«Математическое путешествие с героями сказок (закрепление знания состава чисел от 2 до 8)»
МУДО «Центр детского творчества»
Ленинского района г. Саратова
Конспект учебного занятия на тему:
«Математическое путешествие с героями сказок (закрепление знания состава чисел от 2 до 8)»
Разработал педагог дополнительного образования
Тютяева Ирина Викторовна
Цель занятия: закрепление знания состава чисел от 2 до 8. Закрепление знания решения примеров и задач на сложение и вычитание.
Задачи занятия:
Обучающие:
- закрепить знание состава чисел от 2 до 8,
- закрепить навык выполнения действий сложения и вычитания в пределах 8 в процессе решения примеров и задач.
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности и дисциплинированности; навыка контроля и самоконтроля; взаимопомощи.
Развивающие: способствовать развитию внимания, смекалки, памяти, логического мышления, интереса к математике.
Тип занятия: занятие закрепления изучаемого материала.
Форма проведения: занятие – путешествие.
Педагогические технологии: проблемного обучения, группового обучения, личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Методы обучения: проблемно-диалогический, словесный, наглядный, практический, рефлексивный.
Оборудование и материалы: телевизор, музыкальный центр, карточки с примерами и задачами, карточки с цифрами, картинки с изображением сказочных героев, паровозик, числовые отрезки.
I. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно снова видеть вас на нашем занятии.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели
Все ли правильно следят?
Все ль внимательно глядят?
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.
Я знаю, что вы очень любите читать книги, а особенно сказки. И я хочу прямо сейчас пригласить вас в сказку "Золотой ключик или приключения Буратино". Внимательно посмотрите отрывок из сказки и запомните всё, что там происходит. Ребята смотрят отрывок из сказки (момент, в котором Мальвина предлагает Буратино решить задачу по математике).
-Ребята, что сейчас делал Буратино?
-Почему Буратино дал такой ответ? Разве он был очень жадным?
Ответы детей.
Педагог: Я согласна с вами, Буратино пока еще плохо решает примеры и задачи и стесняется этого. И мы с вами на занятиях по математике убедились, что решение примеров и задач - дело непростое.
Ребята, давайте вспомним, что нужно знать и уметь, чтобы хорошо решать примеры и задачи?
Учащиеся:
-знать очень твердо состав чисел,
-уметь пользоваться числовым отрезком,
-знать, из каких частей состоит задача; знать последовательность этапов решения задачи.
Итак, чтобы хорошо решать примеры и задачи, нам необходимо закрепить полученные знания, и это цель нашего сегодняшнего занятия.
Тема нашего сегодняшнего занятия – "Закрепление знания состава чисел от 2 до 8. Закрепление знания решения примеров и задач на сложение и вычитание". (Тема занятия вывешивается на занавесе).
Ребята, а как вы думаете, на этот урок нам нужно пригласить Буратино? Я прошу вас работать активно, дружно, с интересом, соблюдать правила поведения на уроке, чтобы у Буратино появилось желание учиться в школе и чтобы он полюбил такой сложный, но очень интересный предмет как "математика". (Педагог сажает игрушку Буратино за игрушечную школьную парту).
Ребята, я приглашаю вас, Буратино и всех наших гостей отправиться в путешествие по сказкам. В путешествие нас повезет сказочный паровозик из Ромашково. Он привез вам интересные математические задания для математической разминки.
Посмотрите, ребята, вагончики паровоза необычные. Что это? Это конверты, а в них интересные задания.
Задание 1 (педагог вынимает его из конверта).
Педагог: Паровозик спрашивает вас, из каких геометрических фигур он состоит?
Учащиеся: Из прямоугольников, кругов, треугольников, четырехугольников (квадрата, прямоугольников, трапеции).
Задание 2 (педагог вынимает его из конверта-вагона номер 2). Один из детей читает задание: «Какой вагончик здесь лишний (отличается от всех остальных)?»
Учащиеся находят 4 верных варианта ответа:
-один вагончик лишний по цвету,
-другой вагончик лишний по размеру,
-еще один вагончик лишний по количеству окон,
-еще один вагончик лишний по форме окон.
Примечание: когда дети ищут лишний вагончик, то они называют порядковый номер вагончика.
Педагог: Молодцы, ребята, все задания выполнили верно. Внимание, поезд отправляется.
Дети встают и делают физкультминутку "Паровозик".
А вот и первая остановка, первая сказка:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница такая...
Что это за сказка? (ответ учащихся).
Педагог: Правильно, это "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Ребята, мы сегодня говорили, что для того, чтобы хорошо решать примеры и задачи, надо твердо знать состав чисел. Белка приготовила для вас математические ёлки. Наверху каждой елки написана цифра. Будем работать парами. Вы вместе с товарищем по парте вспомните, пожалуйста, состав чисел и запишите на шишках нужные цифры.
Давайте вместе с белкой посмотрим, справились ли вы с заданием? (Идет проверка выполненного задания).
Педагог: Молодцы! Давайте посадим елки в нашем сказочном лесу. Они сегодня будут помогать нам решать примеры и задачи.
III. Этап закрепления знаний.
Едем дальше. И мы приближаемся к Цветочному городу. Ребята, а в какой сказке был город с таким названием? Правильно, в сказке "Приключения Незнайки и его друзей". Малыш по имени Знайка хочет увидеть, как вы умеете решать задачи. (Дети решают задачу, называют условие, вопрос, решение и ответ).
Дядя ежик в сад зашел,
8 спелых груш нашел.
5 из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
Сколько груш дядя ежик дал зайчатам?
Молодцы! Я вижу, что вы немного устали, но у вас очень хорошее настроение и я приглашаю вас отдохнуть.
Физкультминутка "Хорошее настроение".
Едем дальше. Слышите, звучит одна из наших любимых песен о дружбе? Как называется сказка, в которую мы попали?
Учащиеся: "Маша и медведь".
Педагог: Медведь из сказки приглашает вас поиграть в математический футбол.
Я буду показывать вам карточки с примерами. Вы постарайтесь их правильно решить, но не говорите ответ вслух, а показывайте правильный ответ с помощью карточек-мячей. Их для вас приготовила Маша из сказки "Маша и медведь". А еще Маша принесла ваши числовые отрезки, которые придут вам на помощь, если у вас возникнут затруднения при выполнении задания. Если вы правильно решили пример, значит, вы забили гол. Следить за правильностью решения примеров будет судья. Он будет справедливым и постарается очень вежливо указать на ошибку.
Примеры для игры "Математический футбол":
2+3= 4-2= 8-4= 3+3=
7-6= 6-2= 7-4= 8-8=
Молодцы!
Ну и в заключение нашего занятия мы с вами выполним еще одно задание, которое привез нам в начале занятия паровозик из Ромашково.
Педагог: Ребята, паровозик приглашает вас принять участие в математическом марафоне. А что означает слово «марафон»? (Марафон – это бег на очень большое расстояние). Мы сейчас решим с вами много задач. Я буду читать вам интересные задачи, а вы постарайтесь очень быстро решить их и дать правильный ответ. Поскольку это особый вид задания – марафон, отвечать можно и всем вместе одновременно, но работайте, пожалуйста, тихо.
Итак, на старт, внимание, марш!
1) Шло по дороге 2 лошади, а навстречу им ещё 4 лошади. Сколько лошадей встретилось на дороге? (6)
2) У девочки было 4 хомячка. Двух она подарила подруге. Сколько хомячков осталось у девочки? (2)
3) Сколько ног у двух кроликов? (8)
4) Мама-курица учила 8 цыплят летать. 5 цыплят освоило полёт, а остальные – нет. Сколько цыплят ещё летать не умеет? (3)
5) Лежало в сарае 5 тыкв. Из 2 тыкв сварили кашу для детского садика. Сколько тыкв осталось? (3)
6) Для постройки домика нужно 7 кубиков. У Маши есть 4 кубика. Сколько кубиков ей не хватает? (3)
7) У Буратино было 3 монеты, а у Мальвины на 2 больше. Сколько монет было у Мальвины? (5)
8) Из 3 яиц вылупились маленькие динозаврики, и ещё столько же динозавриков пока сидят в яйцах. Сколько будет динозавриков, когда последний из них вылезет из яйца? (6)
9) На шляпке волнушки уместилось 2 лягушонка, а на шляпке гриба-зонтика на 6 лягушат больше. Сколько лягушат сидело на грибе-зонтике? (8)
10) Белка сорвала на одной поляне 6 рыжиков, а на второй на 4 рыжика меньше. Сколько рыжиков сорвала белка на второй поляне? (2)
(После решения задач одна из девочек просит разрешения выйти из класса. В это время помощник надевает ей парик Мальвины).
Педагог: Молодцы, ребята! Все задачи правильно решили.
IV этап. Рефлексия. Подведение итогов.
Раздаётся стук в дверь. Входит Мальвина.
Мальвина: Здравствуйте! Извините, что отрываю вас от занятия, но у нас пропал Буратино. Я слышала, что в вашем объединении ребята готовятся к школе, вот я и подумала, может быть, Буратино у вас?
Буратино: Не волнуйся, Мальвина, я здесь. Мне очень понравилось заниматься с ребятами. Математика – это очень интересно. И завтра я с удовольствием пойду учиться в школу.
Педагог: Садись, Мальвина, погости у нас немного.
Итог занятия. Ребята, наше занятие подошло к концу. Какова была тема нашего занятия? (Педагог обращает внимание учащихся на табличку с названием темы, висящую на занавесе.) Ответ детей.
Педагог: Достигли ли вы той цели, которую поставили перед собой? Можем ли мы себе сказать, что мы - молодцы? Я вижу, что у вас хорошее солнечное настроение, и я хочу подарить вам на память о нашем занятии улыбающееся солнышко.
Ребята, а сейчас, пожалуйста, вспомните, как вы работали на сегодняшнем занятии?
Если вы легко справлялись с сегодняшними заданиями, и вам было всё понятно, поднимите, пожалуйста, своё солнышко высоко вверх.
Если вы справлялись с сегодняшними заданиями с трудом, то оставьте ваше солнышко лежать на столе.
Ребята, благодарю вас за занятие. Вы сегодня работали очень дружно и плодотворно. Занятие окончено. До свидания!