе по теме «Способы передачи чужой речи».

Цель урока:

1)      обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме  «Предложения с чужой речью»;

2)      организация деятельности учащихся по оформлению предложений с чужой речью;

3)      развитие умения работать в парах/группах, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

4)      создание условий по совершенствованию лингвистических компетенций, в т.ч. через применение приемов технологии смыслового чтения

Задачи урока: 

- обучающие: способствовать совершенствованию аналитических навыков учащихся при работе с тестом, с предложениями с прямой и косвенной речью;

организовать работу по развитию умения строить предложения с прямой  и косвенной речью, расставлять знаки препинания в данных предложениях, заменять прямую речь косвенной;

- развивающие: содействовать развитию способности определять цель предстоящей учебной деятельности, умения выступать перед аудиторией сверстников, анализировать языковые факты, давать аргументированную оценку ответам других учащихся;

- воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к отечественной культуре.

Приемы технологии смыслового чтения:

1.      Антиципация (Определение автора, названия, героев текста с опорой на читательский опыт).

2.      Самостоятельное чтение текста, выявление первичного восприятия, формирование личностного отношения к информации.

3.      Перечитывание текста, его фрагментов.

4.      Анализ текста (его компонентов) в соответствии с целью и задачами урока.

5.      Концептуальная беседа по тексту с обсуждением, принятие/непринятие интерпретаций

6.      Работа с дополнительными источниками.

7.      Творческие задания, опирающиеся на сферу читательской деятельности учащихся, их предметную компетенцию, жизненный опыт.


Урок русского языка. 8 класс. Способы передачи чужой речи
PPTX / 457.27 Кб

Ход урока.

1.      Организационный момент. Приветствие. Оформление тетради.

2.      Мотивация к учебной деятельности. (Слайд № 1) «Ночь музеев в Свердловской области. 19 мая 2018 года» (эмблема).

С каким событием в жизни вашего класса связан этот слайд?

Несколько дней назад всем классом вы приняли участие в этой замечательной Всероссийской акции. Впечатления еще свежие. Что вам известно об этом мероприятии? В чем его особенность? Когда зародилась эта акция?

3.      Работа в парах. Чтение текста (прием маркировки: знал – новая информация – есть вопрос)

4.      Беседа по результатам работы с текстом (заслушиваем ответы учащихся).

Что нового о международной акции «Ночь музеев» вы узнали?

5.      Вывод. Всероссийскую акцию «Ночь музеев» называют «социальным проектом». Почему? Какова цель этой акции?

6.      Работа с лексикой. Социальный = общественный.

Подберите однокоренные слова к слову «общественный»: общественность, общий, общество, общность, приобщение (к истории, культуре). ОБЩЕНИЕ.

7.      (Слайд № 2). «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Как слова знаменитого французского писателя связаны с темой сегодняшнего урока? А вот послушайте…

8.      Диалог двух учениц (индивидуальное задание). Делятся впечатлениями об экскурсии «Ночь музеев в Каменске-Уральском».

Беседа с классом: Можно сказать, мы «подслушали» чужой разговор, чужую речь.

В какой форме общаются девочки?

Диалог – один из способов передачи чужой речи. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего обобщающего урока.

9.      Формулировка темы урока. Запись в тетрадь. «Способы передачи чужой речи». (Слайд № 3)

На какие вопросы мы должны ответить на сегодняшнем уроке? (Какие способы передачи чужой речи знаем? Каковы их отличительные особенности? Какие знаки препинания ставятся в предложениях с чужой речью? И т.д.)

10.  Послушайте текст.

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Отрывок из какого произведения вы услышали? Кто автор этого произведения? Кто из героев этого рассказа вам запомнился.

Сегодня на уроке мы будем не раз обращаться к сточкам именного этого произведения.

11.  (Слайды №№ 4-7) Верно или неверно?

- Валентин Распутин писал: «Книга жизни человека начинается со страниц детства».
(Косвенная речь)

- Валентин Распутин писал, что книга жизни человека начинается со страниц детства. (Дополнение с предлогом «о»)

- По словам Валентина Распутина, книга жизни человека начинается со страниц детства. (Вводная конструкция)

- Валентин Распутин говорил о страницах детства, с которых начинается книга жизни человека. (Косвенная речь)

12.  Вывод (Слайд № 8). Итак, можно сделать обобщающую запись в тетрадь: Способы передачи чужой речи:

1. Прямая речь. Диалог.
2. Косвенная речь.
3. Вводная конструкция со значением «источник сообщения».
4. Дополнение с предлогом «О».

13.  Все ли способы мы перечислили? (Слайд № 9) Цитирование.

Валентин Распутин с благодарностью и признанием вспоминал о своем детстве, ведь это было «время крайнего проявления людской общности».

В чем особенность этого способа передачи чужой речи?

14.  (Слайд № 10) Выразительно прочитайте текст.

Вот это да! Учительница называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету… За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает называется.

В чем его особенность?

Как этот способ передачи чужой речи называется в художественном произведении? Внутренний монолог (художественный прием).

15.  (Слайд № 11) Внесём дополнения в запись: Способы передачи чужой речи.

1. Прямая речь. Диалог.
2. Косвенная речь.
3. Вводная конструкция со значением «источник сообщения».
4. Дополнение с предлогом «О».
5. Цитирование.
6. Внутренний монолог.

16.  Работа в парах. Вернитесь к первому тексту «Ночь музеев» и составьте предложение с чужой речью, выбрав один из способов передачи чужой речи.

17.  В комментирующей части предложений с чужой речью большую роль играют слова-сигналы, слова-маркеры: глаголы, обозначающие речевое действие. (Слайд № 12)

Работа в парах. Карточка. Заполните таблицу, классифицируя предложенные на слайде глаголы по признаку «стилистически нейтральная лексика/экспрессивная лексика».

18.  (Слайды № 13-14). Повторим знаки препинания (Схемы предложений с прямой речью)

Вернитесь к эпиграфу и оформите слова Экзюпери в соответствии с одной из схем (Устные ответы).

19.  (Слайды № 15-16). «Лови ошибку!»

- Как говорил кто-то из великих, что «учитель — это свеча, которая светит другим, сгорая».

- Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».

18.  Самостоятельная работа (Индивидуальные задания)

19. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.

 

Приложение № 1.

Ночь музеев — международная акция, приуроченная к Международному дню музеев, во время которой можно осмотреть музейные экспозиции ночью. В эту ночь многие музеи открыты для посетителей после захода солнца и почти до утра. Основная цель акции — показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь.

Впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997 г.

В 1999 году по инициативе министерства культуры и коммуникаций Франции под названием «Весна музеев», так как 18 мая во всем мире отмечается День музеев.

В 2001 году в этой акции уже участвовало 39 стран Европы и Америки, в 2005 году «Весна музеев» переросла в «Ночь музеев».

В России первым последователем стал Красноярский музейный центр, в 2002 году он впервые предложил посетить музей ночью.

В 2006 году к акции присоединились 11 музеев из Санкт-Петербурга. В этом же году в акции впервые принимают участие музеи Саратова.

В 2007 году к европейским странам впервые присоединились Московские и Екатеринбургские музеи: в акции «Ночь в музее» приняли участие несколько городских музеев, продливших свою работу до 21:00.(По материалам https://ru.wikipedia.org)

 

Ночь музеев захлестнула Екатеринбург с головой — и неважно было, в музее ты или нет. Можно было просто идти по улице, любоваться Екатеринбургом и чувствовать, как в тебе пульсирует жизнь... (Из отзывов на портале «Культура Екатеринбурга»)

Источники: https://ru.wikipedia.org; http://культура.екатеринбург.рф

 

Приложение № 2.

Сказал, спросил, ответил, гаркнул, требовал, зарычал, прохрипел, предложил, пробасил, заорал, пролепетал, написал, подтвердил, сознался, горланил, отметил, бубнил, расспрашивал, прошипел.

Стилистически нейтральные

Экспрессивные

 

 

 Приложение № 3.

Самостоятельная работа.

Фамилия Имя _________________________________________ Класс __________

Задание 1.

1.                  Что  же  ты  руку  поднимал  спрашивают  Тишкина.

2.                  Он  свой  стал  оправдываться  Федька  он  у  нас  живет.

3.                  Распутин  писал  что  до  него  из  деревни  в  райцентре  никто  не  учился.

4.                  Лидия Михайловна  спросила  а  на  деньги  ты  больше  не  играешь?

5.                  По  мнению  односельчан  у  меня  был  счастливый  глаз.

 

1.      Расставьте недостающие знаки препинания.

2.      Укажите номера предложений с прямой речью. _______________________

 

Задание 2.

Реконструируйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

1.                  «Ты перевернул монетку!» – крикнул я Вадику.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.                  Лидия Михайловна замахала руками и решительно сказала: «Придется с тобой заниматься отдельно».

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 3.

Какая пунктуационная схема соответствует предложению (знаки препинания не расставлены)?

Хорошо подбадривала меня Лидия Михайловна В этой четверти пятерка еще не получится, а в следующей – обязательно

1.      «П, – а, – п.»                               3. «П, – а. – П.»

2.      «П», – а. – «П.»                          4. «П, – А. – п.»

 

Задание 4.

Составьте пунктуационную схему диалога.

Текст

Схема

Первым встретил меня Птаха:

                - Чего пришел? Давно не били?

                - Играть пришел, - как можно спокойней ответил я, глядя на Вадика.

                - Кто тебе сказал, что с тобой, - Птаха выругался, - будут тут играть?

                - Никто.

- Не надо, пусть играет, - подмигнул Вадик ребятам. – Он здорово играет, мы ему в подметки не годимся.

 

Задание 5*.

            Оформите высказывание писателя (фрагмент рассказа В.П. Распутина «Уроки французского»):  Странно: почему мы, так же как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?

в виде прямой речи

в виде цитаты

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.