Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-9 классов «Математические задачи»
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
8-9 КЛАСС
Рабочая программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
Мыски 2019
Рабочая программа разработана учителями математики Лоскутниковой Е.В., Шимолиной Т.И., Носовой Г.А., Большаковой О. П.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математические задачи 8-9 класс» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ№4» с учетом программ, включенных в ее структуру, направленная на формирование познавательных учебных действий: умение выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математические задачи 8-9 класс» составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО МБОУ «СОШ №4» в соответствии программой внеурочной деятельности МБОУ «СОШ№4», направленная на формирование познавательных учебных действий: умение выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
В плане внеурочной деятельности на изучение программы отводится по 34 ч, из расчета 1 час в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математические задачи 8-9 класс»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за российскую математическую науку;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности вести диалог;
развитие эстетического сознания, творческой деятельности, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
формирование основ современной математической культуры
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения математической информации.
Предметные результаты:
формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
развитие логического и математического мышления, умение применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; развитие математической интуиции.
осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
развитие умений работать с учебным математическим текстом;
овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений, решения задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.
Содержание курса внеурочной деятельности «Математические задачи 8-9 класс» с указанием форм организации и видов деятельности
8 класс (34 часа)
Модуль 1. Алгебраические задачи (29 часов) | Формы организации | Основные виды деятельности |
Задачи на движение (4 ч): Движение по реке. Движение по озеру. Движение на дорогах. | Групповая форма работы. | Включатся в групповую работу. Анализировать и осмысливать текст задачи. Моделировать условие с помощью схем, таблицы. Слушать и анализировать выступления своих товарищей. |
Текстовые задачи (9ч): Математические задачи в стихах и поэмах. Математические задачи в романах, рассказах. Задачи на совместную работу. Перевозка грузов, грузоподъемность. Работа на заполнение резервуаров. | Дискуссия, беседы. | Изучение видов текстовых задач, выделение этапов решения задач. Решать текстовые задачи. Анализировать и осмысливать текст задачи. Строить логическую цепочку рассуждений. Моделировать зависимости с помощью формул. Слушать и анализировать выступления своих товарищей. |
Задачи на проценты(4ч): Задачи на проценты на уроках физики. Задачи на проценты на уроках химии. Задачи на сплавы и смеси растворов. | Групповая форма работы. Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы. | Составление и решение задач из жизненных ситуаций, где используются проценты Анализировать и осмысливать текст задачи. Строить логическую цепочку рассуждений. Моделировать зависимости с помощью формул. Слушать и анализировать выступления своих товарищей |
Переправы и разъезды (2ч): Задачи на реки и мосты, переправы и разъезды. | Работа в парах. | Решение задач, над которыми можно «думать рисунком». Тренировка памяти, внимания и смекалки. Рисовать и думать. |
Задачи с денежными операциями (6 ч): Банковские расчёты вкладов. . Процентная ставка. Штрафы. Понятие кредита, пеня. Экономия на предприятиях. ЖКХ. Ремонт. | Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы | Формулировать понятия: процентная ставка, вклады, бюджет, зарплата, штрафы. Анализировать и осмысливать текст задачи. Строить логическую цепочку рассуждений. |
Логические задачи (4 ч): Задачи, с историческими сюжетами. Задачи на переливание (таблица). | Групповая форма работы. | Составление таблицы для решения задачи. Решение логических задач способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. |
Модуль 2. Геометрические задачи (5 ч) Нахождение объемов фигур, вместимость сосудов, помещений. Геометрия в природе. Задачи на практическое применение геометрии. | Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы. | Вычислять площади и объемы фигур, используя формулы. Исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя наблюдения и измерения. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. |
9 класс (34 часа)
Модуль 1. Алгебраические задачи (26часов) | Формы организации | Основные виды деятельности |
Поиск закономерностей (2 ч): Поиск закономерностей. | Работа в парах | Определение правила, по которому в числовом, фигурном или другом ряду элементов происходит повторение или изменение самих элементов или их свойств в соответствии с заданным правилом. Анализировать и осмысливать задание. |
Текстовые задачи (10 ч): Математические задачи в статьях. Математические задачи в мифологических произведениях. Математические задачи в романах, рассказах. Задачи на совместную работу. Перевозка грузов, грузоподъемность. Работа на заполнение резервуаров. Построение графиков зависимости. | Дискуссия, беседы. | Изучение видов текстовых задач, выделение этапов решения задач. Решать текстовые задачи. Анализировать и осмысливать текст задачи. Строить логическую цепочку рассуждений. Моделировать зависимости с помощью формул. Слушать и анализировать выступления своих товарищей. |
Задачи на проценты (7 ч): Семейные задачи. Задачи на наследство. Акции. Скидки. Ремонт. Задачи на смеси растворов. Задачи на сушеные фрукты, грибы. | Групповая форма работы. Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы. | Составление и решение задач из жизненных ситуаций, где используются проценты Анализировать и осмысливать текст задачи. Строить логическую цепочку рассуждений. Моделировать зависимости с помощью формул. Слушать и анализировать выступления своих товарищей |
Задачи с денежными операциями (4 ч): Понятие о банковской системе. Экономия на предприятиях. ЖКХ. | Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы | Формулировать понятия: процентная ставка, вклады, бюджет, зарплата, штрафы. Анализировать и осмысливать текст задачи. Строить логическую цепочку рассуждений. |
Логические задачи (3 ч): Задачи, с историческими сюжетами. Решение задач на переливание векторным способом. | Групповая форма работы. | Составление таблицы для решения задачи. Решение логических задач способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. |
Модуль 2. Геометрические задачи (8 ч) Нахождение площадей. Задачи на практическое применение геометрии. Геометрия в природе. Решение задач на клетчатой бумаге. Симметрия вокруг нас. | Беседы, игры-состязания, игры-конкурсы. | Вычислять площади и объемы фигур, используя формулы. Исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя наблюдения и измерения. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. |
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов 8 класс | Кол-во часов 9 класс |
| Модуль 1: «Алгебраические задачи» | 29 | 26 |
1 | Задачи на движение | 4 | |
2 | Поиск закономерностей | | 2 |
3 | Текстовые задачи | 9 | 10 |
4 | Задачи на проценты | 4 | 7 |
5 | Переправы и разъезды | 2 | |
6 | Задачи с денежными операциями | 6 | 4 |
7 | Логические задачи | 4 | 3 |
| Модуль 2: «Геометрические задачи» | 5 | 8 |
| Итого | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Количество часов |
| Алгебраические задачи | 29 |
| Задачи на движение | 4 |
1 | Движение по реке | 1 |
2 | Движение по озеру. | 1 |
3 | Движение на дорогах. | 1 |
4 | Движение на дорогах. | 1 |
| Текстовые задачи | 9 |
5 | Математические задачи в стихах | 1 |
6 | Математические задачи в поэмах. | 1 |
7 | Математические задачи в романах. | 1 |
8 | Математические задачи в рассказах. | 1 |
9 | Задачи на совместную работу. | 1 |
10 | Задачи на совместную работу. | 1 |
11 | Перевозка грузов, грузоподъемность. | 1 |
12 | Работа на заполнение резервуаров | 1 |
13 | Работа на заполнение резервуаров | 1 |
| Задачи на проценты | 4 |
14 | Задачи на проценты на уроках физики. | 1 |
15 | Задачи на проценты на уроках химии. | 1 |
16 | Задачи на сплавы | 1 |
17 | Задачи на смеси растворов | 1 |
| Переправы и разъезды | 2 |
18 | Задачи на реки и мосты, | 1 |
19 | Задачи на переправы и разъезды | 1 |
| Задачи с денежными операциями | 6 |
20 | Банковские расчёты вкладов. Процентная ставка. | 1 |
21 | Штрафы. | 1 |
22 | Понятие кредита, пеня. | 1 |
23 | Экономия на предприятиях. | 1 |
24 | ЖКХ. | 1 |
25 | Ремонт. | 1 |
| Логические задачи | 4 |
26 | Задачи с историческими сюжетами. | 1 |
27 | Задачи с историческими сюжетами. | 1 |
28 | Задачи на переливание (таблица). | 1 |
29 | Задачи на переливание (таблица). | 1 |
| Геометрические задачи | 5 |
30 | Нахождение объемов фигур. | 1 |
31 | Вместимость сосудов и помещений. | 1 |
32 | Геометрия в природе | 1 |
33 | Задачи на практическое применение геометрии | 1 |
34 | Задачи на практическое применение геометрии | 1 |
Календарно-тематическое планирование 9 класса
№ | Тема | Количество часов |
| Алгебраические задачи | 26 |
| Поиск закономерностей | 2 |
1 | Поиск закономерностей | 1 |
2 | Поиск закономерностей | 1 |
| Текстовые задачи | 10 |
3 | Математические задачи в статьях. | 1 |
4 | Математические задачи в мифологических произведениях | 1 |
5 | Математические задачи в романах. | 1 |
6 | Математические задачи в рассказах. | 1 |
7 | Задачи на совместную работу. | 1 |
8 | Задачи на совместную работу. | 1 |
9 | Перевозка грузов, грузоподъемность. | 1 |
10 | Работа на заполнение резервуаров | 1 |
11 | Работа на заполнение резервуаров | 1 |
12 | Построение графиков зависимости. | 1 |
| Задачи на проценты | 7 |
13 | Семейные задачи. | 1 |
14 | Задачи на наследство. | 1 |
15 | Акции. Скидки. | 1 |
16 | Ремонт. | 1 |
17 | Задачи на смеси растворов. | 1 |
18 | Задачи на сушеные фрукты и грибы. | 1 |
19 | Задачи на сушеные фрукты и грибы. | 1 |
| Задачи с денежными операциями | 4 |
20 | Понятие о банковской системе. | 1 |
21 | Экономия на предприятиях. | 1 |
22 | Экономия на предприятиях. | 1 |
23 | ЖКХ. | 1 |
| Логические задачи | 3 |
24 | Задачи с историческими сюжетами. | 1 |
25 | Задачи на переливание векторным способом. | 1 |
26 | Задачи на переливание векторным способом. | 1 |
| Геометрические задачи | 8 |
27 | Нахождение площадей. | 1 |
28 | Задачи на практическое применение геометрии | 1 |
29 | Задачи на практическое применение геометрии | 1 |
30 | Геометрия в природе. | 1 |
31 | Решение задач на клетчатой бумаге. | 1 |
32 | Решение задач на клетчатой бумаге. | 1 |
33 | Симметрия вокруг нас. | 1 |
34 | Симметрия вокруг нас. | 1 |