Мастер-класс «Ваза из стеклянной формы, декорированная берестой»
«Ваза из стеклянной формы, декорированная берестой»
Цель: Создание вазы, с использованием бересты.
Задачи:
-Расширить знания учащихся о берестяном ремесле;
-Способствовать формированию первоначального навыка работы с берестой;
-Развивать творческие способности и воображение;
-Прививать аккуратность, усидчивость и терпение при выполнении работы;
-Прививать умение видеть красоту природы и бережное отношение к ней.
Предварительная работа: Заготовка бересты, её снимаем с березовых поленьев, что для топки печей используют. Кора имеет много слоев, а для декора готовим один слой, так как тонкая береста легко принимает любую форму. Березовый материал чистится с внешней стороны щеткой и расслаивается.
Форма проведения: мастер-класс
Целевая аудитория: учащиеся младших классов
Материалы и инструменты, необходимые для работы: стеклянная форма (банка, бутылка), береста, клей Титан, ножницы, шаблоны, гуашь, кисточки для клея и красок, бесцветный лак для ногтей, салфетки.
Техническое оснащение: компьютер, проектор, презентация
Ход мастер-класса
1. Актуализация знаний, мотивация для творческой работы
а). Вступление
-Здравствуйте, дети! Предлагаю начать наше занятие с задания по фотографии. Посмотрите, какое дерево вы видите на переднем плане? (Это береза)
-Как узнали? Правильно, березу можно определить по белому стволу. Недаром на Руси ее называют белоствольной красавицей. В любое время года она узнаваема даже издалека.
-Почему у березы белый ствол? (Ответы детей) Ствол покрыт корой, которая снаружи имеет белый цвет, а внутренняя сторона коры бывает разных цветовых оттенков.
-Как иначе называют березовую кору? (Береста)
-Что вы знаете о бересте? (Она прочная, гибкая, не боится влаги. Из нее изготовляют различные предметы для быта).
Предлагаю вам, дети, подробнее поговорить о берестяных чудесах.
б). Берестяные чудеса
Ремесло изготовления берестяной утвари пришло к нам из далекой древности. Еще совсем недавно предметы из березовой коры были привычны и необходимы в сельской жизни.
-Какие вы знаете берестяные изделия? ( Туеса, лапти, корзины).
Особенно востребованы были легкие, прочные и удобные туеса.
- Что вы знаете о туесах? (Ответы детей) Небольшой короб цилиндрической или овальной формы, сделанный из коры березы и имеющий деревянные дно и плотно притёртую крышку.
- Что хранили в туесах? (Молоко, сметану, творог, масло, квас, грибы и даже рыбу).
Продукты в них долго не портятся даже при комнатной температуре. Попробуйте заготовить в туесах ягоды на зиму и увидите, что даже без сахара они до весны сохранятся свежими. Пригодна берестяная посуда и для сыпучих продуктов – круп, муки, соли…Их вкусовые качества не меняются.
-В чем же секрет? (Ответы детей) Дело в том, что по своему строению туес напоминает термос. Он состоит из двух частей: сколотня (снятая со ствола целиком береста) и рубашки (наружная стенка), между которыми образуется воздушная прослойка. Кроме того, в самой бересте есть «окна», через которые продукты дышат. А еще береста содержит смолу, препятствующую развитию разных микробов. Все просто, но только в том случае, если изделия правильно изготовлены.
в). Знакомство с экспонатами краеведческого музея
В нашем музее есть экспонаты из бересты. Посмотрите на фотографии, назовите знакомые вам берестяные изделия. (Туес, корзинка, лапти). Остальные предметы вам менее известны. Выскажите предположения. (Ответы детей)
Давайте знакомиться. Пестерь – заплечный кошель, напоминающий рюкзак. С пестерем удобно ходить в лес за грибами и ягодами. Солоник – емкость для хранения соли, круп и чая. Шаркунок – детская игрушка-погремушка. Пастушья труба длиной около метра. Ножны для хранения ножа.
А вот эти изделия в музее можно купить: солонку, бусы и сувенирные лапти.
г). Волшебный материал, приносящий радость
Какое необъяснимое чудо – взять в руки податливую шелковистую бересту и вдохнуть в нее жизнь, сделать что-то своими руками. Даже тоненькая берестяная лента может ожить и превратиться в шаркунок, изящную вазочку, солонку или лапти. Предметы из бересты, сработанные собственными руками, полезны и удивительно привлекательны, а само творчество приносит большую радость.
-Дети, вы хотите испытать такую радость? Возьмите бересту, можете ее погладить, согнуть, скрутить. Приятный теплый материал. Сегодня мы будем декорировать кусочками бересты стеклянные емкости, создавая красивые вазы. Но сначала повторим правила безопасного пользования ножницами и клеем. Проверим свои рабочие места.
Правила безопасности при работе с ножницами:
1.Не оставляй ножницы раскрытыми.
2.Ножницы клади кольцами к себе, а сомкнутыми лезвиями от себя.
3.Следи за движениями лезвий во время резания.
4.Передавай ножницы, кольцами вперёд, держа за сомкнутые концы.
5.Работай ножницами, сидя за столом.
6.Используй ножницы только по назначению.
Правила безопасности при работы с клеем:
1.Осторожно обращайся с клеем, так как клей ядовит.
2.Наноси клей кистью на поверхность деталей.
3.Пользуйся салфеткой при работе с клеем.
4.При попадании клея в глаза, немедленно промой их в большом количестве воды.
5.Обязательно вымой руки и кисть после окончания работы.
2. Практическая часть
Этапы выполнения работы:
1).Начнём работу с фона вазы из бересты. Нарежем из бересты полоски шириной, примерно, в один сантиметр. Затем каждую полоску разрежем на кусочки-квадратики.
2).Обклеиваем банку заготовками из бересты, предварительно смазав клеем небольшой участок емкости, аккуратно кладем квадратики и прижимаем салфеткой на несколько секунд. Переходим к смазыванию и оклеиванию следующего участка и так продолжаем декорировать всю банку.
3).Верхнюю и нижнюю части банки декорируем в последнюю очередь, так как они имеют неровную поверхность, и кусочки бересты можно вырезать в виде трапеции для более плотного прилегания друг к другу. Горлышко покрываем желтой гуашью и лаком для ногтей. Лак обеспечивает прочность краски.
4).Теперь готовим материал для дальнейшего декорирования вазы. По шаблонам вырезаем 10 лепестков и две сердцевины цветка. Половину заготовок лепестков покрываем желтой гуашью. Даем просохнуть и наносим лак для ногтей, обеспечивая прочность краски.
5).Собираем цветок, для этого на большой кружок сначала приклеиваем темные лепестки, а затем желтые. Сверху приклеиваем маленькую сердцевину.
6).Приступаем к завершающему этапу декорирования, приклеиваем цветок на вазу. Работа готова.
7).Ваза в интерьере.
3. Рефлексия
Я в березовых поленьях
Слышу музыку любви
И природы вдохновенье
Из кусочка бересты.
Припаду щекой румяной,
Белой птицей воспарю...
Она нежная, как мама
В летнем сказочном раю. (Елена Киргизова)
Как точно отражают строчки стихотворения соприкосновение с берестой. Все вы получили необычайно приятные эмоции от результата своей работы. Вазы можно подарить, украсить интерьер в доме. А мы организуем выставку и полюбуемся красотой готовых изделий, декорированных кусочками бересты.
Спасибо за фантазию и творчество. До новых встреч!
Используемые источники информации:
- Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006. – 411с.
-Фотоматериалы Верхнетоемского краеведческого музея
-Авторское фото
-https://trafaret-decor.ru/fon-dlya-prezentacii-berest
-https://russianarts.online/89513-tues/
Галина Владимировна
Варенцова Вера Анатольевна
Людмила Геннадьевна
Варенцова Вера Анатольевна
Марина
Варенцова Вера Анатольевна
Виктория
Варенцова Вера Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Варенцова Вера Анатольевна
Марина
Варенцова Вера Анатольевна
Людмила Геннадьевна
Варенцова Вера Анатольевна
Виктория
Варенцова Вера Анатольевна
Савелова Анастасия Анатольевна
Варенцова Вера Анатольевна