Урок математики в 6 классе на тему «Умножение и деление обыкновенных дробей»
Конспект повторно-обобщающего урока, проведенного в 6 классе по Мурманской методике.
Тема урока «Умножение и деление обыкновенных дробей»
Цель урока:
- повторить с учащимися умножение обыкновенных дробей; правило нахождения дроби от числа; нахождение процентов от числа; правило деления обыкновенных дробей; правило нахождения числа по его дроби; нахождение числа по его процентам; как выразить частное в процентах; как узнать сколько процентов составляет одно число от другого; как установить на сколько процентов увеличилась или уменьшилась данная величина; продолжить отработку умений и навыков по этой теме;
- развитие логического мышления, культуры речи, внимания;
-запоминание и усвоение учебного материала при неоднократном осмыслении и проговаривании;
- формирование сознательного отношения к процессу обучения;
- привитие интереса к предмету.
Предварительная работа:
для проведения коллективного занятия по Мурманской методике ( ММ) подготовила экран учета знаний, карточки с цветовыми сигналами, алгоритмы работы учащихся, листок учителя.
Расставила столы: для учащихся по кругу и три стола отдельно - для контроля. Столы и стулья расставила по кругу таким образом, чтобы не было затруднено перемещение учащихся и учителя. В удобном месте повесила экран учета. Заранее ознакомила учащихся с алгоритмом работы по ММ, подготовила 2-х ассистентов из класса для принятия зачета.
Ход урока
Вводное слово учителя
Ребята, сегодня мы проведем необычный урок- урок по новой методике коллективных занятий. Эта методика называется мурманская методика (сокращенно ММ). Основная цель урока: повторить и обобщить материал по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей» в ходе отработки 5-и карточек по этой теме.
Я сейчас каждому раздам по карточке с цветовым сигналом, как работать с ними вы знаете.
Не забудьте про экран учета знаний, отмечайте там свои успехи.
Работа учащихся по ММ.
Получив карточку, ребята в листе учета ставят точку напротив карточки, с которой они работают. Точка - сигнал «Я изучаю эту карточку».
Каждый ученик выполняет самостоятельно задания обеих частей карточки. Отработав свою карточку, ученик в листе учета на месте точки ставит плюс - сигнал «Я готов к работе в паре».
Подняв карточку, находит партнера с другим цветовым сигналом.
Садятся для работы в пару, записывают на полях тетради цвет карточки партнера и его фамилию. Рассказывают по очереди задания из первой части своей карточки (т. е. тренируют друг друга по первой части своей карточки), затем обмениваются карточками и каждый устно выполняет задания второй части новой для себя карточки. Затем обсуждают ответы, сравнивают их, выясняют, все ли понятно, правильно, и на этом пара работу заканчивает.
Затем ребята благодарят друг друга за совместную работу и на экране учета обводят кружочком плюс. Кружок- сигнал «Я передал данную карточку партнеру». Затем опять подняв карточку находят партнера со следующим цветовым сигналом и работают с ним как с предыдущим. И так до тех пор, пока не отработают все 5 карточек.
Когда все карточки отработаны ученик идет на контроль, который осуществляется по разному: контроль по последней карточке, контроль по всем карточкам, прослушивание учителем некоторых учащихся при работе в парах.
По экрану учета выставляю оценки за работу в классе, в зависимости от того, сколько карточек отработано и учитывая ответы на контроле.
Задание на дом по методике КСО не дается, но это не исключает работу учащихся дома с литературой по их желанию.
Алгоритм работы по ММ
1.Получи карточку с цветовым сигналом
2. Выучи самостоятельно (или с соседом, или при вводе) наизусть данные в первой части карточки определения, понятия, правила, формулировки законов.
3. Выполни самостоятельно задания второй части карточки (устно)
4. Отыщи по цветовом сигналу партнера, запиши его фамилию и цветовой сигнал на полях своей тетради.
5. Натренируйте его по первой части своей карточки.
6. Ваш партнер тренирует вас по первой части своей карточки.
7. Обменяйтесь карточками.
8. Выполните задания второй части новой для себя карточки самостоятельно (устно)
9. Обсудите результаты с партнером.
10. Поблагодарите друг друга и ищите нового партнера по цветовому сигналу.
11. Работайте с новым партнером по алгоритму с пункта 4
Листок учителя
Правила, понятия |
Задания |
Карточки |
1. Правило умножения обыкновенных дробей 2.Как найти проценты от числа? 3.Как найти дробь от числа 4. Какие числа называются взаимно обратными? 5. Правило деления обыкновенных дробей 6. Как найти число по его процентам?
7.Как найти число по его дроби? 8. Как выразить частное в процентах? 9. Как узнать, сколько процентов составляет одно число от другого? 10. Как установить, на сколько процентов увеличилась, или уменьшилась данная величина? |
1.Вычисли а)2/3·2/5 б) 1/6· 6/7 в) 5/12·4/5 2.Найти а) 50% от 100 б) 30% от40 в) 40% от90 3.Найди а) 1/10 от 20 б) 5/100 от 600 в) 0,4 от 50 4.Укажите пары чисел, в которых числа взаимно обратные а)2/5и 5/2 б) 3/7 и7/3 в)3/5 и 2/3 г)1/7и 7 5.Вычисли а) 1/2:3/5 б) 5/9:1/2 в) 1/6:2/5 6.Найди число а) 2% которого равны 4 б) 8% которого равны32 в) 20% которого равны 80 7. Найти число а) 1/3 которого равны 2 б)3/4 которого равны 15 в) 0,6 которого равны 12 8. Вырази частное двух чисел в процентах а) 6:10 б) 1:2 в) 4:2 9. Сколько процентов составляет а) 3 от 5 б) 100 от50 в) 6 от 10 10. Выразить в процентах изменение величины а) от 4 до 6 б) от10 до 20 в) от 10 до 8 |
№1 I 1; 2 II 1; 2 №2 I 3; 4 II 3; 4 №3 I 5; 6 II 5; 6 №4 I 7; 8 II 7; 8 №5 I 9; 10 II 9; 10 |
Экран учета знаний
Ф. И. учащихся |
№1 красный |
№2 желтый |
№3 зеленый |
№4 синий |
№5 коричневый |
Оценки |
1.Борзых Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
|
2.Вайс Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
|
3 Горячев И. |
+ |
+ |
+ |
3 |
||
4. Ишмурзин Р. |
+ |
+ |
2 |
|||
5 Панина И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
|
6. Поплевин Н. |
+ |
+ |
+ |
3 |
||
7. Стрельников Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
8. Терехова М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
|
9. Хутарцов В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
К-№1
1. Правило умножения двух обыкновенных дробей
2.Как найти проценты от данного числа
1.Вычисли а)2/3·2/5 б) 1/6· 6/7 в) 5/12·4/5
2.Найти а) 50% от 100 б) 30% от40 в) 40% от 90
К-№2
Как найти дробь от числа?
Какие числа называются взаимно обратными?
1. Найди а) 1/10 от 20 б) 5/100 от 600 в) 0,4 от 50
2.Укажите пары чисел, в которых числа взаимно обратные а)2/5и 5/2
б) 3/7 и 7/3 в)3/5 и 2/3 г)1/7и 7
К-№3
Правило деления обыкновенных дробей
Как найти число по его процентам?
1. Вычисли а) 1/2:3/5 б) 5/9:1/2 в) 1/6:2/5
2. Найди число а) 2% которого равны 4 б) 8% которого равны 32
в) 20% которого равны 80
К-№4
Как найти число по его дроби?
Как выразить частное в процентах?
1. Найти число а) 1/3 которого равны 2
б)3/4 которого равны 15 в) 0,6 которого равны 12
2. Вырази частное двух чисел в процентах а) 6:10 б) 1:2 в) 4:2
К-№5
Как узнать сколько процентов составляет одно число от другого?
Как установить на сколько процентов увеличилась или уменьшилась величина?
1. Сколько процентов составляет а) 3 от 5 б) 100 от50 в) 6 от 10
2. Выразить в процентах изменение величины а) от 4 до 6 б) от10 до 20 в) от 10 до 8