Автор: Багаутдинов Тагир, ученик 6 «Б» класса Руководитель проекта: А. С. Макурин, учитель физики и математики Тема: «Математика на шахматной доске» г. Обнинск, 2020 г. XX Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России»
«Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения игрой – это наука» Тигран Вартанович Петросян
Цель исследования: составить дидактический материал по математике для обучающихся 6-х классов на тему «Прямоугольные координаты на плоскости». Задачи исследования: 1. Собрать и обобщить материал по проблеме исследования. 2. Узнать историю возникновения шахмат. 3. Изучить, что такое система координат. 4. Построить шахматные фигуры в системе координат. 5. Рассмотреть симметрию шахматных фигур в системе координат. 6. Привести примеры математических игр на шахматной доске. 7. Подготовить продукт проекта: дидактический материал по математике.
Проблемный вопрос: как система координат связана с шахматными фигурами? Объект исследования: система координат. Предмет исследования: шахматные фигуры на координатной плоскости. Методы исследования: Теоретический анализ литературных источников и материалов сети Internet. - Метод фотографирования - Метод сравнения. - Анализ полученных данных. Гипотеза исследования: шахматные фигуры можно расположить в системе координат.
Рис.1 «Чатуранга» Рис.1 «Чатуранга» Рис.2 «Шатрандж» Рис. 3 «Сянци» Рис. 5 «Макрук» Рис. 4 «Сёги» История возникновения шахмат
Прямоугольная система координат Симметрия и её виды Осевая симметрия Центральная симметрия Рис.6 Рис.7 Рис.8
Расположение шахматных фигур на координатной плоскости Рис.9 «Конь» Рис.10 «Ферзь» Рис.11 «Король» Рис.12 «Слон» Рис.13 «Ладья» Рис.14 «Пешка»
Симметричные точки шахматных фигур на координатной плоскости
Игра «Тур Коня» Математические игры на шахматной доске Игра «Кошки-мышки» Игра «Ферзя - в угол» Игра «Конь и верблюд»
Елена Вениаминовна Чурина