СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ирина37
Россия, Москва, Москва

Программа

кружка «Мастерская творчества»

для детей с ОВЗ в коррекционной образовательной школе

 

Пояснительная записка.

В современном мире остро встает проблема речевого развития детей. В связи с этим нельзя недооценивать значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
Всем известно, что маленькие дети очень много бегают, прыгают, совершают различные движения, потому что это их способ знакомства с этим миром. Выполняя движения и сравнивая то, что они видят с ощущениями от своих рук, дети учатся различать свойства окружающих предметов. И чем точнее и четче будут движения, тем глубже и осмысленнее знакомство детей с миром. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет нам рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития
 речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется большое внимание. Развитие мелкой моторики происходит в разных видах деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой; у детей с нарушением речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому, вместе с развитием мелкой моторики необходимо давать задания, включающие стишки, потешки. Дети их с удовольствием учат и рассказывают.  Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Так же при реализации этой программы происходит необходимое развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Во-первых, это положительно влияет на учебную успешность ребенка (он увереннее отвечает на уроках, меньше стесняется);

Во-вторых, от коммуникативной компетентности зависит процесс адаптации ребенка в школе и его эмоциональное благополучие в классном коллективе;

В-третьих, это эффективный ресурс социального взаимодействия и благополучия его будущей взрослой жизни.

Работа в кружке «»- средство развития творчества, художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия детей (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности).

Работа в кружке не дублирует программный материал по труду, рисованию, окружающему миру, построена с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год.

Цель программы:

-создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации;

-научить ребёнка создавать поделки из разного вида материалов;

-повысить уровень развития связной речи и коммуникативной компетентности.

Задачи программы:

Обучающие:

1.закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

2.обучение умению планирования своей работы;

3.обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

4.обучение приемам работы с различными материалами.

Развивающие:

1.развитие у детей художественного вкуса;

2.развитие памяти, внимания, образного мышления и воображения;

3.развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;

4.развитие мелкой моторики рук;

5.развитие коммуникативных компетенций.

Воспитательные:

1.воспитание уважения к труду и людям труда;

2.формирование чувства коллективизма;

3.воспитание аккуратности;

4.развитие любви к природе.

Принципы программы:

1.доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

2.наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

3.демократичности и гуманизма;

4.научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

5.«от простого к сложному».

Формы и методы занятий:

Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Ожидаемые результаты:

В процессе обучения по данной программе учащиеся:

- научатся различным приемам работы с различными материалами;

-научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

-будут создавать композиции с изделиями;

-овладеют навыками культуры труда;

-разовьют внимание, память, восприятие, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

-научатся слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения, обосновывать своё, договариваться и находить общее решение;

-повысят уровень развития навыков монологической и диалогической речи;

-научатся рефлексировать свои действия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

в классе, 

в школе

Участие в  городских выставках детских творческих работ, конкурсах.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 34 часа

1. Работа с природным материалом (4 ч.)

Работа с природными материалами помогает детям развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

2. Работа с бумажными тарелками (4 ч.)

Виды работ из тарелок. Художественные  приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги необходимые части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.    

3. Театр из конусов        (4 ч.)

Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.

4. Работа с крупой  (4 ч.)

Свойства крупы. Все знают много видов крупы, хранящихся на кухне. Но мало кто знает, что из неё можно изготовить огромное количество прекрасных поделок. А еще работа с крупой отлично развивает мелкую моторику.

5.Работа с бросовым материалом (3 ч.).

Конструирование игрушек из коробок. Игрушки из пластмассовых бутылок.

6. Работа с соленым тестом (4 ч.)

7. Работа с цветными нитками    (4 ч.)

Виды  и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.

8. Работа с полосками картона (4 ч.)

9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)

Основные приемы работы. Изготовление поделок.

Техника изготовления поделок из гофрированной бумаги.

Учебно-методическое обеспечение.

1.  Программа кружковой работы, календарно — тематический план.

2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по    охране труда,  образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги.

5. Материалы и инструменты.

Учебно – тематический план

кружкового объединения ««Мастерская творчества»»

 

Тема

Количество часов

1

Работа с природным материалом

4

2

Работа с бумажными тарелками

4

3

Театр конусов

4

4

Работа с крупой

4

5

Работа с бросовым материалом

3

6

Работа с соленым тестом

4

7

Работа с цветными нитками

4

8

Работа с полосками картона

4

9

Работа с гофрированной бумагой

3

Всего

34

 

Тематическое планирование  кружкового объединения «Мастерская творчества»

Раздел, тема

Кол-во

часов

Цели

Оборудование и материалы

Формирование коммуникативных навыков и действий

1.

Работа с природным материалом

4

1. Научить детей делать поделки из разных природных материалов.

2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3.Развивать фантазию, творчество.

4. Способствовать

коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

Засушенные листья, семечки  подсолнечника, шишки, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА

1.Развивать умение слушать и слышать собеседника;

2.Оказывать взаимопомощь по ходу выполнения поделки;

3.Учить детей договариваться и приходить к общему решению;

Задания:

1.Предложить детям выполнять поделку объединившись

в подгруппыиз 2-3 человек, затем вместе представить свою работу, составив о ней рассказ или разыграв сценку

2.После индивидуального выполнения поделки -договориться и

составить общий рассказ

«Краски осени»

1

«На что похож осенний лист»

1

«Жар птица» (осенний букет)

1

«Теремок» (персонаж из сказки)

1

   

2

Работа с бумажными тарелками

4

1.Обучать детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

2.Закреплять умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги необходимые детали.

3.Учить шнуровать.

Одноразовые бумажные тарелки, цветная и бархатная бумага, цветная тесьма, краски, ножницы, клей.

1.Развивать умение слушать и слышать собеседника, партнера по деятельности;

2.Учитывать разные мнения, обосновывать собственное, находить общее решение;

3.Развивать умение правильно формулировать вопросы и давать на них развернутые ответы.

Задание:

предложить детям после выполнения задания устроить выставку поделок и присудить следующие номинации:

-самая аккуратная;

-самая оригинальная и т.д. (дети в процессе общения и взаимного обсуждения приходят к общему мнению)

«Солнышко»

1

«Паутинка с паучком»

1

«Лягушка»

1

«Зайчик»

1

3

Театр конусов

4

1. Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.

2. Закрепить умение выбирать красивые цветовые сочетания.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Белая, цветная бумага, глазки для поделок, ножницы,

клей ПВА

1.Развивать умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от собеседника, партнера по деятельности;

2.Развивать умение оказывать взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания;

3.Учить составлять описательные рассказы о своей поделке, используя картинный план;

Задание:

Предложить детям обсуждать каждый рассказ, комментировать, делать свои дополнения.

«Царевна лягушка»

1

«Львенок»

1

«Веселый медвежонок»

1

«Собачка»

1

4

Работа с крупой

4

1.Закрепить знания детей о свойствах крупы;

2.Формировать умение делать поделки из крупы;

3.Закреплять умение

использовать в работе полученные ранее знания.

4.Развивать коммуникативные навыки общения.

Крупа, картон, клей, ножницы, палочки, зубочистки.

1.Развивать умение рефлексировать свои действия; слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение;

2.Развивать коммуникативные навыки общения.

Задание:

Предложить детям обсудить предложенную поделку и пофантазировать на тему того, как можно её выполнить.

-Чьё предложение тебе понравилось и почему.

«Чудо дерево»

1

«Хризантема»

1

«Клоун»

1

«Пингвин»

1

5

Работа с бросовым материалом

3

1.Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных бросовых материалов.

2.Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

3.Учить составлять предложение, опираясь на предложенную схему и заданное слово.

Стаканчики из под йогуртов и т.п,

кисточки,

клей.

1.Развивать умение слушать и слышать собеседника;

2.Оказывать взаимопомощь;

Задания:

1.Составлять предложение, опираясь на предложенную схему и заданное слово;

2.Предложить детям следить за ответами. В случае неточности поднять руку для оказания помощи или правильного ответа.

-Чьё предложение тебе понравилось больше? Повтори его.

«Павлин»

1

«Кошка»

1

«Цветочные горшки»

1

6

Работа с соленым тестом

4

1. Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

2. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.

1.Развивать умение оказывать взаимопомощь взаимоконтроль по ходу выполнения поделки;

2.Договариваться и находить общее решение;

3.Учить рефлексировать свои действия.

Задание:

Разделить детей на команды, предложить работать сообща, договариваться о том, кто за что будет отвечать.

-Почему ваша команда успешно справилась с этим заданием?(смогли договориться, работали сообща)

«Рисуем тестом»

1

«Милые сердечки»

1

«Улитка»

1

«Черепашка»

1

7

Работа с цветными нитками

4

1. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).

2. Познакомить с новым способом изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками.

3. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

Обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, краски, заготовки конусов, клей.

1.Развивать умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения, обосновывать свое;

2.Учить договариваться и находить общее решение.

Задание:

Предложить детям обсудить предстоящую работу, варианты её выполнения.

-Чья версия вам понравилась? - Почему?

-Что бы вы хотели добавить или изменить?

«Котенок»

1

«Лебеди»

1

«Гусеница»

1

«Ваза с цветами»

1

8

Работа с полосками картона

4

1. Научить детей работать с полосками картона

2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Картон, краски, кисти, ножницы, клей.

1.Развивать умение услышать разные мнения, обосновывать собственное;

2.Учить с помощью вопросов получать необходимые сведения от собеседника.

Задания:

1.Предложить детям обсудить предстоящую работу, составить поэтапный план своих действий;

2.После выполнения задания обсудить составленный план и при необходимости внести поправки.

-Чьи предложения были правильными?

«Золотая рыбка»

1

«Гусеница»

1

«Котенок»

1

«Клоун»

1

9

Работа с гофрированной бумагой

3

1.Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки.

2.Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения.

Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

1.Развивать умение слушать и слышать собеседника;

2.Развивать умение оказывать взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения работы;

3.Договариваться и находить общее решение;

4. Развивать навыки монологической и диалогической речи

5.Учить рефлексировать свои действия.

Задание:

Предложить детям после выполнения задания устроить выставку поделок и присудить следующие номинации:

-самая красивая;

-самая аккуратная;

-самая оригинальная и т.д. (дети в процессе общения и взаимного обсуждения приходят к общему мнению)

«Розочки»

1

«Первые цветы»

1

«Подарок маме»

1

   

Список литературы.

1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992.

2. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел. М., 2005

3. В.С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002

4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

5.М.А. Кузьмина, М.В. Максимова. Послушные узелки. ЭКСМО 1997.

6. Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009

7. И.Н. Соленое тесто. М.2006.

8.В.А.Родионов, М.А. Ступницкая, О.В. Кардашина. Я и другие: тренинги социальных навыков.Ярославль: Академия развития, 2001.


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Венедиктова Елена Сергеевна, 24.11.16 в 20:39 0 Ответить Пожаловаться
Программа повторяется
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.