Урок математики на тему «Умножение обыкновенных дробей» (6 класс)
Математика, 6 класс: « Умножение обыкновенных дробей»
Учитель: Аванесова Е.В. ОГКОУ школа-интернат № 88 «Улыбка», г. Ульяновск
Тип урока: урок изучения нового материала по теме: «Умножение обыкновенных дробей».
Цели урока:
Учебные: создать ситуацию, при которой обучающиеся смогут вывести правило умножения дроби на натуральное число и правило умножения дроби на дробь; повторить основное свойство дроби и закрепить его знание при сокращении дробей.
Метапредметные: развивать умения формулировать, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; умение решать проблемы творческого и поискового характера; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами; умения использовать различные способы записи словесной информации в буквенную запись; развивать объективную самооценку собственной деятельности.
Задачи урока:
Показать значимость отработки вычислительных навыков на этом этапе обучения.
Стимулировать мотивацию учащихся к изучению математики.
Учить дорожить своим временем.
УУД:
Познавательные: знакомство с алгоритмом умножения обыкновенных дробей, решение заданий с использованием данного алгоритма.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; составлять план и последовательность действий, отличать верно выполненные задания от неверных.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, умением слушать друг друга.
Личностные: иметь желание учиться; осознавать необходимость самосовершенствования.
Оборудование:
Доска, проектор.
Презентация урока.
Рабочий лист и карточка самооценивания.
Учебник.
План урока:
Оргмомент.
Определение темы и целей урока.
Устный счет.
Постановка целей урока.
Изучение нового материала.
Физминутка.
Закрепление нового материала. Решение задач.
Самостоятельная работа.
Итог урока. Домашнее задание.
Каждая секунда вашей жизни на вес золота.
Вчера – уже история. Завтра – вообще непонятно что.
Сегодня – это дар. Поэтому оно и зовется настоящим.
Ход урока
1.Организационный момент (проверка готовности класса к уроку).
2.Определение темы урока. Актуализация опорных знаний.
-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок математики. Во - первых, присутствие гостей. Во- вторых, наличие двух тем урока. Одну тему сообщу вам я. Другую – учебную - назовёте вы сами. Итак, тема нашего урока, сегодня 20.11.18 –«Время».
Время — одно из основных понятий философии и физики, и о нем мы сегодня будем говорить.
В классической физике время — это непрерывная величина, характеристика мира, ничем не определяемая.
В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), вечный процесс бытия.
Иногда время тянется, иногда бежит, и мы не замечаем, как пролетел час, день… от чего это зависит? (ответы детей)
3. Устный счет.
-Не будем тратить времени. Начнём работать, как всегда, с устного счёта.
Девиз устного счета – слова Я.Коменского (чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, 17 в ) «Мудрое распределение времени есть основа для деятельности».
1.Как называются данные числа? 2/3, 4/9, 11/8, 12/5.
Как называются первые две дроби? Какие дроби называются правильными?
Другие две дроби. Какие две дроби называются неправильными?
2.Сократить дроби:10/30, 14/21, 5/10.
Сформулируйте правило сокращения дроби.
3. Выделите целую часть: 11/8, 12/5.
4. Вычислите: 2/7 + 3/7, 1/9 + 2/3.
Подведение итогов устного счёта. Молодцы, ребята.
4.Формулировка темы урока детьми, постановка целей урока.
Немного времени мы потратили на устную работу по изученным темам. Ведь главная часть урока у нас впереди - сегодня мы изучаем новую тему. Давайте вспомним тему наших предыдущих уроков. (Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел.). Составим кластер. Итак, изучены правила сложения, вычитания, сравнения дробей. Что же будем изучать сегодня и на последующих уроках? Сформулируйте тему урока. (Умножение обыкновенных дробей). Откройте тетради. Запишите число, тему урока.
-А какие цели поставим перед собой? (Изучить правило. Учиться применять данное правило при нахождении значений выражений, задач, уравнений. Уметь применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Названы и близкие цели - на урок, который пройдёт сегодня, и далекие – на последующие уроки. )
Но вспомним ещё одну нашу тему урока: Время. В психологии время является субъективным ощущением и зависит от состояния человека: будет он наблюдателем или участником. Как вы думаете, когда время тратится более рационально: если вы наблюдатель или участник?
А эпиграфом работы над новым материалом будут слова Жана-Жака Руссо (французский философ, писатель, мыслитель, 18 в) «Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.»
5.Изучение нового материала.
–Изучение темы «Умножение обыкновенных дробей» начнём со случая умножения обыкновенной дроби на натуральное число.
Откройте учебник. Рассмотрим пример 1: стр. 68 учебника.
Правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число нам не знакомо. Но необходимо найти способ и вычислить значение данного выражения. Ваши предложения? (заменить суммой одинаковых слагаемых). Получаем: этот способ не рационален. На вычисления уходит слишком много времени. Опустив сумму пяти слагаемых, сформулируйте правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Проверка гипотезы по учебнику (стр. 68).
Рассмотрим пример 2: Задача стр. 69 учебника.
Итак, глядя на запись, сформулируйте правило умножения обыкновенной дроби на обыкновенную дробь. Проверка гипотезы по учебнику (стр. 69).
Подведём итоги этого этапа нашего урока. С какими правилами познакомились? Кто может в буквенном виде записать изученные правила? (Запись в тетрадь) Кто, глядя на формулы, повторит словесные формулировки?
6.Физминутка.
7.Закрепление нового материала.
Ребята, что нужно делать, чтобы любое знание перешло в умение? (Выполнить достаточное количество заданий, использовать правило при решении заданий) Приступим к делу. «Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать умнее, лучше и совершеннее.» Манн Т. ( немецкий писатель,19-20 вв) .
1.Выполним задание № 427. Прочитайте задание. Посмотрите на все выражения. Что на что будем умножать? Каким правилом будем пользоваться?
2. Следующее задание № 433. Что на что будем умножать? Каким правилом будем пользоваться?
3. Работа в парах. Каждый в паре рассказывает соседу правила, изученные на уроке.
4. Кто сможет подвести итоги данного этапа урока? (получалось, не получалось, знания помогли сформировать умения? дальнейшая цель урока).
Я надеюсь, вы узнали немного новых интересных для вас фактов, связанных с течением времени. Продолжаем урок. «Если хочешь иметь досуг, не теряй времени даром.» Франклин Б. (американский политический деятель, дипломат, 18 в).
8.Самостоятельная работа.
1. Решение заданий в карточке.
2.Математический графический диктант.
Урок наш подходит к концу. Выполнив задания, узнаем, на каком уровне усвоения новой темы каждый из вас находится. Время выполнения ограничено. Приступим.
Самопроверка. Надеюсь на вашу честность – ведь цель выполненной работы - выявить каждому из вас над чем необходимо ещё работать.
Кто справился без ошибок? У кого 1, …2 ошибки. Тем ребятам, у кого ошибок более двух, надо дома очень внимательно прочитать текст учебника, рассмотреть примеры. Всем выучить правила. Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их? Поставьте цели на следующий урок (все ли случаи умножения рассмотрели?).
9.Итог урока. Домашнее задание.
Домашнее задание: П.13 правила, №427(в-з), №433 (в-п). Цитаты про время.
Рефлексия. Закончился наш урок, подведены итоги. Весь урок нас сопровождало время. Казалось бы: время – это нечто столь очевидное, столь тесно связанное с повседневностью, ведь часы и календарь – привычные "знаки" нашей жизни. И, вместе с тем, оно остается почти непостижимой тайной. «Время идет для разных лиц различно». У. Шекспир (английский поэт и драматург, 16 в). Для кого-то из вас, из гостей урок пролетел как одно мгновение, у кого-то возникало в некоторые моменты чувство, что время остановилось и вновь мчалось без остановки, а для кого-то весь урок тянулся и, казалось, ему нет конца. Хотелось бы знать ваше впечатление об уроке – проголосуйте, пожалуйста.
Спасибо, до свидания.
Рабочий лист и карточка самооценивания
Отгадайте шараду:
ЗА =
|
Решите задачи:
1. Найдите площадь куска ткани прямоугольной формы шириной м и длиной 5 м.
2. Найдите площадь листа бумаги прямоугольной формы с измерениями м и м.
Математический графический диктант
|
||||||||||||
Математический графический диктант
1.Любые две дроби можно привести к одному и тому же общему знаменателю.
2. Числитель дроби увеличили в два раза, а знаменатель уменьшили в два раза. Равна ли полученная дробь исходной?
3.Числитель и знаменатель несократимой дроби – составные числа.
4. У простого числа два делителя.
5. Чтобы умножить дробь на дробь надо: 1) найти произведения числителей и знаменателей этих дробей; 2) первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.
Занимательные задачки
1.В 1970 году человеку было 20 лет, а в 1975 году всего 15 лет. Как это возможно?
Ответ: Это возможно, если человек жил до нашей эры.
2.Первый раз девочка праздновала свой день рождения, когда ей исполнялось 8 лет. Почему?
Ответ: Девочка родилась 29 февраля 1896 г., но 1900 г. не был високосным, так как годы, завершающие столетие, являются високосными только тогда, когда число столетий делится на 4. Поэтому первое после ее рождения 29 февраля выпало на 1904 г., когда девочке исполнилось 8 лет. В следующий день рождения ей исполнилось 12.