Урок по математике на тему «Умножение дробей» (6 класс)
Ю. А. Свирина
МАТЕМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
6 класс
Умножение дробей
Оглавление
Пояснительная записка к технологическим картам для 6 класса …………...………..……...…………...3
Урок 1.………………………………………………..……………………...……………………………………............…………………5
Урок 2……………………………………………………………………………………………………………………............………....13
Урок 3……………………………………………………………………………………………………………………..............…………21
Урок 4……………………………………………………………………………………………………………………............………....30
Урок 5………………………………………………………………………………………………………………………..............………34
Список используемых источников …………………..……………………….……………………………….……………...39
Приложения …………………………………………………………………………………………..………………............…………40
Пояснительная записка к технологическим картам
Данная методическая разработка представляет собой технологические карты пяти уроков математики по теме «Умножение дробей» для 6 класса. В основе разработки лежат элементы технологии БиС: Биоинформатика и синергетика Ф. Я. Вассермана.
Первые уроки соответствуют логике триады БиС: Алгоритм – Биоинтернет - Тренажер. После успешного прохождения технологических карт триады, учитель имеет возможность проведения урока-игры по карте «СРВ: Солнышко, ромашка, ветерок».
Уроки 1 и 2, карта Алгоритм – это уроки по изучению и первичному закреплению нового материала имеющие следующую логику: мотивация → актуализация субъектного опыта обучающихся→ организация восприятия → организация осмысления → рефлексия. Первичная проверка понимания → организация первичного закрепления → анализ → рефлексия.
Урок 3, карта Биоинтернет – это урок закрепления знаний и способов деятельности, который имеет следующую логику: мотивация → актуализация ведущих знаний и способов действий → конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях → самостоятельное применение знаний → контроль и самоконтроль → коррекция → рефлексия.
Урок 4, карта Тренажер- учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности имеет следующую логику: мотивация → актуализация комплекса знаний и способов деятельности → самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях → самоконтроль и контроль → коррекция → рефлексия.
Урок 5, карта СРВ: Солнышко, ромашка, ветерок - учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности: мотивация → самостоятельное выполнение заданий → самоконтроль → контроль → анализ → оценка → коррекция → рефлексия.
Цель: достижение нормативного показателя качества обучения в изучаемой теме 63%.
На каждом уроке по технологии БиС применяется матрица посадочных мест: МПМ.
|
А |
В |
|
С |
D |
|
E |
F |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Технологическая карта
Класс: 6
Предмет: Математика
Тема: Умножение дробей.
№ урока: 1
Учитель: Свирина Юлия Анатольевна
Форма проведения: карта «Алгоритм». Технология БиС.
Фактический результат урока на этапе «Память»:
|
Выполнили задание ВПС |
Выполнили задание ППС |
Выполнили задание НПС |
Количество обучающихся |
|
|
|
% от общего количества |
|
|
|
Цель:Выработка умения умножать обыкновенные дроби; умножать обыкновенную дробь на натуральное число;уменияпошагово контролировать правильность и полноту выполнения заданий по Опорной схеме.
Задача: выполнение регламента технологической карты.
Планируемый результат:
Ученик научится:
формулировать правила умножения обыкновенных дробей;
выполнять умножениеобыкновенных дробей, умножение обыкновенной дроби на натуральное число;
грамматически верно читать запись произведения обыкновенных дробей;
извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью Опорной схемы;
критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Ученик получит возможность:
научиться возводить обыкновенную дробь в степень.
приобрести привычку контролировать преобразования, выбирая подходящий для ситуации способ.
Оценивание:
В карте «Алгоритм», разрешается не ставить отметки. Если, вы решите ставить отметки, то расчёт производится по следующей схеме.
Задания ВПС – 3 балла; Отметка 5: сумма набранных баллов за три этапа: 8-9 баллов.
Задания ППС – 2 балла; Отметка 4: сумма 6-7 баллов.
Задания НПС – 1 балл; Отметка 3: сумма 4-5 баллов.
Все результаты, заносятся в течение урока после каждого этапа на МПМ и в конце урока подводятся итоги.
Структура и порядок работы по карте «Алгоритм»
1. |
Организационный момент. |
Домашняя работа не проверяется – это новая тема. Предполагается, что предыдущая тема завершена и не требует рефлексии. Объясняется порядок работы по карте. Мотивация обучающихся как класс-команды: указывается время темы по календарному плану. Команда-класс должна ее пройти по трем картам в максимально короткое время с высоким результатом. Учитель дает прогноз об экономии времени при изучении темы по картам триады и возможности игры в карте «СРВ». |
В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%. Для активизации класса дается слово лидеру. |
2 |
1 цикл «Проба 1 – первое правило» «Актуализация субъектного опыта обучающихся» |
Первое объяснение по Опорной схеме (ОС) (Приложение 1). Схемы должны быть на каждом столе. Учитель объясняет тему по каждому элементу ОС! Левая рука указывает на нужный этап схемы – правая рука с мелом на доске. Обязательно нужен диалог с классом. Помните! Если дети не спрашивают, то вы не узнаете, что они не поняли, и Вы потратите в 2 раза больше времени на усвоение темы. |
Время объяснения В1 (В1= х записать на доске) |
3 |
Организация восприятия |
Выполнение заданий. Обучающиеся делают синхронно один хлопок, записывают слово «Проба 1» и приступают к выполнению задания. Учитель двигается по классу и анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения. Важно увидеть: в какой части ОС дети сделают ошибку. |
Три задания: НПС-ППС-ВПС Окончание работы 5+30 |
4 |
Организация осмысления Рефлексия |
По окончании работы, обучающиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка». Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения. Проводится опрос по таблице: 1.Скорость – замедленные обучающиеся отражают уровень навыков и умений в классе. 2.Внимание – невнимательные дети – отражает уровень организации класса. 3.Счет – ошибки в счеты отражает уровень базовых знаний. 4.Тема – происходит поиск ошибок, и выписываются по порядку - «хвосты» по предыдущим темам. Важно. Анализ всех проблем на этапе проба является основой плана следующего объяснения. |
Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы. На доске появляется запись «Проба»: НПС =; ППС=; ВПС =. |
5 |
«Закрепление» «Актуализация субъектного опыта обучающихся»
|
Второе объяснение. Учитель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на опорной схеме на котором, по его мнению, большее количество обучающихся допустили ошибку и раскрывает те темы которые дети не усвоили ранее, даже если это темы за прошлые года. Помните! Дети должны спрашивать. Если вы не объясните эти темы, вы не сможете двигаться дальше. Время объяснения в 2 раза меньше, времени на первом этапе. |
Время объяснения В2 (В2= х записать на доске) |
6 |
2 цикл «Проба 2 – второе правило»
|
Третье объяснение по схеме ОС. , |
Время объяснения В3 (В3= х записать на доске) |
7 |
Организация восприятия |
Выполнение заданий. Обучающиеся делают синхронно один хлопок, записывают слово «Проба 2» и приступают к выполнению задания. Учитель двигается по классу и анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения. Важно увидеть: в какой части ОС дети сделают ошибку. |
Три задания: НПС-ППС-ВПС Окончание работы 5+30 |
8 |
Организация осмысления Рефлексия |
По окончании работы, обучающиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка» Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения. Опять вносятся данные в таблицу: скорость, внимание, счет, тема и проводится полный анализ и опрос детей. |
Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы. На доске появляется запись «Закрепление»: НПС=; ППС=; ВПС= |
9 |
«Закрепление» «Актуализация субъектного опыта обучающихся»
|
Четвертое объяснение. Учитель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на опорной схеме на котором, по его мнению, большее количество обучающихся допустили ошибку и раскрывает те темы, которые дети не усвоили ранее, даже если это темы за прошлые года. Помните! Дети должны спрашивать. Если вы не объясните эти темы, вы не сможете двигаться дальше. Время объяснения в 2 раза меньше, времени на первом этапе. |
Время объяснения В4 (В4= х записать на доске) |
10 |
3 цикл. «Память» «Актуализация субъектного опыта обучающихся» |
Пятое объяснение. Учитель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на опорной схеме на котором, по его мнению, большее количество обучающихся допустили ошибку и раскрывает те темы которые дети не усвоили ранее, даже если это темы за прошлые года. Помните! Дети должны спрашивать. Если вы не объясните эти темы, вы не сможете двигаться дальше. Время объяснения в 2 раза меньше, времени на втором этапе. |
Время объяснения В5 (В5= х записать на доске) |
11 |
Организация восприятия |
Выполнение заданий. Задания подбираются по таблице «Если-то». Обучающиеся записывают слово «Память» делают синхронно три хлопка и приступают к работе Учитель двигается по классу и анализирует основные показатели, которые были выявлены на предыдущих этапах. |
Три задания: по схеме «Если-то» Окончание работы 5+30 |
12 |
Организация осмысления |
По окончании работы, обучающиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка». Поэтапная проверка выполнения заданий. Опять вносятся данные в таблицу: скорость, внимание, счет, тема и проводится полный анализ и опрос детей. |
Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы. На доске появляется запись «Память»: НПС =; ППС=; ВПС =. |
13 |
«Закрепление» «Актуализация субъектного опыта обучающихся»
|
Шестое объяснение. Учитель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на схеме ОС на котором, по его мнению, большее количество учащихся допустили ошибку и раскрывает те темы которые дети не усвоили ранее, даже если это темы за прошлые года. Помните! Дети должны спрашивать. Если вы не объясните эти темы, вы не сможете двигаться дальше. Время объяснения в 2 раза меньше, времени на первом этапе. . |
Время объяснения В6 (В6= х записать на доске) |
14 |
Рефлексия |
1. Определяется уровень усвоения материала и Опорной схемы классом. 2. Даётся прогноз времени работы по данной теме.
|
Количество заданий на дом должно быть не менее 10. Можно брать задания с учебника. |
Схема «Если-то»
№ |
|
Полученный результат |
|
Подбор задания, по двум вариантам |
||||||
1 |
Если |
НПС≥63% |
ППС≤63% |
ВПС≤63% |
1-ТО |
НПС
|
НПС
|
ППС
|
||
2 |
Если |
НПС≥63% |
ППС≥63% |
ВПС≤63% |
2-ТО |
ППС
|
ППС
|
ВПС |
||
3 |
Если |
ППС≥63% |
ППС≤63% |
ВПС≤63% |
3-ТО |
Задания повторить не изменяя |
||||
4 |
Если |
ППС≥63% |
ППС≥63% |
ВПС≤63% |
4-ТО |
|||||
5 |
Если |
ППС≥63% |
ППС≥63% |
ВПС≥63% |
5-ТО |
Переход к изучению следующего правила умножения |
||||
6 |
Если |
НПС≥63% |
НПС≤63% |
ППС≤63% |
6-ТО |
Задания повторить не изменяя |
||||
7 |
Если |
НПС≥63% |
НПС≥63% |
ППС≤63% |
7-ТО |
|||||
8 |
Если |
ППС≥63% |
ППС≤63% |
ВПС≥63% |
8-ТО |
Ошибка в задании. Подобрать другое. |
Технологическая карта
Класс: 6
Предмет: Математика
Тема: Умножение дробей.
№ урока: 2
Учитель: Свирина Юлия Анатольевна
Форма проведения: карта «Алгоритм». Технология БиС.
Фактический результат урока на этапе «Память»:
|
Выполнили задание ВПС |
Выполнили задание ППС |
Выполнили задание НПС |
Количество обучающихся |
|
|
|
% от общего количества |
|
|
|
Цель:Выработка умения умножать смешанные числа; умения пошагово контролировать правильность и полноту выполнения заданий по Опорной схеме.
Задача: выполнение регламента технологической карты.
Планируемый результат:
Ученик научится:
формулировать правила умножения смешанных чисел;
выполнять умножение смешанных чисел;
грамматически верно читать запись произведения смешанных чисел;
извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью Опорной схемы;
критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Ученик получит возможность:
научиться умножать дроби разного вида;
приобрести привычку контролировать преобразования, выбирая подходящий для ситуации способ.
В карте «Алгоритм», разрешается не ставить отметки. Если, вы решите ставить отметки, то расчёт производится по следующей схеме:
Задания ВПС – 3 балла; Задания ППС – 2 балла; Задания НПС – 1 балл.
Отметка 5: сумма набранных баллов за три этапа: 8-9 баллов;
Отметка 4: сумма 6-7 баллов;
Отметка 3: сумма 4-5 баллов.
Все результаты, заносятся в течение урока после каждого этапа на МПМ и в конце урока подводятся итоги.
Структура и порядок работы по карте «Алгоритм»
1. |
Организационный момент. |
Домашняя работа не проверяется – это новая тема. Предполагается, что предыдущая тема завершена и не требует рефлексии. Объясняется порядок работы по карте. Мотивация обучающихся как класс-команды: указывается время темы по календарному плану. Команда-класс должна ее пройти по трем картам в максимально короткое время с высоким результатом. Учитель дает прогноз об экономии времени при изучении темы по картам триады и возможности игры в карте «СРВ». |
В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%. Для активизации класса дается слово лидеру. |
2 |
Устный счет |
Обучающиеся решают задания тренажера. |
Окончание работы 5+30 Взаимопроверка. Занесение в МПМ результатов. «Плюс» ставится за 14-15 правильно решенных заданий. |
3 |
1 цикл «Проба 1 – третье правило»
|
Первое объяснение по Опорной схеме (ОС) (Приложение 1). Схемы должны быть на каждом столе.
Учитель объясняет применение правила по каждому элементу ОС! Левая рука указывает на нужный этап схемы – правая рука с мелом на доске. Обязательно нужен диалог с классом. Помните! Если дети не спрашивают, то вы не узнаете, что они не поняли, и Вы потратите в 2 раза больше времени на усвоение темы. |
Время объяснения В1 (В1= х записать на доске)
|
4 |
Организация восприятия |
Выполнение заданий. Обучающиеся делают синхронно один хлопок, записывают слово «Проба 1» и приступают к выполнению задания. Учитель двигается по классу и анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения. Важно увидеть: в какой части ОС дети сделают ошибку. ; . |
Три задания: НПС-ППС-ВПС Окончание работы 5+30 |
5 |
Организация осмысления Рефлексия |
По окончании работы, обучающиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка» Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения. Проводится опрос по таблице: 1.Скорость – замедленныеобучающиеся отражают уровень навыков и умений в классе. 2.Внимание – невнимательные дети – отражает уровень организации класса. 3.Счет – ошибки в счеты отражает уровень базовых знаний. 4.Тема – происходит поиск ошибок и выписываются по порядку - «хвосты» по предыдущим темам. Важно. Анализ всех проблем на этапе проба является основой плана следующего объяснения. Если класс вышел на норму 63% по ВПС и выполнил норму, то смотрите таблицу «Если - то» ниже. |
Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы. На доске появляется запись «Закрепление»: НПС =; ППС=; ВПС =. |
6 |
2 цикл «Закрепление» «Актуализация субъектного опыта обучающихся»
|
Второе объяснение. Учитель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на ОС на котором, по его мнению, большее количество обучающихся допустили ошибку и раскрывает те темы которые дети не усвоили ранее, даже если это темы за прошлые года. Помните! Дети должны спрашивать. Если вы не объясните эти темы, вы не сможете двигаться дальше. Время объяснения в 2 раза меньше, времени на первом этапе.
|
1.Время объяснения В2 (В2= х записать на доске) |
6 |
Организация восприятия |
Выполнение заданий. Задания подбираются по таблице «Если-то». Обучающиеся записывают слово «Закрепление» делают синхронно два хлопка и приступают к работе Учитель двигается по классу, анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения, ищет свои ошибки в объяснении и ошибки детей в усвоении. |
Три задания: по схеме «Если-то» Окончание работы 5+30 |
7 |
Организация осмысления Рефлексия |
По окончании работы, обучающиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка» Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения. Опять вносятся данные в таблицу: скорость, внимание, счет, тема и проводится полный анализ и опрос детей. |
Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы. На доске появляется запись «Закрепление»: НПС =; ППС=; ВПС =. |
9 |
3 цикл. «Память» «Актуализация субъектного опыта обучающихся» |
Третье объяснение. Учитель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на опорной схеме на котором, по его мнению, большее количество обучающихся допустили ошибку и раскрывает те темы которые дети не усвоили ранее, даже если это темы за прошлые года. Помните! Дети должны спрашивать. Если вы не объясните эти темы, вы не сможете двигаться дальше. Время объяснения в 2 раза меньше, времени на втором этапе. |
Время объяснения В3 (В3= х записать на доске) |
8 |
Организация восприятия |
Выполнение заданий. Задания подбираются по таблице «Если-то». Обучающиеся записывают слово «Память» делают синхронно три хлопка и приступают к работе Учитель двигается по классу и анализирует основные показатели, которые были выявлены на предыдущих этапах. |
Три задания: по схеме «Если-то» Окончание работы 5+30 |
9 |
Организация осмысления |
По окончании работы, обучающиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка». Поэтапная проверка выполнения заданий. Опять вносятся данные в таблицу: скорость, внимание, счет, тема и проводится полный анализ и опрос детей.
|
Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы. На доске появляется запись «Память»: НПС =; ППС=; ВПС =. |
|
Рефлексия |
Определяется уровень усвоения материала и опорной схемы классом. |
Количество заданий на дом должно быть не менее 10. |
Таблица «Если-то»
|
|
Полученный результат |
|
Подбор задания |
||||
1 |
Если |
НПС≥63% |
ППС≤63% |
ВПС≤63% |
1-ТО |
НПС
|
НПС
|
ППС
|
2 |
Если |
НПС≥63% |
ППС≥63% |
ВПС≤63% |
2-ТО |
ППС
|
ППС
|
ВПС
|
3 |
Если |
ППС≥63% |
ППС≤63% |
ВПС≤63% |
3-ТО |
Задания повторить не изменяя |
||
4 |
Если |
ППС≥63% |
ППС≥63% |
ВПС≤63% |
4-ТО |
|||
5 |
Если |
ППС≥63% |
ППС≥63% |
ВПС≥63% |
5-ТО |
Контрольный срез по двум вариантам |
||
6 |
Если |
НПС≥63% |
НПС≤63% |
ППС≤63% |
6-ТО |
Задания повторить не изменяя |
||
7 |
Если |
НПС≥63% |
НПС≥63% |
ППС≤63% |
7-ТО |
|||
8 |
Если |
ППС≥63% |
ППС≤63% |
ВПС≥63% |
8-ТО |
Ошибка в задании. Подобрать другое. |
Технологическая карта
Класс: 6
Предмет: Математика
Тема: Умножение дробей.
№ урока: 3
Учитель: Свирина Юлия Анатольевна
Форма проведения: карта «Биоинтернет». Технология БиС.
Фактический результат урока:
Отметка |
5 |
4 |
3 |
Количество обучающихся |
|
|
|
% от общего количества |
|
|
|
Цель:Закрепление умения умножать обыкновенные дроби; умения умножать смешанные числа; умения пошагово контролировать правильность и полноту выполнения заданий по Опорной схеме; умения исследовать ситуацию, требующую умножать дроби.
Задача: выполнение регламента технологической карты.
Планируемый результат:
Ученик научится:
умножать обыкновенные дроби и смешанные числа;
извлекать необходимую информацию из Опорных схем;
критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Ученик получит возможность:
научиться возводить обыкновенную дробь в степень;
усвоить работу эксперта.
Оценивание:
Отметки ставятся по уровням:
Альфа – 5, Бета - 4, Гамма–3.
Если, ученик переходил из «Альфа» в «Бета» и обратно, то он получает отметку 4. Если из «Бета» в «Гамма» и обратно, то отметку 3. Двойки ставить запрещается.
Структура и порядок работы по карте «Биоинтернет»
1 |
Организационный момент. Мотивация |
Указывается оставшееся время темы по календарному плану. Команда-класс должна пройти по картам «Биоинтернет и «Тренажер», в максимально короткое время с высоким результатом. Учитель дает прогноз о времени окончании темы и возможности игры в карте «СРВ». Мотивация обучающихся в работе по карте «Биоинтернет»: 1. За окном волшебная жизнь и нужно быть успешным на уроке, чтобы быть успешным в жизни после школы. 2. Решил + сумел объяснить = усвоил. 3. Командный дух: у тебя есть шанс, помогая другим, помочь себе. 4. Хочешь чему-то научиться - преподавай. |
В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63% от количества детей в класса. Объясняется порядок работы по карте и МПМ. Мотивация на успешность и развитие мышления. Дается слово лидеру. |
2 |
Актуализация ведущих знаний и способов действий Устный счет |
Если после проведения карты «Алгоритм» прошло более 48 часов, то разрешается краткое повторение темы по опорной схеме. Обучающиеся должны задавать вопросы по теме. Обучающиеся решают задания тренажера. : |
Окончание работы 5+30 Взаимопроверка. Занесение в МПМ результатов. «Плюс» ставится за 14-15 правильно решенных заданий. |
3 |
1 цикл. Конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях |
Класс получает три задания НПС – ППС – ВПС по двум вариантам. По окончании работы, обучающиеся не обмениваются тетрадями, звучит команда: «Ручка в руках – это ошибка» 1.Учитель выносит все ответы на доску. К доске выходят обучающиеся, которые сделали все задания правильно и учитель проверяет каждого - это группа «Альфа». 2. Затем вызываются к доске обучающиеся, у которых два задания правильно. Их проверяют обучающиеся из группы «Альфа». 3. Обучающиеся, у которых одно задание правильно или ни одного, пересаживаются на третий ряд – это группа «Гамма»; ученики у кого два задания выполнены правильно и проверены, садятся на второй ряд – это группа «Бета». Группа «Альфа» садится на первый ряд. |
Окончание работы по формуле 5+30 Разбивка класса на три группы по выполнению Альфа: НПС-ППС-ВПС Бета: ППС-НПС Гамма: НПС или все задания выполнены неправильно. |
4 |
Самостоятельное применение знаний |
Учитель отмечает в МПМ количество обучающихся находящихся в группе «Альфа» и поступает по следующим правилам, «Если» в группе «Альфа»: 1 ученик, то для усиления команды экспертов, из группы «Бета» вызываются по очереди к доске для работы над ошибками 5 обучающихся; 2 ученика, то вызываются 4 обучающихся; 3 ученика, то вызываются 3 обучающихся; 4 ученика, то вызываются 2 обучающихся; 5 учеников и выше, то вызывается 1 ученик. Строго по опорной схеме проговаривается весь ход решения в терминах, понятиях, правилах и формулах. Учитель на своем примере показывает всему классу образец работы эксперта и ученика. Учитель на основании схемы «Работа эксперта» (Приложение 2), показывает всем экспертам и тренерам правила их работы с учениками. |
Учитель строит свою стратегию подготовки экспертов. У доски работают только обучающиеся из группы «Бета». Каждый из них после работы у доски получает плюс в свою ячейку на МПМ и право быть тренером. В группу «Альфа» он не входит. |
5 |
Контроль и самоконтроль |
Учитель, сам стрелками на МПМ показывает маршруты движения учеников-экспертов из группы «Альфа» и тренеров получивших допуск из группы «Бета». Никто не сидит без дела, даже если не подошли эксперты, каждый учится проговаривать по ОС. По знаку учителя дети начинают работу друг с другом. Учитель контролирует работу своих экспертов и не отвлекается на группу «Гамма». |
Окончание работы по количеству заполненных ячеек в МПМ. Количество сдавших зачет с учётом экспертов должно быть по формуле: 63% минус эксперты |
5 |
Коррекция |
По окончании работы учитель проводит тщательный опрос-анализ работы каждого эксперта и тренера, которые должны грамотно и четко объяснить какие ошибки сделали их ученики. Важно также опрашивать и учеников для того, чтобы были видны ошибки и успехи в работе экспертов Также учитель показывает свое видение работы экспертов. |
Учитель должен помнить, что его главная задача в карте «Биоинтернет» - это подготовка своих помощников – экспертов. Без них высокого качества в классе добиться нельзя. |
6 |
Рефлексия |
Класс получает три задания НПС – ППС – ВПС по двум вариантам. По окончании работы, обучающиеся не обмениваются тетрадями, звучит команда: «Ручка в руках – это ошибка». |
Время 5+30 только для групп «Бета» и «Гамма». |
6 |
2 цикл |
По окончании среза этап полностью повторяется. Количество этапов не ограничено. Если получен результат 63%, то разрешается переход к карте «Тренажер». |
Главное, чтобы дети освоили грамотную предметную речь. |
7 |
Оценивание |
Отметки ставятся по уровням: Альфа – 5, Бета – 4, Гамма – 3. |
Учитель отмечает качество работы класса-команды и усилия лидера |
8 |
Домашнее задание |
Группа «Альфа» не менее 5 заданий НПС, ППС и ВПС. Группа «Бета» не менее 5 заданий ППС и 2 заданий ВПС. Группа «Гамма» не менее 5 заданий НПС и 2 заданий ППС. Шесть экспертов получают задание по 10 НПС, ППС и ВПС на дом, для того, чтобы стать помощниками учителя в карте «Тренажер». Задания для экспертов (Приложение3). НПС ППС ; . ВПС |
Учитель поручает остальным ученикам из группы «Альфа» контролировать выполнение домашнего задания учениками из групп «Бета» и «Гамма» |
Технологическая карта
Класс: 6
Предмет: Математика
Тема: Умножение дробей.
№ урока: 4
Учитель: Свирина Юлия Анатольевна
Форма проведения: карта «Тренажер». Технология БиС.
Фактический результат урока:
Отметка |
5 |
4 |
3 |
Количество обучающихся |
|
|
|
% от общего количества |
|
|
|
Цель:Закрепление умения умножать обыкновенные дроби; умения умножать смешанные числа; умения пошагово контролировать правильность и полноту выполнения заданий по Опорной схеме.
Задача: выполнение регламента технологической карты.
Планируемый результат:
Ученик научится:
умножать обыкновенные дроби и смешанные числа;
критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Ученик получит возможность:
научиться возводить обыкновенную дробь в степень;
научиться умножать дроби разного вида.
Оценивание:
группа «Альфа» получает отметки 5,
группа «Бета», получает отметки 4,
группа «Гамма» получает отметки – 3.
Структура и порядок работы по карте «Тренажер»
1 |
Организационный момент мотивация |
Проверка домашнего задания, после карты «Биоинтернет». Мотивация на успешность и командную работу. Объяснение работы экспертов. Шесть экспертов сдали свои домашние задания учителю, получили инструкции и готовы к работе (один эксперт сдает работу учителю, тот проверяет и дает ученику право на проверку заданий у остальных экспертов. Если, кто-то, из экспертов допустил больше трех ошибок на 30 заданий, то он не допускается к работе, переходит в группу «Альфа» и должен правильно решить 10 заданий. После чего он может быть допущен в команду экспертов. Мотивация обучающихся как класс-команды. Указывается оставшееся время темы по календарному плану. Команда-класс должна пройти по этой карте в максимально короткое время с высоким результатом. Учитель даёт прогноз о времени окончании темы и возможности игры в карте «СРВ». Для активизации коллектива, даётся слово лидеру. |
В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%. Объясняется порядок работы по карте и МПМ. Мотивация на успешность и развитие мышления.
|
2 |
Актуализация комплекса знаний и способов деятельности |
Начало работы аналогично первому этапу карты «Биоинтернет». Класс получает три задания НПС – ППС – ВПС по двум вариантам. По окончании работы, обучающиеся не обмениваются тетрадями, звучит команда: «Ручка в руках – это ошибка». 1.Учитель выносит все ответы на доску. К доске выходят обучающиеся, которые сделали все задания правильно и учитель проверяет каждого - это группа «Альфа». 2.Затем вызываются к доске обучающиеся, у которых два задания правильно. Их проверяют обучающиеся из группы «Альфа». ; |
Окончание работы по формуле 5+30 Разбивка класса на три группы по выполнению заданий Альфа: НПС-ППС-ВПС Бета: ППС-НПС Гамма: НПС |
|
Правила расположения класса в работе по карте |
«Альфа» группа занимает первый вариант на каждом ряду. Обучающиеся группы «Альфа» садятся по одному за каждую парту. «Бета» группа занимает места второго варианта на каждом ряду. «Гамма» группа занимает оставшиеся места в классе. МПМ – ведут эксперты, и заполняется она как показано на рисунке. В ячейку каждого ученика ставится символ группы, к которой он относится. После проверки 10 заданий, в ячейку ставится стрелочка, и символ группы в которую ученик перешел. |
Шесть экспертов распределяются по два на каждый ряд |
3 |
Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях |
Обучающиеся всех групп получают по 10 заданий своего уровня сложности. Обучающиеся по мере выполнения задания поднимают руку (Приложение 3). |
Окончание работы по мере готовности обучающихся. |
4 |
Самоконтроль и контроль |
Эксперты самостоятельно ведут урок, проверяют и переводят обучающихся из группы в группу, а также проводят с ними разбор ошибок и принимают решение по результатам: если ошибок нет или одна ошибка, то ученики групп «Бета» или «Гамма» переводятся в группу выше, а ученики группы «Альфа» остаются в своей группе. Если ошибок больше одной, то ученики группы «Гамма» остаются в своей группе, а ученики групп «Бета» и «Альфа» переводятся на уровень ниже. |
Допуск. Разрешается одна ошибка на 10 заданий. Ученики имеют право просить эксперта о помощи в случае затруднения |
5 |
Рефлексия |
Учитель при помощи экспертов обращает внимание на характерные ошибки и производит ротацию обучающихся из группы в группу. |
Если не хватило времени урока, карта может быть перенесена на следующий урок или задания по группам могут быть даны на дом, по желанию учителя. |
6 |
Мотивация |
Учитель определяет эффективность работы всего класса и отмечает успехи отдельных обучающихся, а также прогнозирует время окончания изучения темы исходя из достижений обучающихся. |
|
7 |
Оценивание |
Группа «Альфа» получает отметки 5, группа «Бета», получает отметки 4, группа «Гамма» получает отметки - 3 |
Технологическая карта
Класс: 6
Предмет: Математика
Тема: Умножение дробей.
№ урока: 5
Учитель: Свирина Юлия Анатольевна
Форма проведения: карта «Солнышко. Ромашка. Ветерок. СРВ» Технология БиС.
Фактический результат урока на этапе «Память»:
|
Выполнили задание ВПС |
Выполнили задание ППС |
Выполнили задание НПС |
Количество обучающихся |
|
|
|
% от общего количества |
|
|
|
Цель:Прочное усвоение умения умножать обыкновенные дроби и смешанные числа; умения использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (умножения) с дробями; развитие менеджерских компетенций: планирование, умение работать в команде, достигать поставленной цели; развитие конкурентоспособности и устойчивости к стрессовым ситуациям.
Задача: выполнение регламента технологической карты.
Планируемый результат:
Ученик научится:
выполнять умножение обыкновенных дробей;
выполнять умножение смешанных чисел;
выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений;
грамматически верно читать записи выражений, содержащих обыкновенные дроби и смешанные числа.
Ученик получит возможность:
верно использовать в речи термины: умножение обыкновенных дробей, умножение смешанных чисел;
работать в команде, ощущая себя частью её.
Отметки ставятся по уровням:
Альфа – 5.
Бета – 4.
Гамма – 3.
Дельта – без отметок.
Структура и порядок работы по карте «СРВ»
1 |
1 цикл Организационный момент мотивация |
Мотивация обучающихся как класс-команды. Команда-класс должна пройти по этой карте с высоким результатом. Для активизации коллектива, даётся слов лидеру. |
Объясняется порядок работы по карте. Объяснение работы экспертов. Норматив работы по карте: 63% обучающихся в «Альфа» группе должны выполнить не менее 30 заданий уровня ВПС |
2 |
1 этап. Самостоятельное выполнение заданий |
Класс получает три задания НПС – ППС – ВПС По окончании работы, обучающиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка» Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения. Регламент проверки такой же, как и в карте «Алгоритм». . |
Окончание работы по формуле 5+30. Разбивка класса на три-четыре группы. Если количество кандидатов в группу альфа больше 7, то можно создать две группы альфа с равным количеством обучающихся. Альфа: НПС-ППС-ВПС Бета: ППС-НПС Гамма: НПС Дельта:НПС |
3 |
Самоконтроль |
Группы выполняют задания по пройдённому материалу. Сложность «Альфа» –ВПС. Сложность«Бета» – ВПС – ППС. Сложность «Гамма» – ППС – НПС. Сложность«Дельта» – НПС. Каждая группа выбирает «Лидера» |
Каждый ученик самостоятельно составляет задание и решает два этапа, затем передаёт его по часовой стрелке товарищу справа, тот в свою очередь выполняет следующие 2 этапа и передаёт дальше. |
4 |
Контроль |
Каждой группе ставится задача: 1. Выполнить как можно больше заданий своего уровня; 2. В ходе работы проверить и подсчитать количество заданий, в том числе и по уровням, например (ВПС – 20, ППС–26, всего – 46); Учитель наблюдает за работой групп. |
Время работы: 30 минут. Каждый ученик проставляет свою фамилию перед началом примера, который он составил. |
5 |
Анализ и проверка |
Каждая группа заявляет количество заданий, которое она выполнила. По окончании работы идёт взаимопроверка: - 10 заданий выборочно группы «Альфа» проверяет учитель; - 10 заданий выборочно группы «Бета» проверяет группа «Альфа»; - 10 заданий выборочно группы «Гамма» проверяет группа «Бета»; - 10 заданий выборочно группы «Дельта» проверяет группа «Гамма». |
Спорные моменты рассматривает учитель. Если все 10 заданий выполнены безошибочно, то засчитывается весь заявленный объем. За каждое ошибочное решение у команды снимается 10% от выполненных работ. Расчёт: количество заданий делится на количество учеников в группе. Группа, в которой количество заданий на одного ученика больше побеждает, даже если это группа Гамма. |
6 |
Коррекция |
На доску выносятся результаты работы каждой группы: -сколько сделано всего; -каких уровней сложности; -сколько обнаружено ошибок. Проводится анализ, как сработала команда: уровень организации, правильность проверки, работа лидера. Лидеры должны обратиться к своей группе с пожеланиями, благодарностью или советом. |
Обсуждается качество работы каждой группы и составляется рейтинг. Слово для анализа даётся лидеру каждой из групп. Обязательны аплодисменты победителям или удачно сработавшим командам |
7 |
Рефлексия |
Учитель производит ротацию сильных и слабых учеников из группы в группу, по следующим критериям: 1. Ученик медленно работал и не проявлял активности; 2. Ученик составлял заведомо слабые задания или не смог решить сложные; 3. Ученик не проявлял командного духа и дисциплины. |
Группа и лидер также могут выражать своё коллективное мнение о переводе того или иного обучающегося в группу ниже рангом. |
8 |
Оценивание |
Отметки ставятся по уровням: Альфа – 5. Бета – 4. Гамма – 3. Дельта – без отметок. |
|
9 |
Домашняя работа |
На дом задание получают обучающиеся групп «Дельта» и «Гамма» |
Придумать и решить по три задачи на умножение дробей. |
Список используемых источников
Вассерман, Ф.Я. Технология управления качеством в общеобразовательной школе "Биоинформатика и синергетика". Алматы, ТОО НВЦ "Образовательный технопарк", 2013 г.
Виленкин, Н. Я. Математика: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 32-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 288 с.
Глазков, Ю. А. Математика 6 класс: контрольные измерительные материалы / Ю. А. Глазков, В. И. Ахременкова, М. Я. Гаиашвили. – М.: Издательство «Экзамен», 2014, – 95 с.
Ерина, Т. М. Рабочая тетрадь по математике: 6 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. / Т. М. Ерина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013, – 205 с.
Ершова, А. П. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса / А. П. Ершова, В. В. Голобородько. – 5-е изд., испр., – М.: ИЛЕКСА, – 2013, – 192 с.
Жохов, В. И. Математический тренажер, 6 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов. – 4-е изд., стер., – М.: Мнемозина, 2013. – 95 с.
Мерзляк, А. Г. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014, – 304 с.
Приложение 1
Опорная схема «Умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел»
Приложение 2
Схема «Правила работа эксперта в карте «Биоинтернет».
Эксперты и тренера в работе с учениками должны действовать по этой схеме.
Приложение 3
Задания по карте «Тренажер» урока № 4.
НПС
ППС
ВПС
1
;
;