Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация»
Презентация
PPTX / 8.46 Мб
/data/files/k1573284664.pptx (Презентация)
Поём гласные
MP4 / 10.48 Мб
/data/files/a1573284718.mp4 (Поём гласные)
Зарядка с капитаном Крабом
MP4 / 12.66 Мб
/data/files/c1573284787.mp4 (Зарядка с капитаном Крабом)Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация»
Учитель начальных классов МБОУ «Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова» Уланова Е.А.
Цель: трансляция опыта применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС.
Задачи:
1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.
2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности.
3)Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, звуковое сопровождение для упражнений.
Методы работы с аудиторией: эвристическая беседа, практическое выполнение упражнений.
1.Организационный момент.
Уважаемые коллеги! Вы пришли на мастер- класс Рада видеть всех я Вас. Прошу хором давать ответ На мои вопросы . Да или нет
| Я вас понимаю… Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да)
|
Начнём, коллеги, Дайте ответ: Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
| Дайте мне тогда ответ Помочь откажетесь мне? (нет) И ещё спрошу тогда Активными все вы будете? (да) |
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Одной из ключевых компетенций являются
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
( ребёнок должен позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в своей деятельности, в организации активного отдыха и досуга)
На слайде - высказывания великих людей.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
“Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум”
( Геродот)
Эти высказывания особенно актуальны в наше время.
Поэтому сегодня я хочу поделиться опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства на уроках в начальной школе с учетом требований ФГОС.
2. Мотивация
Предлагаю вам опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение.
Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.
- Если поставить здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество.
Легко сделать ВЫВОД — Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одной из главных жизненных ценностей человека.
На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение.
Это – нарушения зрения (Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз) Вторая проблема - нарушения осанки (Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется.)
Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств.
3. Работа по теме.
Вопросы здоровьесбережения в федеральных документах:
Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность
В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрану здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности.
Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте.
В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.
Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Поможете мне в этом вы, уважаемые коллеги!
Работа в парах. Я предлагаю вам выбрать из списка на ваш взгляд самые главные факторы, влияющие на здоровье детей.
(—Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?)
Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
— двигательная активность
— психологическое здоровье школьника
— творческий характер процесса обучения
— использование оздоровительной силы природы
— использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока: (однако чётких границ они не имеют, могут пересекаться и взаимодополнять друг друга)
-направленные на соблюдение гигиенических требований;
-организующие рациональную физическую активность;
-другие психолого-педагогические технологии.
Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия
В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, достаточный уровень освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.
Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение, обязательны пересадки.
Второй блок: организуем обучение и физическую активность Для этого я обычно использую физминутки, пальчиковую, дыхательную, глазную гимнастику. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект.
Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Включает использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:
-игровые технологии;
-обучающие интерактивные программы
Использую в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей (активно использую видеоуроки, т.е. на урок «приглашаются» гости-учителя и объясняют тему);
-оригинальные задания и задачи;
-введение в урок отступлений;
-использование на уроке рифмовок (на любом этапе урока)
Всем известно, что на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. А значит — не должно быть длительной монотонной работы, поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание.
В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор.
Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки.
Всё это поддерживает оптимальную работоспособность учащихся.
Создание благоприятного психологического климата на уроке:
-доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа;
-интерес к каждому мнению;
-тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;
-стимулирование к самостоятельной деятельности.
Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников.
А также давайте не будем забывать, что в школе необходимо оберегать здоровье не только детей, но и учителя. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс зависит успешность, здоровье и настроение учеников.
Практическая часть.
Поэтому сегодня я вам предлагаю урок здоровья для нас с вами.
Энергетические упражнения помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание. Я применяю энергетические упражнения, которые подходят для детей младшего школьного возраста.
После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.
1. Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
2. Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
3. Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
4. Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!
5. Увидели летающую тарелку, поморгали от удивления, помотали головой. Вот это да-а!
6. Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь всему миру.
7. Показываем жестами: много подарков! Ура! Все отлично! Совсем худой! Этого не может быть! И т.д.
8. Хлопки в ладоши ( «Вверх, ладошки, хлоп-хлоп…»)
9. Пальчиковая (Массаж пальчиков «Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой…»
(карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу)
10. Глазная зарядка «Весёлая неделька»
11. Вокалотерапия. Голос – драгоценный дар природы. Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и оздоровительных целях, — музыкотерапия. Психологи рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что
Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.
Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление
Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувства благополучия
Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.
Звук «ы-ы-ы» – лечит уши, улучшает дыхание;
Звук «э-э-э» – улучшает работу головного мозга и тренирует горло
Звук «у-у-у» – усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость и вялость.
Поём гласные (ролик)
Различные виды физминуток двигательно-развлекательно-познавательных (Весёлые музык. игры-разминки с капитаном Крабом: «Разминка», «Бодрилка», «Маскарад», «Плясовая», «Делай так» и др.
Познавательные «Лексикон», «Падежи», «Прилагательные», «Наречия», «Птицы», «Спасибо», «Вообразминка», «Оптические приборы» и др.
Разминка для спинки «Делай так!» (физмин)
Вывод — За короткое время мы сняли стресс, расслабились, полечили горло, уши, улучшили дыхание, работу головного мозга, улучшили настроение.
4. Итог. Рефлексия
Упражнение — рефлексия «Изобрази эмоцию».Я думаю, каждый из вас на занятии испытал разные эмоции. Я предлагаю изобразить эмоцию, присущую вам в данный момент. А поможет вам в этом звуковое сопровождение.
Я включаю звук эмоции, если она ваша, вы встаете и её изображаете. Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение!
Благодарю всех за работу!
Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!
А методы и приёмы можно успешно включать на любых уроках для обучающихся. Мы все мечтаем о том, чтобы у нас было хорошее здоровье.