Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация»

4
0
Материал опубликован 9 November 2019

Презентация
PPTX / 8.46 Мб

/data/files/k1573284664.pptx (Презентация)


Поём гласные
MP4 / 10.48 Мб

/data/files/a1573284718.mp4 (Поём гласные)


Зарядка с капитаном Крабом
MP4 / 12.66 Мб

/data/files/c1573284787.mp4 (Зарядка с капитаном Крабом)Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация»

Учитель начальных классов МБОУ «Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова» Уланова Е.А.

Цель: трансляция опыта  применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС.

Задачи:

1)  Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.

2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности.

3)Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, звуковое сопровождение для упражнений.

Методы работы с аудиторией: эвристическая  беседа, практическое выполнение упражнений.

1.Организационный момент.

Уважаемые коллеги!

Вы пришли на мастер- класс

Рада видеть всех я Вас.

Прошу хором давать ответ

На мои вопросы . Да или нет

 

Я вас понимаю…

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

 

Начнём, коллеги,

Дайте ответ:

Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)

 

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (нет)


И ещё спрошу тогда

Активными все вы будете? (да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Одной из ключевых компетенций являются

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:    

( ребёнок должен позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;    

знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;    

владеть элементами психологической грамотности,  иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в своей деятельности, в организации активного отдыха и досуга)


На слайде - высказывания великих людей.

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум”
( Геродот)

Эти высказывания особенно актуальны в наше время.

Поэтому сегодня я хочу поделиться опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства на уроках в начальной школе с учетом требований ФГОС.

2. Мотивация

Предлагаю вам опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение.

Формула жизни:  Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.

- Если поставить здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество.

Легко сделать ВЫВОД  — Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одной из главных жизненных ценностей человека.

На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение.

Это – нарушения зрения (Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз) Вторая проблема - нарушения осанки (Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется.)

Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств.

3. Работа по теме.

Вопросы здоровьесбережения в федеральных документах:

Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность

В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрану здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности.

Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте.

В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Поможете мне в этом вы, уважаемые коллеги!

Работа в парах. Я предлагаю вам выбрать из списка на ваш взгляд самые главные факторы, влияющие на здоровье детей.

(—Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?)

Работая в этом направлении, я пришла  к выводу, что положительно  на здоровье детей влияют следующие факторы:

— двигательная активность

психологическое здоровье школьника

творческий характер процесса обучения

использование оздоровительной силы природы

использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс


Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока: (однако чётких границ они не имеют, могут пересекаться и взаимодополнять друг друга)

-направленные на соблюдение гигиенических требований;

-организующие рациональную физическую активность;

-другие психолого-педагогические технологии.

Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия

В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, достаточный уровень освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.

Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение, обязательны пересадки.

Второй блок: организуем обучение и физическую активность Для этого я обычно использую физминутки, пальчиковую, дыхательную, глазную гимнастику. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект. 

Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Включает использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:

-игровые технологии;

-обучающие интерактивные программы

Использую в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей (активно использую видеоуроки, т.е. на урок «приглашаются» гости-учителя и объясняют тему);

-оригинальные задания и задачи;

-введение в урок отступлений;

-использование на уроке рифмовок (на любом этапе урока)

Всем известно, что на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. А значит — не должно быть длительной монотонной работы, поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание.

В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор.

Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки.

Всё это поддерживает оптимальную работоспособность учащихся.

Создание благоприятного психологического климата на уроке:

-доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа;

-интерес к каждому мнению;

-тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;

-стимулирование к самостоятельной деятельности.

Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников.

А также давайте не будем забывать, что в школе необходимо оберегать здоровье не только детей, но и учителя. А  ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс зависит успешность, здоровье и настроение учеников.

Практическая часть.

Поэтому сегодня я вам предлагаю урок здоровья для нас с вами.

Энергетические упражнения  помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание. Я применяю  энергетические упражнения, которые подходят  для детей младшего школьного возраста.

После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.

1. Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.

2. Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.

3. Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.

4. Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!

5. Увидели летающую тарелку, поморгали от удивления, помотали головой. Вот это да-а!

6. Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь всему миру.

7. Показываем жестами: много подарков! Ура! Все отлично! Совсем худой! Этого не может быть! И т.д.

8. Хлопки в ладоши ( «Вверх, ладошки, хлоп-хлоп…»)

9. Пальчиковая (Массаж пальчиков «Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой…»

(карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу)

10. Глазная зарядка «Весёлая неделька»

11. Вокалотерапия. Голос – драгоценный дар природы. Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и оздоровительных целях, — музыкотерапия. Психологи рекомендуют пропевать гласные звуки,  и оказывается, что


Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.

Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление

Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувства благополучия

Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.

Звук «ы-ы-ы» – лечит уши, улучшает дыхание;
Звук «э-э-э» – улучшает работу головного мозга и тренирует горло

 Звук «у-у-у» – усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость и вялость.

Поём гласные (ролик)

Различные виды физминуток двигательно-развлекательно-познавательных (Весёлые музык. игры-разминки с капитаном Крабом: «Разминка», «Бодрилка», «Маскарад», «Плясовая», «Делай так» и др.

Познавательные «Лексикон», «Падежи», «Прилагательные», «Наречия», «Птицы», «Спасибо», «Вообразминка», «Оптические приборы» и др.

Разминка для спинки «Делай так!» (физмин)

Вывод — За короткое время мы сняли стресс, расслабились, полечили горло, уши, улучшили дыхание, работу головного мозга, улучшили настроение.

4. Итог. Рефлексия

Упражнение — рефлексия «Изобрази эмоцию».Я думаю, каждый из вас на занятии испытал разные эмоции. Я предлагаю изобразить эмоцию, присущую вам в данный момент. А поможет вам в этом звуковое сопровождение.

Я включаю звук эмоции, если она ваша, вы встаете и её изображаете. Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение!

Благодарю всех за работу!

Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!

А методы и приёмы можно успешно включать на любых уроках для обучающихся. Мы все мечтаем о том, чтобы у нас было хорошее здоровье.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации