Статья «Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе»
Здоровьесберегающие технологии
и пути их реализации в начальной школе
Современная педагогическая наука вооружает учителя разнообразными педагогическими технологиями: от традиционных форм обучения до новейших инновационных технологий. Не секрет, что выбор зависит от личности самого учителя, его мастерства, возможностей учебной организации, возрастных особенностей самих обучающихся. Особым считается младший школьный возраст. Задача учителя начальных классов – не только научить ребенка читать, писать и считать, но и сохранить здоровье детей в процессе обучения. Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья должны стать приоритетными направлениями в деятельности учителя начальных классов. В этом случае в помощь учителю приходят здоровьесберегающие технологии.
Здоровье всегда было предметом пристального внимания философов, ученых, педагогов. Великие древнегреческие философы Платон и Аристотель указывали на необходимость физического воспитания, отмечали важность движения для детей в раннем возрасте и советовали поощрять подвижные игры. Ян Амос Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом развитии детей, определил возраст начала их обучения в школе. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский считал обязательным обучение учителей наукам о здоровье и его сбережении. Педагог – новатор В.А. Сухомлинский отмечал, что «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». [6, с. 87]
Относительно недавно в педагогике появилось понятие «здоровьесберегающие технологии», изучением и развитием которого занимаются ведущие российские педагоги А.М. Амосов, О.В. Петров, Н.К. Смирнов, В.Д. Сонькин, М.Ю. Громов, В.Ф. Базарный, Г.К. Селевко через разработку самостоятельных программ педагогики здоровья, внедрению их в учебный процесс.
Что же такое здоровьесберегающие технологии?
На сегодняшний день это понятие имеет несколько десятков трактовок. По мнению Т.В. Ахутиной, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, «здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития». [1, с. 23]
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, вооружить их необходимыми знаниями, умениями и навыками, воспитать устойчивый интерес к здоровому образу жизни. Эти цели реализуются через совершенствование системы обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, внедрение комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей, устранение негативных факторов, негативно влияющих на здоровье воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются технологической основой здоровьесберегающей педагогики, включают совокупность приемов, форм и методов организации обучения без ущерба здоровью детей, качественно характеризуют любую педагогическую технологию по степени ее воздействия на здоровье школьников.
Исходя из главной цели педагогики здоровья, перед учителем стоит задача сформировать у обучающихся ключевую компетенцию в вопросе здорового образа жизни, обеспечить условия для сохранения здоровья детей в период их обучения в школе. От того, насколько грамотно построена работа учителя, от его умения подбирать и оптимально использовать методы и приемы обучения, зависит результат воздействия школы на здоровье детей, снижается риск ухудшения самочувствия ребенка. Не следует забывать, что учебная нагрузка должна соответствовать возрастным особенностям младших школьников. Увеличение уровня двигательной активности в учебное и внеурочное время, выполнение санитарно - гигиенических требований к организации учебно - воспитательного процесса, соблюдение правил личной гигиены, режима дня и питания, использование технологий активного обучения существенно влияют на здоровье детей, сохранение их умственной и физической работоспособности, повышение успеваемости.
Считаю, что оптимальной площадкой для реализации здоровьесберегающих технологий является урок. Хорошо проветриваемое помещение, комфортная температура воздуха в кабинете, достаточный уровень освещения – необходимые условия проведения урока. Продолжительность урока в течение 40 минут, создание психологического комфорта, эмоционального равновесия, частая смена видов деятельности, разумно заданный темп, эффективное использование наглядных методов обучения и ТСО – особенности урока в начальной школе.
Большую часть времени ученик проводит за партой, что приводит к гиподинамии, мышечному напряжению, снижению работоспособности, утомляемости. Неправильное и неудобное положение тела при длительном нахождении за партой приводит к нарушениям опорно - двигательной системы.
Физкультминутки способствуют формированию правильной осанки, снятию статистического напряжения, повышению результативности учебной деятельности в оставшееся время. Проводить физкультминутки нужно при появлении первых признаков утомления в течение 2 минут с музыкальным сопровождением либо под стихотворный текст.
Велика роль зрения в восприятии ребенком внешнего мира, оно дает человеку 90% информации об окружающих его предметах и явлениях. В младших классах наблюдается резкое ухудшение зрения. Нарушение зрения отрицательно влияет на обучение и успеваемость. Поэтому необходимо, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами. Уменьшению зрительного напряжения помогают упражнения для глаз, правильное расположение учебника и тетради при чтении и письме, регламентированное пользование компьютером.
Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений, способствующих профилактике нарушений зрения, снятию напряжение и расслаблению мышц глаз, укреплению мышцы век, оздоровлению зрительного аппарата. В своей работе использую электронные физкультминутки. Интересно для детей «Рисование носом». Дети представляют, что кончик носа – это карандаш, которым нужно нарисовать предлагаемый предмет (цифру, букву, какой – либо другой предмет).
Отличное средство для создания хорошего настроения и укрепления здоровья учеников – дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения улучшают работу сердца, пищеварительного тракта, способствуют мозговому кровообращению, успокоению нервной системы. Медленно выдыхая воздух, ребенок расслабляется, успокаивается. Полезны занятия дыхательной гимнастикой детям с ослабленным иммунитетом, хроническим бронхитом.
Дыхательная гимнастика, в основе которой лежит носовое дыхание, направлено на очищение слизистой оболочки дыхательных путей, способствует укреплению дыхательной мускулатуры, насыщению организма кислородом. Дыхательная гимнастика, проводимая в начале занятия, позволяет активизировать внимание, снизить эмоциональную и двигательную активность.
Детям предлагается выполнить вдох в течение 2 секунд, выдох – в течение 4 секунд, а потом задержать дыхание на 4 секунды.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, благотворно влияет на развитие речи, подготавливает руку ребенка к его дальнейшему обучению в школе. Пальчиковая гимнастика проводится в стихотворном сопровождении и носит увлекательный характер.
Кукла би-ба-бо, которая оживает в руках ребенка, - это игрушка и элемент пальчиковой гимнастики, развивает коммуникативные качества ребенка, речь и мелкую моторику рук.
Пальчиковый театр - это уникальная возможность оживить сказку на руке ребенка, а также прекрасный сенсорно – двигательный тренажер.
Крупотерапия позволяет снять мышечную напряженность, развивает тактильную чувствительность, расширяет словарный запас детей.
Одним из элементов уроков обучения грамоты является артикуляционная гимнастика – упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
«Змейка». Детям предлагается высунуть изо рта язычок и тянуться им вперед как можно дальше, при этом он должен быть узким и напоминать змейку. «Чашечка». Дети широко раскрывают рот, как можно дальше высовывают язычок и загибают его по направлению к себе так, чтобы он не коснулся зубов.
«Лопата». Детям предлагают расслабить язычок, высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
«Маятник». Дети приоткрывают рот, высовывают язычок и водят напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
«Чистим зубы». С закрытым ртом дети «чистят» верхние и нижние зубы. «Лошадка». Дети изображают языком, как цокает копытами лошадка.
Релаксационные упражнения – это упражнения, направленные на снятие мышечного и нервного напряжения. Ребенок должен уметь управлять своим телом. Умение расслабляться позволит избавиться от чувства беспокойства, возбуждения, скованности, сто способствует восстановлению сил, увеличению энергетического запаса организма. Под спокойную музыку или звуки живой природы дети с закрытыми глазами свободно и непринуждённо фантазируют в рисунке, цвете.
Релаксационное упражнение «Листочки»
Под спокойную тихую музыку детям предлагается представить тёплый осенний день. Они лежат на траве под раскидистым кленом. Они лежат и видят над собой яркие осенние листочки: желтые, оранжевые, красные. Вокруг тихо, спокойно, тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом ручки становятся легкими - лёгкими, ваши ножки лёгкими - легкими. Все тело становится лёгким, невесомым, как листик. Вот подул ветер и листочки медленно стали опускаться на землю. Но вот листик опустился на полянку. Улыбнитесь своему листику. Потянитесь и откройте глаза.
Решению задач здоровьесбережения содействуют игровые технологии. Ведь в игре и благодаря игровому общению у ребенка происходит формирование мировоззрения, вырабатывается потребность воздействовать на окружающий его мир, появляется адекватное восприятие происходящего. Подвижные игры тренируют различные виды мышц что благотворно влияет на здоровье.
Режим дня позволяет школьникам справляться со школьными нагрузками, следствием нарушения которого может стать задержка роста и нормального развития детского организма. Различные виды деятельности в чередовании с активным отдыхом, здоровый сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Режим дня должен соответствовать периодам повышения и понижения работоспособности, зависит от интенсивности физиологических процессов.
Вывод. Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе помогает обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителю - приобщать школьников к здоровому образу жизни.
Список литературы:
1. 1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004. 296 с.
3. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815).
4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. 112 с.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям, - Киев, « Радянська школа» , 1969. 381 с.
7. Чупаха И.В., Пужаева Е.Е., Соколова И.Ю. Здоровьесберегащие технология в образовательно – воспитательном процессе – М.: Илекса, Народное образование, Ставрополь, Ставропольсервисшкола, 2004г. 400с.