"Мастерская творчества"
министерство образования липецкой области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Елецкий КОЛЛЕДЖ экономики,
промышленности и отраслевых технологий»
Детский технопарк «Кванториум»
РАССМОТРЕНА: педагогическим советом ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ»
Протокол от «____»_______________20____ г. №___________ | УТВерждаю: директор ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ» ____________________Р.Ю. Евсеев Приказ от «___»__________20___г. № ___________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Промдизайнквантум»
(«Мастерская творчества»)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 72часа
Разработчик: педагог дополнительного образования
Бунеева Юлия Геннадьевна
Елец 2025г.
Содержание
1.5. Отличительные особенности программы и новизна............................................ 4
II. Комплекс организационно-педагогических условий............................................ 7-12
12.1. Календарный план воспитательной работы........................................................ 14
13. Приложение……….……..............................................................................................................15
I. Комплекс основных характеристик
1.1. Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
- Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ,
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р),
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р),
- Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Распоряжением Министерства РФ от 17 декабря 2019 г. № Р-139 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию детских технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
- рекомендациями ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» (для программ направления «Промдизайн»);
- Уставом ГОБПОУ «Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий», иными локальными актами Учреждения,
- Положением о структурном подразделении детский технопарк «Кванториум» ГОБПОУ «ЕКЭПиОТ» и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательный процесс в сети детских технопарков.
Направленность программы техническая
1.3. Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности
Программа «Мастерская творчества» осуществляется в форме групповых занятий. В процессе педагогической деятельности по обучению и развитию художественных навыков у детей дошкольного возраста используется система игровых, творческих и практических занятий.
В основе лежит формирование эстетической культуры ребенка, развитие его художественного вкуса и способностей через различные художественные техники.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программ дошкольного и дополнительного образования. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способность решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Данная программа ориентирована как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка.
1.5. Отличительные особенности программы и новизна
Новизна программы заключается в том, что через организацию с дошкольниками дизайн-деятельности расширяется кругозор детей, развивается пространственное воображение, творчество и индивидуальность, неповторимость и эксклюзивность детских работ. Наряду с традиционными видами декоративно-прикладного искусства предлагается ознакомление детей с промышленным дизайном, что способствует в процессе обучения получить знания о простейших закономерностях строения формы, о перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, красоте природы и человеческих чувств, современной архитектуре.
1.6. Адресат программы
Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Дети, которые приходят учиться, должны иметь определенные навыки и умения. Основные из них включают:
1. Мелкую моторику: дети должны уметь держать карандаш или кисть для рисования и контролировать движения руки.
2. Зрительное восприятие: они должны быть способны различать цвета, формы и линии, а также обращать внимание на детали.
3. Воображение и творческие способности: дети должны иметь развитое воображение и умение выражать свои идеи через искусство.
4. Координация движений: дети должны быть способны выполнять различные движения, такие как мазки кистью, рисование кругов или линий.
Форма обучения очная. Технологии обучения: ТРИЗ-технология, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность.
1.8. Объем программы :72 часа
1.9. Срок освоения программы :36 недель
1.10. Режим занятий:(1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 мин)72 часа. Академический час -30 мин.
Цель-формирование первичных знаний и умений в области промышленного дизайна, развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- формировать начальные умения и навыки основ промышленного дизайна;
- обучить способам создания композиции, соблюдения цветовой гармонии;
- познакомить с различными техниками декоративно-прикладного творчества;
- формировать навыки макетирования из различных материалов.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки межличностного общения;
- формировать интерес к техническому виду творчества;
- воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
- формировать у учащихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования;
- формировать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
Развивающие:
- развивать дизайн-мышления, логического мышления, пространственного воображения и творческого потенциала ребенка;
- развивать эстетический и художественный вкус;
- развивать познавательный интерес, творческое мышление.
- развивать эмоциональную интеллектуальность и самосознание.
3. Содержание программы
3.1. Учебный план
№ п/п | Название модуля, кейса | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Знакомство. Введение в образовательную программу, техника безопасности, знакомство с оборудованием | 2 | 2 | 0 | Опрос |
2. | Знакомство с промышленным дизайном | 4 | 2 | 2 | Практическая работа |
3. | Основы рисунка | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
4. | Нетрадиционные техники рисования | 22 | 6 | 16 | Практическая работа |
5. | Моделирование | 16 | 4 | 12 | Практическая работа |
6. | Бумагопластика | 4 | 2 | 2 | Практическая работа |
7. | Апсайклинг | 16 | 4 | 12 | Практическая работа |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
3.2. Содержание учебного плана
- Знакомство. Введение в образовательную программу, техника безопасности, знакомство с оборудованием. (2 часа)
Теория: знакомство с понятием промышленный дизайн, его основами и тенденциями развития. Понимание необходимости изучения промышленного дизайна в современном мире.
Практика: свободное рисование на тему «Что относится к дизайну?».
Формы аттестации/контроля: опрос.
- Знакомство с промышленным дизайном. (4 часа)
Теория. Изучение понятия дизайн, его основных видов, более детальное изучение промышленного дизайна и его особенностей. Знакомство с наиболее яркими представителями промышленного дизайна, их идеями и подходом к работе. Понимание основных этапов и процессов работы во время создания проекта. Изучение материалов для изготовления изделий.
Практика: создание собственного дизайна одежды.
Формы аттестации/контроля: практическая работа.
3.Основы рисунка (8 часа)
Теория: основы рисунка
Практика: симметрия
Формы аттестации/контроля: практическая работа.
4. Нетрадиционные техники рисования (22 часов)
Теория: изучение различных техник рисования.
Практика: рисование с помощью различных техник: пластилинография, ниткография, ниткопись, печатание листьями, кляксография, монотипия, пальцевая живопись.
Формы аттестации/контроля: практическая работа.
5. Моделирование (16 часов)
Теория: техника работы 3д ручкой.
Практика: создание плоских и объёмных моделей с использованием 3д ручки.
Формы аттестации/контроля: практическая работа.
6. Бумагопластика (4 часа)
Теория: основы бумагопластики.
Практика: создание объёмных предметов из бумаги.
Формы аттестации/контроля: практическая работа.
7. Апсайклинг (16 часов)
Теория: знакомство с понятием апсайклинг
Практика: создание объектов из вторсырья.
Формы аттестации/контроля: практическая работа.
4. Ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
-понятия: промышленный дизайн, пластилинография, ниткография, ниткопись, печатание листьями, кляксография, монотипия, пальцевая живопись, апсайклинг, бумагопластика.
Обучающийся должен уметь:
- применять полученные знания на практике;
- реализовывать поставленные задачи в конкретные сроки;
- использовать навыки командной работы и критического мышления;
- создавать объёмные предметы с помощью 3д ручки;
- рисовать с помощью различных техник;
Soft t Skills:
• креативное мышление;
• лидерство;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• творческое мышление;
• пространственное мышление и воображение.
Hard Skills:
• эскизирование;
• моделирование;
• макетирование;
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Дата начала обучения | 06.09.2025 г. |
Дата окончания обучения | 21.05.2026 г. |
Количество учебных недель | 36 недель |
Количество учебных дней | 36 дней |
Продолжительность каникул | 31 декабря-11 января |
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1. | Знакомство. Введение в образовательную программу, техника безопасности, знакомство с оборудованием | 2 | 4.09.2025 | ||
2. | Промышленный дизайн как ветвь дизайна | 2 | 11.09.2025 | ||
3. | Изделия промышленного дизайна | 2 | 18.09.2025 | ||
4. | Основы рисунка | 2 | 25.09.2025 | ||
5. | Основы рисунка | 2 | 2.10.2025 | ||
6. | Основы рисунка | 2 | 9.10.2025 | ||
7. | Основы рисунка | 2 | 16.10.2025 | ||
8. | Печатание листьями | 2 | 23.10.2025 | ||
9. | Печатание листьями | 2 | 30.10.2025 | ||
10. | Ниткопись | 2 | 6.11.2025 | ||
11. | Ниткопись | 2 | 13.11.2025 | ||
12. | Ниткография | 2 | 20.11.2025 | ||
13. | Ниткография | 2 | 27.11.2025 | ||
14. | Пластилинография | 2 | 4.12.2025 | ||
15. | Пластилинография | 2 | 11.12.2025 | ||
16. | Кляксография | 2 | 18.12.2025 | ||
17. | Монотипия | 2 | 25.12.2025 | ||
18. | Пальцевая живопись | 2 | 15.01.2026 | ||
19. | Моделирование | 2 | 22.01.2026 | ||
20. | Моделирование | 2 | 29.01.2026 | ||
21. | Моделирование | 2 | 5.02.2026 | ||
22. | Моделирование | 2 | 12.02.2026 | ||
23. | Моделирование | 2 | 19.02.2026 | ||
24. | Моделирование | 2 | 26.02.2026 | ||
25. | Моделирование | 2 | 5.03.2026 | ||
26. | Моделирование | 2 | 12.03.2026 | ||
27. | Бумагопластика | 2 | 19.03.2026 | ||
28. | Бумагопластика | 2 | 26.03.2025 | ||
29. | Апсайклинг | 2 | 2.04.2025 | ||
30. | Апсайклинг | 2 | 9.04.2025 | ||
31. | Апсайклинг | 2 | 16.04.2025 | ||
32. | Апсайклинг | 2 | 23.04.2025 | ||
33. | Апсайклинг | 2 | 30.04.2025 | ||
34. | Апсайклинг | 2 | 7.05.2025 | ||
35. | Апсайклинг | 2 | 14.05.2025 | ||
36. | Апсайклинг | 2 | 21.05.2025 |
Формы текущего контроля: презентация, практическая работа
Форма аттестации – презентация, практическая работа
8. Условия реализации программы
Состав группы: число человек в группе – 15. Сформированные группы имеют постоянный состав.
Сведения о помещении: занятия проходят на базе специально оборудованной аудитории, обеспеченной средствами презентации и оборудованной для выхода в Интернет. Учебное помещение оборудовано компьютерами с необходимыми графическими редакторами.
Перечень оборудования, технических средств обучения, инструментов, приборов, перечень материалов: 3D принтер, 3D ручка, 3D сканер, терморежущий станок, набор профессиональных маркеров для скетчинга, наборы для скетчинга, гипсовые фигуры, интерактивная панель; графические планшеты, компьютеры.
Критерии оценивания достижений обучающихся
Критерии оценивания | Уровни оценивания | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Знания | Слабо ориентируется в основных терминах, не умеет формулировать четко цели. | Знает термины и понятия, но не может применять их в ответе, знает материал, изученный за год. | Знает терминологию, умеет выделять главное в установленном материале, четко отвечая на поставленные вопросы. |
Умения | Может выполнить задание с помощью педагога, четко следуя его указаниям. | Может выполнять задания самостоятельно. | Самостоятельно может сконструировать (спроектировать) устройство. |
Навыки | Слабо формулирует цели и задачи при создании дизайна. | Знает последовательность разработки дизайна, частично выполняет с помощью педагога. | Знает и умеет самостоятельно создать дизайн в соответствии с задачей. |
Методический комплекс систематически пополняется новыми публикациями в области технологии промышленного дизайна и проектирования, разрабатываются новые технологические процессы. Результаты образовательной деятельности отслеживаются и анализируются, составляются карты результативности.
Предложения юных инженеров используются при составлении плана учебных занятий, становятся основой новых проектов.
Методы обучения:
- наглядные (выполнение практических работ, ориентируясь на образец, копируя предложенный образец);
- иллюстративно-демонстративные;
- практические (опыт, упражнения, самостоятельное выполнение заданий, освоение технологий);
- логические (организация логических операций – аналогия, анализ, индукция, дедукция);
Формы занятий:
- знакомство с различными производствами;
- анализ технологических процессов в производстве;
- анализ собранного материала;
- обмен опытом;
- индивидуальные занятия;
- экскурсии на предприятия с целью сбора материала.
Учебно-методические пособия: «тулкит Промдизайнквантум» Авторы: Саакян С.Г.,
Бурбаев Т.Д., Рыжов М.Ю., Базовая серия «Методический инструментарий наставника»
Дидактические материалы, инструкционные, задания, упражнения, образцы изделий и т.п (см. приложение 1)
11. Список литературы
Список литературы для педагогов
- Журавлева О.Б. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов / О.Б. Журавлева, Б.И. Крук. — М.: ГЛТ, 2013. — 168 c.
- Прохорова Л.Н. "Библиотека воспитателя. Развиваем творческое воображение с помощью ТРИЗ-технологий" 2018г.
- Лаврентьев А. Н. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика. — М.: Юрайт, 2020. — 209 c.
- Основы дизайна и композиции: современные концепции: учеб. пособие/ Е. Э. Павловская [и др.]; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 183 с
- Шокорова Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация. — М.: Юрайт, 2020. — 111 c.
- Райхерт-Гаршхаммер Е. "Проектная деятельность в дошкольной организации. Учебно-практическое пособие для педагогов. 2018г.
- Базовые техники скетчинга для промышленного дизайнера Т.Валке, 2020
- Курс промышленного дизайна А.Отт
Список литературы для обучающихся
- Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. — М.: КоЛибри, 2018. — 272 c.
- Алексеев А. Г. Дизайн-проектирование. — М.: Юрайт, 2020. — 91 c.
- Аллен Дж. Базовые геометрические формы для дизайнеров и архитекторов / Дж. Аллен. — СПб.: Питер, 2017. — 85 c.
- Джанда М. Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах / М. Джанда. — СПб.: Питер, 2019. — 384 c.
Интернет-ресурсы
https://pedsovet.org/article/10-knig-kotorye-pomogut-kazdomu-vospitatelu
http://design.bmstu.ru/assets/methods/maketirovanie_2019.pdf
http://design.bmstu.ru/assets/methods/maketirovanie_2019.pdf
https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html
https://www.maam.ru/obrazovanie/netradicionnye-tehniki-risovaniya
https://verbis-vrn.ru/nash-blog/netradicionnye-tehniki-risovaniya-dlya-detej-i-vzroslyh/
III. Приложение к ДО программе
12. Рабочая программа воспитания
Цель программ: формирование актуальных социальных и культурных компетенций обучающихся, навыков жизнестойкости и самоопределения, формирование навыков XXI века через приобщение детей к культурному наследию, популяризацию среди обучающихся научных знаний, формирование культуры здоровья, трудовое воспитание детей, профессиональное самоопределение, через экологическое воспитание и содействие развитию лидерского и творческого потенциала детей.
Особенности организуемого воспитательного процесса в ДТ «Кванториум»
Основная задача ДТ «Кванториум» заключается в создании необходимых условий для реализации современной модели образования, решающей комплексные задачи обучения, воспитания и развития детей.
Воспитательный процесс осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие кванторианцев и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел, обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в ДТ «Кванториум» являются следующие:
- стержнем воспитательной работы в течение учебного года являются ключевые общие дела и мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в учреждении создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от наблюдателя до организатора);
- педагоги ориентированы на формирование коллективов в рамках квантумов, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
Формы воспитательной деятельности: мастер-класс, викторина, презентация.
Содержание воспитательной деятельности
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям (модулям): «Гражданин и патриот», «Социализация и духовно-нравственное развитие», «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции», «Профориентация».
Планируемый результат
Критерии оценивания достижений:
- ценностные ориентации обучающихся,
- степень развития социальных качеств,
- личностное развитие обучающихся,
- отношение между обучающимися в детском коллективе,
- заинтересованность детей, включенных в коллективно – творческие дела,
- число детей с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение беседы с обучающимися, родителями, при необходимости – анкетирование.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год,
- какие проблемы решить не удалось и почему,
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Приложение к рабочей программе воспитания
12.1. Календарный план воспитательной работы
Направление работы (модуль) | Наименование мероприятия | Срок проведения | Место проведения |
«Гражданин и патриот» | День победы (мастер-класс) | 7.05.2026 | ДТ «Кванториум» |
«Гражданин и патриот» | День защитника отечества (мастер-класс) | 19.02.2026 | ДТ «Кванториум» |
«Гражданин и патриот» | День космонавтики (мастер-класс) | 12.04.2026 | ДТ «Кванториум» |
«Социализация и духовно-нравственное развитие» | Православные традиции России (презентация) | 2.05.2026 | ДТ «Кванториум» |
«Социализация и духовно-нравственное развитие» | День матери (мастер-класс) | 22.11.2025 | ДТ «Кванториум» |
«Профориентация» | Международный день художника (викторина) | 13.12.2025 | ДТ «Кванториум» |
«Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции» | Международный женский день (мастер-класс) | 5.03.2026 | ДТ «Кванториум» |