Материал на проверке

"Мастерская творчества"

0
0
Материал опубликован Вчера в 11:28

министерство образования липецкой области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Елецкий КОЛЛЕДЖ экономики,

промышленности и отраслевых технологий»

Детский технопарк «Кванториум»



РАССМОТРЕНА:

педагогическим советом

ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ»

 


Протокол от «____»_______________20____ г.

№___________


УТВерждаю:

директор ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ»



____________________Р.Ю. Евсеев


Приказ от «___»__________20___г.

№ ___________



 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Промдизайнквантум»

(«Мастерская творчества»)



Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 72часа

Разработчик: педагог дополнительного образования

Бунеева Юлия Геннадьевна











Елец 2025г.

Содержание


I. Комплекс основных характеристик................................................................................... 3-6

1. Пояснительная записка.......................................................................................................... 3

1.2. Направленность программы............................................................................................ 3

1.3. Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности................................................................................................................................................................. 3

1.4. Актуальность программы.................................................................................................. 3

1.5. Отличительные особенности программы и новизна............................................ 4

1.6. Адресат программы.............................................................................................................. 4

1.7. Форма обучения и технологии обучения................................................................... 4

1.8. Объем программы................................................................................................................. 4

1.9. Срок освоения программы................................................................................................ 4

1.10. Режим занятий..................................................................................................................... 4

2. Цель и задачи программы..................................................................................................... 4

3. Содержание программы........................................................................................................ 5

3.1. Учебный план.......................................................................................................................... 5

3.2. Содержание учебного плана............................................................................................ 5

4. Ожидаемые результаты...................................................................................................... 5-6

II. Комплекс организационно-педагогических условий............................................ 7-12

5. Календарный учебный график........................................................................................... 7

6. Рабочая программа............................................................................................................... 7-8

7. Форма аттестации/контроля............................................................................................... 9

8. Условия реализации программы....................................................................................... 9

9. Оценочные материалы......................................................................................................... 10

10. Методическое обеспечение........................................................................................ 10-11

11.   Список литературы............................................................................................................ 12

III. Приложение к ДО программе....................................................................................... 13-22

12. Рабочая программа воспитания.................................................................................... 12

12.1. Календарный план воспитательной работы........................................................ 14

   13. Приложение……….……..............................................................................................................15













I. Комплекс основных характеристик


1. Пояснительная записка

1.1. Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.                       № 273-ФЗ,

- Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ,

- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р),

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р),

- Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»,

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Распоряжением Министерства РФ от 17 декабря 2019 г. № Р-139 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию детских технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,

- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,

- рекомендациями ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» (для программ направления «Промдизайн»);

- Уставом ГОБПОУ «Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий», иными локальными актами Учреждения,

-  Положением о структурном подразделении детский технопарк «Кванториум» ГОБПОУ «ЕКЭПиОТ» и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательный процесс в сети детских технопарков.

1.2. Направленность программы

Направленность программы техническая

1.3. Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности

Программа «Мастерская творчества» осуществляется в форме групповых занятий. В процессе педагогической деятельности по обучению и развитию художественных навыков у детей дошкольного возраста используется система игровых, творческих и практических занятий.

В основе лежит формирование эстетической культуры ребенка, развитие его художественного вкуса и способностей через различные художественные техники.

1.4. Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программ дошкольного и дополнительного образования. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способность решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Данная программа ориентирована как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка.


1.5. Отличительные особенности программы и новизна

  Новизна программы заключается в том, что через организацию с дошкольниками дизайн-деятельности расширяется кругозор детей, развивается пространственное воображение, творчество и индивидуальность, неповторимость и эксклюзивность детских работ. Наряду с традиционными видами декоративно-прикладного искусства предлагается ознакомление детей с промышленным дизайном, что способствует в процессе обучения получить знания о простейших закономерностях строения формы, о перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, красоте природы и человеческих чувств, современной архитектуре.


1.6. Адресат программы

Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Дети, которые приходят учиться, должны иметь определенные навыки и умения. Основные из них включают:

1. Мелкую моторику: дети должны уметь держать карандаш или кисть для рисования и контролировать движения руки.

2. Зрительное восприятие: они должны быть способны различать цвета, формы и линии, а также обращать внимание на детали.

3. Воображение и творческие способности: дети должны иметь развитое воображение и умение выражать свои идеи через искусство.

4. Координация движений: дети должны быть способны выполнять различные движения, такие как мазки кистью, рисование кругов или линий.

1.7. Форма обучения

Форма обучения очная. Технологии обучения: ТРИЗ-технология, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность.

1.8. Объем программы :72 часа

1.9. Срок освоения программы :36 недель

1.10. Режим занятий:(1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 мин)72 часа. Академический час -30 мин.

2. Цель и задачи программы

Цель-формирование первичных знаний и умений в области промышленного дизайна, развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать начальные умения и навыки основ промышленного дизайна;
  • обучить способам создания композиции, соблюдения цветовой гармонии;  
  • познакомить с различными техниками декоративно-прикладного творчества;
  •  формировать навыки макетирования из различных материалов.




Воспитательные:

  • формировать коммуникативные навыки межличностного общения;
  • формировать интерес к техническому виду творчества;
  • воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
  • формировать у учащихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования; 
  • формировать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; 


Развивающие:

  • развивать дизайн-мышления, логического мышления, пространственного воображения и творческого потенциала ребенка;
  • развивать эстетический и художественный вкус;
  • развивать познавательный интерес, творческое мышление.
  • развивать эмоциональную интеллектуальность и самосознание.






























3. Содержание программы

3.1. Учебный план


№ п/п

Название модуля, кейса

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.

Знакомство.               

Введение в образовательную программу, техника безопасности, знакомство с оборудованием

2

2

0

Опрос

2.

Знакомство с  промышленным дизайном

4

2

2

Практическая работа

3.

Основы рисунка

8

2

6

Практическая работа

4.

Нетрадиционные техники рисования

22

6

16

Практическая работа

5.

Моделирование


16

4

12

Практическая работа

6.

Бумагопластика

4

2

2

Практическая работа

7.

Апсайклинг

16

4

12

Практическая работа


Итого:

72

22

50


3.2. Содержание учебного плана

  1. Знакомство. Введение в образовательную программу, техника безопасности, знакомство с оборудованием. (2 часа)

Теория: знакомство с понятием промышленный дизайн, его основами и тенденциями развития. Понимание необходимости изучения промышленного дизайна в современном мире.

Практика: свободное рисование на тему «Что относится к дизайну?».

             Формы аттестации/контроля: опрос.

  1. Знакомство с промышленным дизайном. (4 часа)

Теория. Изучение понятия дизайн, его основных видов, более детальное изучение промышленного дизайна и его особенностей. Знакомство с наиболее яркими представителями промышленного дизайна, их идеями и подходом к работе. Понимание основных этапов и процессов работы во время создания проекта. Изучение материалов для изготовления изделий.

Практика: создание собственного дизайна одежды.

             Формы аттестации/контроля: практическая работа.


3.Основы рисунка (8 часа)

              Теория: основы рисунка

Практика: симметрия

            Формы аттестации/контроля: практическая работа.

4. Нетрадиционные техники рисования (22 часов)

Теория: изучение различных техник рисования.

Практика: рисование с помощью различных техник: пластилинография, ниткография, ниткопись, печатание листьями, кляксография, монотипия, пальцевая живопись.

            Формы аттестации/контроля: практическая работа.

   5. Моделирование (16 часов)

Теория: техника работы   3д ручкой.

Практика: создание плоских и объёмных   моделей с использованием 3д ручки.

            Формы аттестации/контроля: практическая работа.

    6. Бумагопластика (4 часа)

Теория: основы бумагопластики.

Практика: создание объёмных предметов из бумаги.

            Формы аттестации/контроля: практическая работа.

    7. Апсайклинг (16 часов)

Теория: знакомство с понятием апсайклинг

            Практика: создание объектов из вторсырья.

             Формы аттестации/контроля: практическая работа.


4. Ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

 -понятия: промышленный дизайн, пластилинография, ниткография, ниткопись, печатание листьями, кляксография, монотипия, пальцевая живопись, апсайклинг, бумагопластика.


Обучающийся должен уметь:

            -          применять полученные знания на практике;

  • реализовывать поставленные задачи в конкретные сроки;
  • использовать навыки командной работы и критического мышления;

-           создавать объёмные предметы с помощью 3д ручки;

-           рисовать с помощью различных техник;


Soft t Skills:

• креативное мышление;

• лидерство;

• умение отстаивать свою точку зрения;

• творческое мышление;

• пространственное мышление и воображение.

Hard Skills:

• эскизирование;

• моделирование;

• макетирование;


II. Комплекс организационно-педагогических условий

5. Календарный учебный график


Дата начала обучения

06.09.2025 г.

Дата окончания обучения

21.05.2026 г.

Количество учебных недель

36 недель

Количество учебных дней

36 дней

Продолжительность каникул

31 декабря-11 января


6. Рабочая программа

п/п


Тема занятия

Количество часов

Дата занятия


Примечание

По плану

По факту

1.

Знакомство. Введение в образовательную программу, техника безопасности, знакомство с оборудованием

2

4.09.2025



2.

Промышленный дизайн как ветвь дизайна

2

11.09.2025



3.

Изделия промышленного дизайна

2

18.09.2025



4.

Основы рисунка

2

25.09.2025



5.

Основы рисунка

2

 2.10.2025



6.

Основы рисунка

2

 9.10.2025



7.

Основы рисунка

2

16.10.2025



8.

Печатание листьями

2

23.10.2025



9.

Печатание листьями

2

30.10.2025



10.

Ниткопись

2

 6.11.2025



11.

Ниткопись

2

13.11.2025



12.

Ниткография

2

20.11.2025



13.

Ниткография

2

27.11.2025



14.

Пластилинография

2

 4.12.2025



15.

Пластилинография

2

11.12.2025



16.

Кляксография

2

18.12.2025



17.

Монотипия

2

25.12.2025



18.

Пальцевая живопись

2

15.01.2026



19.

Моделирование

2

22.01.2026



20.

Моделирование

2

29.01.2026



21.

Моделирование

2

 5.02.2026



22.

Моделирование

2

12.02.2026



23.

Моделирование

2

19.02.2026



24.

Моделирование

2

26.02.2026



25.

Моделирование

2

  5.03.2026



26.

Моделирование

2

12.03.2026



27.

Бумагопластика

2

19.03.2026



28.

Бумагопластика

2

26.03.2025



29.

Апсайклинг

2

    2.04.2025



30.

Апсайклинг

2

  9.04.2025



31.

Апсайклинг

2

16.04.2025



32.

Апсайклинг

2

23.04.2025



33.

Апсайклинг

2

30.04.2025



34.

Апсайклинг

2

 7.05.2025



35.

Апсайклинг

2

14.05.2025



36.

Апсайклинг

2

21.05.2025



7. Форма аттестации/контроля

Формы текущего контроля: презентация, практическая работа

Форма аттестации – презентация, практическая работа

8. Условия реализации программы

Состав группы: число человек в группе – 15. Сформированные группы имеют постоянный состав.

Сведения о помещении: занятия проходят на базе специально оборудованной аудитории, обеспеченной средствами презентации и оборудованной для выхода в Интернет. Учебное помещение оборудовано компьютерами с необходимыми графическими редакторами.


Перечень оборудования, технических средств обучения, инструментов, приборов, перечень материалов: 3D принтер, 3D ручка, 3D сканер, терморежущий станок, набор профессиональных маркеров для скетчинга, наборы для скетчинга, гипсовые фигуры, интерактивная панель; графические планшеты, компьютеры.

9. Оценочные материалы


Критерии оценивания достижений обучающихся

Критерии оценивания

Уровни оценивания

Низкий

Средний

Высокий

Знания

Слабо ориентируется в основных терминах, не умеет формулировать четко цели.

Знает термины и понятия, но не может применять их в ответе, знает материал, изученный за год.

Знает терминологию, умеет выделять главное в установленном материале, четко отвечая на поставленные вопросы.

Умения

Может выполнить задание с помощью педагога, четко следуя его указаниям.

Может выполнять задания самостоятельно.

Самостоятельно может сконструировать (спроектировать) устройство.

Навыки

Слабо формулирует цели и задачи при создании дизайна.

Знает последовательность разработки дизайна, частично выполняет с помощью педагога.

Знает и умеет самостоятельно создать дизайн  в соответствии с задачей.


10. Методическое обеспечение

Методический комплекс систематически пополняется новыми публикациями в области технологии промышленного дизайна и проектирования, разрабатываются новые технологические процессы. Результаты образовательной деятельности отслеживаются и анализируются, составляются карты результативности.

Предложения юных инженеров используются при составлении плана учебных занятий, становятся основой новых проектов.

Методы обучения:

- наглядные (выполнение практических работ, ориентируясь на образец, копируя предложенный образец);

- иллюстративно-демонстративные;

- практические (опыт, упражнения, самостоятельное выполнение заданий, освоение технологий);

- логические (организация логических операций – аналогия, анализ, индукция, дедукция);

Формы занятий:

- знакомство с различными производствами;

- анализ технологических процессов в производстве;

- анализ собранного материала;

- обмен опытом;

- индивидуальные занятия;

- экскурсии на предприятия с целью сбора материала.

Учебно-методические пособия: «тулкит Промдизайнквантум» Авторы: Саакян С.Г.,

Бурбаев Т.Д., Рыжов М.Ю., Базовая серия «Методический инструментарий наставника»

Дидактические материалы, инструкционные, задания, упражнения, образцы изделий и т.п (см. приложение 1)

























11.   Список литературы

Список литературы для педагогов

  1. Журавлева О.Б. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов / О.Б. Журавлева, Б.И. Крук. — М.: ГЛТ, 2013. — 168 c.
  2. Прохорова Л.Н. "Библиотека воспитателя. Развиваем творческое воображение с помощью ТРИЗ-технологий" 2018г.
  3. Лаврентьев А. Н. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика. — М.: Юрайт, 2020. — 209 c.
  4. Основы дизайна и композиции: современные концепции: учеб. пособие/ Е. Э. Павловская [и др.]; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 183 с
  5. Шокорова Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация. — М.: Юрайт, 2020. — 111 c.
  6. Райхерт-Гаршхаммер Е. "Проектная деятельность в дошкольной организации. Учебно-практическое пособие для педагогов. 2018г.
  7. Базовые техники скетчинга для промышленного дизайнера Т.Валке, 2020
  8. Курс промышленного дизайна А.Отт

Список литературы для обучающихся

  1. Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. — М.: КоЛибри, 2018. — 272 c.
  2. Алексеев А. Г. Дизайн-проектирование. — М.: Юрайт, 2020. — 91 c.
  3. Аллен Дж. Базовые геометрические формы для дизайнеров и архитекторов / Дж. Аллен. — СПб.: Питер, 2017. — 85 c.
  4. Джанда М. Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах / М. Джанда. — СПб.: Питер, 2019. — 384 c.

Интернет-ресурсы

https://pedsovet.org/article/10-knig-kotorye-pomogut-kazdomu-vospitatelu

http://design.bmstu.ru/assets/methods/maketirovanie_2019.pdf

http://design.bmstu.ru/assets/methods/maketirovanie_2019.pdf

https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/04/27/netraditsionnye-tekhniki-risovaniya-v-detskom-sadu-i-ikh-rol-v

https://www.maam.ru/obrazovanie/netradicionnye-tehniki-risovaniya

https://verbis-vrn.ru/nash-blog/netradicionnye-tehniki-risovaniya-dlya-detej-i-vzroslyh/

















III. Приложение к ДО программе


12. Рабочая программа воспитания


Цель программ: формирование актуальных социальных и культурных компетенций обучающихся, навыков жизнестойкости и самоопределения, формирование навыков XXI века через приобщение детей к культурному наследию, популяризацию среди обучающихся научных знаний, формирование культуры здоровья, трудовое воспитание детей, профессиональное самоопределение, через экологическое воспитание и содействие развитию лидерского и творческого потенциала детей. 


Особенности организуемого воспитательного процесса в ДТ «Кванториум»

Основная задача ДТ «Кванториум» заключается в создании необходимых условий для реализации современной модели образования, решающей комплексные задачи обучения, воспитания и развития детей. 

Воспитательный процесс осуществляется в двух направлениях:

– основы профессионального воспитания;

– основы социального воспитания.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;

– культура организации своей деятельности;

– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;

– знание и выполнение профессионально-этических норм;

– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– коллективная ответственность;

– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

– толерантность;

– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

– стремление к самореализации социально адекватными способами;

– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие кванторианцев и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел, обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в ДТ «Кванториум» являются следующие:

- стержнем воспитательной работы в течение учебного года являются ключевые общие дела и мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- в учреждении создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от наблюдателя до организатора);

- педагоги ориентированы на формирование коллективов в рамках квантумов, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.

             

Формы воспитательной деятельности: мастер-класс, викторина, презентация.


Содержание воспитательной деятельности

Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям (модулям): «Гражданин и патриот», «Социализация и духовно-нравственное развитие», «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции», «Профориентация».


Планируемый результат

Критерии оценивания достижений:

- ценностные ориентации обучающихся,

- степень развития социальных качеств,

- личностное развитие обучающихся,

- отношение между обучающимися в детском коллективе,

- заинтересованность детей, включенных в коллективно – творческие дела,

- число детей с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение беседы с обучающимися, родителями, при необходимости – анкетирование.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:

- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год,

- какие проблемы решить не удалось и почему,

- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.





Приложение к рабочей программе воспитания


12.1. Календарный план воспитательной работы


Направление работы (модуль)

Наименование мероприятия

Срок проведения

Место проведения

«Гражданин и патриот»

День победы (мастер-класс)

7.05.2026

ДТ «Кванториум»

«Гражданин и патриот»

День защитника отечества (мастер-класс)

19.02.2026

ДТ «Кванториум»

«Гражданин и патриот»

День космонавтики (мастер-класс)

12.04.2026

ДТ «Кванториум»

«Социализация и духовно-нравственное развитие»

Православные традиции России (презентация)

2.05.2026

ДТ «Кванториум»

«Социализация и духовно-нравственное развитие»

День матери (мастер-класс)

22.11.2025

ДТ «Кванториум»

«Профориентация»

Международный день художника (викторина)

 13.12.2025

ДТ «Кванториум»

«Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции»

Международный женский день (мастер-класс)

5.03.2026

ДТ «Кванториум»






         

Комментарии
Комментариев пока нет.