Внеклассное мероприятие «Математическая палестра» (9-11 классы)

0
0
Материал опубликован 16 July 2019

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПАЛЕСТРА для 9 -11 КЛАССОВ .


 

Сидорова Елена Владимировна учитель математики Журавской СОШ Чистоозёрного района Новосибирской области.

Цели мероприятия:

Повышение познавательного интереса к предмету математики.

Способствовать воспитанию толерантности учащихся.

Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.

Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.

Викторина, проводится для 9-11 классов в рамках недели математики. В игре принимают участие три команды (от каждого взвода по 6 участников). Каждая команда выбирает себе название.

Правила игры:

Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы.

Каждый ответ оценивается 1 баллом. Вопросы командам задаются по очереди. В том случае, если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит следующей команде. За каждой командой закреплены по 2 консультанта, они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.

Ход игры:

Игра начинается с представления команд, и сообщаются правила игры.

1.Угадай .

2.Разминка команд.

3.Конкурс капитанов.

4. Догонялки.

5.Подведение итогов. Награждение команд.

Ведущий:


 

Гонимы ветром мчатся тучи

Летят за ними колесницы:

Так древнегреческий народ

Спешит воотчью насладиться

Игрою юных палестинцев.

 

- С 12 лет в Древней Греции мальчики посещали школы, которые назывались палестры(от слова парь-борьба), где состязались в физической силе (борьба, бег, прыжки..). Та же Греция славилась величайшими умами, философами, математиками.

Прошли времена и борьбой занимаются сейчас не только юноши, но и девушки и состязаются не только в физических способностях, но и в интеллектуальных. Вот и сегодня наше состязание в современной палестре – это состязание умов. И судить наше состязание будет представитель древнего мира богиня правосудия – Фемида.

1.Угадай о каком математическом понятии или о каком ученом идет речь в следующих строках? ( капитаны команд выбирают по два вопроса)

 Задание 1

1.   Квадрат обмяк, устал

Дал за углы себя схватить

Другой фигурой стал

И загрустил:

А вдруг он промахнулся?

А вдруг бы жизнь другим путем пошла,

Поставь он

Два других угла?

Вопрос : какой фигурой стал квадрат? (ромбом)

2.   Прямая я. Мой путь далек –

На бесконечности мой огонек.

Но к своему привязана я кругу

Хоть мы противоречье друг для друга

И для меня далеко, как звезда,

Горит та цель, что к ней стремлюсь всегда.

И пусть мой путь меня уводит в вечность

Пока круг не сомкнется в бесконечность.

Вопрос: название прямой? (касательная)

3.   Не знаю, чем кончу я поэму

И как мне печаль избыть

Древнейшую теорему

Никак я не в силах забыть.

Стоит треугольник, как ментор,

И угол прямой в ней есть

И всем его элементам

Повсюду покой и честь.

Вопрос: название теоремы (т.Пифагора)

4.   Идут две подруги

Откуда и куда?

Быть может, что у цели

Не быть им никогда.

Придут ли в бесконечность

И будет ли дано,

Хоть погрузившись в вечность,

Двум слиться им в одно?

Вопрос: кто эти подруги? (параллельные прямые)

5.Вопрос:  Какое математическое понятие описывают строки стихотворения?

Жил на свете Джонни

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ничего!

Нечего покушать

Нечего одеть

Не к чему стремиться

Не о чем жалеть

Нечего бояться

Нечего терять…

Весело живется

Нечего сказать! (0, 0, 0)

6. Вопрос:   О ком эти строки?

Замыслом неведомым охвачен

Он не знал, что в городе враги,

И в раздумье на земле горячей

Выводил какие-то круги.

Он чертил задумчивый, не гордый

Позабыв текущие дела

И внезапно непонятной хордой

Тень копья чертеж пересекла.

Он в глаза солдатам глянул смело

«Убивайте, римляне – враги!

Убивайте раз такое дело,

Но не наступайте на круги!» (Архимед)


 

2.РАЗМИНКА КОМАНД.

1.     Кто из великих математиков сказал: «Среди равных углов при одинаковости прочих условий превосходит тот, кто знает геометрию». (Блез Паскаль)

2.     Какие два целых числа, если их перемножить дают столько же, сколько получается от их сложения? (2 и 2)

3.     Какие три натуральных числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается от их сложения? (1,2,3)

4.     Какие два натуральных числа, умноженные одно на другое, дают в результате 7? (1и7)

5.     Можно ли между цифрами 2 и 3 поставить какой-либо знак, чтобы получилось число больше2, но меньше 3? (2,3)

6.     Полтора лимона стоят 1,5 рубля. Сколько стоит 10 лимонов? (10 руб.)

7.     Чему равно произведение всех цифр? (0)

8.     Сколько будет если полсотни разделить на половину? (50:1/2=100)

9.     Какой год двадцатого столетия не изменится, если его читать «вверх ногами»? (1961)

10. Где на земле самые длинные сутки? (везде одинаковые)

11. Угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное увеличение. Какой величины покажется угол? (1 градус)

12. Петух, стоя на 1 ноге, весит 5 кг..Сколько он будет весить, если встанет на 2 ноги? (5 кг.)

13. В одной семье у каждого из 6-ти братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (7)

14. В двух ящиках лежат яблоки по 20 штук в каждом. Из одного ящика взяли несколько яблок, а затем из другого взяли столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько яблок осталось в обоих ящиках?

(20 штук)

15.Полный бидон с молоком весит 30 кг., а наполненный наполовину 15,5кг. Сколько весит бидон? (1 кг.)

16.Найдите хотя бы одно решение неравенства 0,01<x<0,011. (0,0105)

17.На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (на 19-й)

18.Три охотника варили кашу. 1-й положил две кружки крупы, 2-й одну кружку, а у 3-его крупы не было. Они съели кашу поровну. 3-й охотник и говорит: «Спасибо за кашу! У меня осталось 5 патронов, и вот вам задача: как поделить патроны в соответствии с вашим вкладом?» (все патроны надо отдать 1-ому охотнику)

19.Есть 2 сковородки: на каждой помещается 1 блин, надо поджарить 3 блина с 2-х сторон. Каждая сторона блина жарится 1 мин. За какое наименьшее время можно это сделать? (за 3 мин.)

20. Два мальчика хотели купить книгу. Одному из них не хватало 27 коп., а другому 1 коп., они сложили свои деньги, но денег все равно не хватало. Сколько стоит книга? (27 коп.:0 коп. и 26 коп.)

21.Шоколадка стоит 1 рубль и еще полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (2 руб.)

22.Арбуз весит 2кг. и еще 2/3 арбуза. Сколько весит арбуз? (6 кг.)

23. Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (9)

24.Какая борона глубже сидит в земле: массой 60 кг. с 20 зубьями или массой в 120 кг. с 60 зубьями? (1-я)

25.Дан равнобедренный треугольник со сторонами: 5 см. и 2 см. Какая из сторон является основанием? (2см.)

26.Дано число 329. Поставьте такой математический знак между цифрами и так расположите цифры, чтобы не нарушая их последовательности, вы получили 0. (32-9)

27.Какие числа при перевертывании увеличиваются в 1,5 раза? (6,66,666,..)

28.Применяя различные математические получите из пяти троек 0;1;2;3;4;5.

(33-33).3=0

(3-3).3+3:3=1

(3+3+3+3):3=4

33:3-3.3=2

3/3+3/3+3=5

(3.3+3.3):3=6

29.Кому принадлежат слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». (Ломоносов)

30. «Книга книгой, а мозгами двигай». (Маяковский)

СОРЕВНОВАНИЯ КОМАНД.

1.В теплом хлеве у бабуси

Жили кролики и гуси.

Бабка странною была-

Счет животных так вела:

Выйдет утром за порог,

Сосчитает 280 ног

А потом без лишних слов

Сосчитает 100 голов

И со спокойною душой

Идет снова на покой.

Кто ответит поскорей

Сколько было там гусей?

Кто ответит из ребят,

Сколько было там крольчат?

(40 крольчат, 60 гусят)

2.Встретились три подруги: Белова, Краснова, Чернова. На одной из них было надето черное платье, на другой – красное, на третьей – белое. Девочка в белом платье говорит Черновой «Нам надо всем поменяться платьями, а то цвет платьев не соответствует нашим фамилиям». Кто был в каком платье?

(Белова в черном, Чернова в красном, Краснова в белом)

3.Сложите из 6 спичек 4 равносторонних треугольника.

Из 12 6 квадратов.

4.Восстановите равенства, переложив в каждом по 1 спичке.

ХХ+Х=IХ ХХ-ХI=IХ или ХIХ-Х=IХ

5. Софизм. Где ошибка?

35+10-45=42+12-54

5(7+2-9)=6(7+2-9)

5=6

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.

(набирают для своей команды очки)

1.Назвать квадраты двузначных чисел по очереди, какая команда болельщиков не может ответить на вопрос – выбывает из конкурса.

2.Назвать математические термины (числа нельзя) на «М», «А», «П».

3.Игра с 3-мя стаканами и альбомным листом бумаги. На бумагу сверху надо поставить стакан с соком. (свернуть бумагу гармошкой)

4.Из половины тетрадного листа сделать дырку, чтобы в нее мог пролезть человек.

5. Найти закономерность и дописать ряд чисел.

25 25 21 21 17 17 (13 13)

21 18 16 13 11 8 (6 3)

3 4 6 9 13 18 (24 31)

1 4 9 16 25 36 (49 64)

16   12 15 11 14 10 (13 9)


 

7.Софизмы:

9х+1=28

 

 

 

 

 

 

5х-1=19

 

 

 

 

 

 

 

16х+10=? (90)

 

 

 

 

 

 

 

 

4х-17=? (15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Художник допустил ошибку, исправьте.

5+5+5=550 (545+5=550)

9.Назвать пословицы с цифрами, счетом.

А)Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Б)цыплят по осени считают

В)лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать

Г)один ум хорошо, а два лучше

Д)старый друг лучше новых двух

Е)7 раз отмерь – один раз отрежь

Ж)7 пядей во лбу

З)человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь

10.Песни с цифрами, математическими терминами.

- 2х2=4

- А нам говорят, что катет короче гипотенузы

- раз дощечка, два дощечка будет лесенка

- вычитать и умножать, малышей не обижать

 

3.КОНКУРС КАПИТАНОВ

Вопросы для 9 класса «Отвечай сразу»

1.График обратной пропорциональности? (гипербола)

2.График линейной функции. (прямая)

3.Знак вычитания. (-)

4.Математическое утверждение, истинность которого доказывается. (теорема)

5.ГМТ точек плоскости, равноудаленной от данной. (окружность)

6.Самая большая сторона прямоугольного треугольника. (гипотенуза)

7.Отрезок, соединяющий две точки окружности. (хорда)

8.Угол, соответствующий дуге, длина которой равна радиусу. (радиан)

9.Число, которое обращает уравнение в верное числовое равенство. (корень)

10.Отрезок, соединяющий не соседние вершины многоугольника. (диагональ)

 

 

Вопросы для 10 класса «Отвечай сразу»


 

1.График функции у=sin x (синусоида)

2.Направленный отрезок. (вектор)

3.Дать определение производной.

4.Отрезок, соединяющий основание наклонной с основанием перпендикуляра. (проекция наклонной)

5.Две прямые, не лежащие в одной плоскости. (скрещивающиеся)

6.Число на которое делят. (делитель)

7.Повторяющая группа цифр в десятичной записи дроби. (период)

8.Математическое предложение, принимаемое без доказательства. (аксиома)

9.Равенство, содержащее неизвестное. (уравнение)

 

 

 

Вопросы для 11 класса «Отвечай сразу»


 

1.Область определения логарифмической функции?

2.Характерная точка графиков логарифмических функций. (1;0)

3.log 5 0,2=?

4.Сторона грани многогранника. (ребро)

5.Граница шара. (сфера)

6.Показатель степени. (логарифм)

7.Точное предписание, которое задает вычислительный процесс. (алгоритм)

8.Сечение шара плоскостью. (круг)

9.Условный знак для обозначения чисел. (цифра)

10.Угол между плоскостями (двугранный)

11. Функции ех . (экспонента)

 

4. ДОГОНЯЛКИ.

1.     Автор первого учебника математики в России. (Магницкий)

2.     Первая женщина-математик в России. (Ковалевская)

3.     Великий русский математик, создатель неевклидовой геометрии. (Лобачевский)

4.     Древнегреческий математик, астроном и философ. Его именем названа теорема об отрезках, лежащих на 2-х прямых, рассекаемых // прямыми. (Фалес)

5.     Немецкий ученый – король математиков. В 3-х летнем возрасте удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. (Гаусс)

6.     Математик, который ввел теорему, выражающую связь между коэффициентами квадратного уравнения. (Виет)


 

Подведение итогов. Награждение команд.

 Ведущий.

Прошла пора, свершился суд,

И изрекаю на прощанье

Слова, что времени не ждут.

Благодарю всех за вниманье.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.